Хижнякова Л.С., Синявина А.А.
Физика: Механика. Термодинамика и молекулярная
физика:
Учебник для 7–8 классов общеобразовательных
учреждений. –
М.: Вита-Пресс, 2000
Этот учебник стал победителем конкурса
учебников нового поколения для средней школы,
проводимого Министерством образования России и
НФПК. Согласно современным требованиям
физическое образование состоит из трех этапов:
пропедевтический, систематический курс физики
основной школы и дифференцированные курсы
физики средней школы по выбору учащихся.
Пропедевтическое изучение физических явлений
осуществляется в рамках курсов “Окружающий
мир” в начальной школе и “Естествознание” в 5–6
классах. Учебник для 7–8 классов Л.С.Хижняковой и
А.А.Синявиной появился очень своевременно, он
соответствует второму этапу физического
образования, чем отличается от имеющихся в
настоящее время учебников физики основной школы.
Учебник представляет собой систематический
курс физики, который регламентируется не только
принципами научности и доступности, но и
завершенностью физического образования в
основной школе. Построенный по концентрической
системе, он способствует формированию у учащихся
целостного представления о физической картине
мира.
В содержании учебника можно выделить несколько
частей. Изучение курса начинается с введения, в
котором рассматриваются объекты физики и методы
исследования природы, например, физические
явления, тело и вещество, электромагнитное поле
как объект изучения физики. Физическая теория
рассматривается как система научных знаний. В
учебнике раскрываются основные понятия и законы
механики Ньютона, гидро- и аэростатики,
термодинамики, молекулярно-кинетической теории.
Один из параграфов называется “Открытие законов
– задача физики”. В каком учебнике физики
найдется такой параграф! Дай бог, чтобы учителям
хватило бы времени объяснить сам закон, а историю
открытия законов учащиеся, если захотят,
прочитают сами.
В конце учебника приведено описание
лабораторных работ, посвященных в основном
измерению физических величин с учетом
максимальной абсолютной погрешности прямого
измерения и относительной погрешности. Надо
признать, что это вполне разумно. Ребята
совершенно не умеют анализировать результаты
лабораторных исследований. Погрешности
получаются больше искомых величин, а иногда и
просто абсурдные. В настоящее время
погрешностями начинают заниматься только в
девятом классе. С понятием инструментальной
погрешности ребята встречаются вообще в десятом
классе. А это уже поздно! Сейчас уделяется
большое внимание проектно-исследовательской
деятельности учащихся. Авторы своевременно
обратили на это внимание. Одна из задач физики –
это развитие творческих способностей, умение
логически мыслить и оценивать результаты
собственной экспериментальной деятельности.
Еще одна интересная особенность учебника
состоит в том, что распределение материала
соответствует идее изучения физических явлений
в порядке усложнения форм движения материи. Это
дает основание предположить, что данная
структура учебника будет способствовать
формированию научного мировоззрения учащихся.
В учебнике нашли отражение интересные и
оригинальные методические решения. Возможно, это
заинтересует работающего учителя. Так, введение
понятия физического закона дано на конкретном
примере взаимосвязи периода колебаний маятника
с характеристиками изучаемого объекта.
Объяснение давления газа на модели проведено в
соответствии с обоснованием Р.Клаузиусом
давления газа в его известной книге о
кинетической теории газов. При решении
простейших задач используются координатный
метод и элементы статистического метода.
Учебник согласуется с принципом учета
возрастных особенностей учащихся. Это видно даже
в оформлении параграфов. Все учащиеся знакомы с
работой компьютеров. (У кого-то компьютер есть
дома, кто-то работает на нем в школе, то есть
представление у ребят о нем есть.) Авторы
используют компьютерные символы для выделения
вопросов и упражнений. А это просто близко нашим
детям!
Очень интересные рисунки подобраны к
изучаемому материалу. Наконец-то изобразили
гидравлический тормоз автомобиля. Спасибо
авторам, так как для учителей слабого пола это
просто непосильная задача. Вопрос о тормозах
возникает как у учащихся 7-го, так и у учащихся 10
классов (тема: “Двигатель внутреннего
сгорания”).
Для перехода к работе по данному учебнику не
требуется специальной подготовки учителей
физики, нет необходимости вносить существенные
изменения в процесс обучения студентов в
педагогических высших учебных заведениях.
Авторы попытались сохранить лучшие традиции
русской школы.
В настоящее время к учебнику подготовлены и
находятся в печати рабочая тетрадь и
методические рекомендации для учителя. Рабочая
тетрадь существенно дополняет учебник. Она
содержит проверочные тесты и контрольные работы
по темам, а также разнообразные задания,
позволяющие глубже понять материал учебника.
Светлана ЗАКУРДАЕВА,
учитель физики, Центр образования “Царицыно” №
548
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|