Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Новости от «Кузьмы»

Запольскис А.И.,
Новые программы для компьютера IBM PC –
Минск: Кузьма, 1999

В серии «Библиотечка школьника» минского издательства «Кузьма» появилась книга А.И.Запольскис «Новые программы для компьютера IBM PC». Внешне непривлекательный труд белорусского автора навел меня на ряд размышлений общего характера об учебной литературе по вычислительной технике и информатике. Но прежде давайте познакомимся со структурой и содержанием книги.

Автор анонсирует содержание, рассчитанное на людей, знающих, «где у этой железяки расположена кнопка POWER». Иначе говоря, «как для специалистов, так и для начинающих пользователей». В книге шесть глав, шесть важных, по мнению автора тем, с которыми чаще всего сталкиваются в своей работе пользователи ЭВМ.

Вначале рассматриваются программы Microsoft Word и Microsoft Excel. Далее «предельно подробно» обсуждаются утилиты архивирования WinZIP и WinRAR. Затем внимание автора останавливается на «системной оболочке» Windows Commander и теме защиты от компьютерных вирусов. Завершает книгу небольшая глава об основных отличиях Windows-95 и Windows-98.

Предполагая, что читатель уже знаком с азами «компьютерной грамоты», автор рассказывает о том, как можно использовать программное обеспечение для решения конкретных задач практической жизни. Например, создание отчета о проделанной работе и распечатка платежных документов на готовом бланке, расчет себестоимости товара и подготовка диаграмм для совещания.

Обычная книга для обычного читателя? И да и нет. Есть несколько моментов, которые показались мне достаточно интересными. В первую очередь это идея провести рассказ об известном программном продукте не «от А до Я», а «от Н до С», то есть от новичка до специалиста. Имеется в виду, что в книге нет обучения азам взаимодействия пользователя и программы, нет рассказа о простейших вопросах управления ЭВМ. Автор предполагает, что его читатель уже имеет достаточно большой опыт работы с продукцией фирмы Microsoft и компьютерами типа IBM PC. При этом объем обсуждаемого материала, хотя это и заявлено автором, не доходит до планки профессионального уровня владения указанными программами.

О чем речь? В главе, посвященной текстовому процессору WORD, рассказывается о возможностях, до которых рядовой пользователь самостоятельно добирается редко. Здесь идет речь и о применении автоматического стилевого оформления текстов, и об автоматизации нумерации таблиц и рисунков, и о быстром создании оглавлений, ярлыков, наклеек и конвертов. Много места уделено экономии времени при сохранении файлов и при их распечатке на бумаге; упоминается также возможность использования WORD-97 для подготовки web-страниц.

В главе о табличном процессоре MS EXCEL рассматриваются вопросы применения относительных ссылок в формулах, построения диаграмм и графиков, форм для автоматизации заполнения таблиц. Дальше идет разговор о встроенных механизмах обработки данных, проверки правильности связей и автоматического выявления ошибок в формулах, об алгоритмах поиска решений и построении простейших макросов. Здесь же рассказывается, почему MS OFFICE считается единым пакетом программ и какие это дает преимущества его пользователям.

Почему я утверждаю, что планка профессионального уровня не достигается? Да хотя бы потому, что изложение не является полным, не охватывает все возможности описываемых программ. Здесь налицо системный конфликт в намерениях автора сделать книгу нужной как специалистам, так и начинающим пользователям. Это можно сравнить с попыткой сшить костюм, одинаково хорошо сидящий как на взрослом, так и на ребенке.

Надо признать, что следующие три главы книги адресованы исключительно новичкам. Здесь с нуля рассказано о компьютерных вирусах, архиваторах и файловых оболочках.

В главе о вирусах приводится попытка их классификации по типу операционной среды действия, по способу заражения программ, по степени разрушающей способности. Приводится довольно подробная история возникновения и борьбы с этой проблемой, рассказано о стандартных методах и принципах работы компьютерных вирусов. Намного меньше места отведено четким и конкретным рекомендациям по защите от вирусных атак. Это, вероятно, связано с мнением автора о том, что полностью надежных способов обезопасить себя от вирусов не существует. При этом предполагается, что, имея знания о технологии вирусных атак, пользователь сможет избежать вирусоопасных действий, а при необходимости воспользуется готовыми решениями типа ViruSafe и MacCaffe.

Глава об архиваторах также ориентирована на человека, впервые встречающегося с этим понятием. Излагается принцип сжатия данных, обзор истории возникновения и развития архивирующих средств, после чего подробно перечисляются возможности двух известных программ WinZIP и WinRAR.

Какие подходы автора понравились? Главное — это экономия времени и печатного места на преодолении весьма утомительного и трудоемкого нулевого этапа обучения. Справедливо считается, что этому этапу должны быть посвящены отдельные учебники и пособия. Ориентация на середнячков дает возможность говорить с ними на полупрофессиональном языке, опуская мелкие несущественные подробности, которые они самостоятельно смогут освоить.

Второе — изложение основывается на конкретных примерах из практического опыта автора. Это дает возможность оживить рассказ, сделать его интересным за счет того, что эти же задачи вынуждены решать и большинство других пользователей ЭВМ. Причем зачастую делают они это весьма неэффективными способами. Принцип «делай как я» в данном случае может облегчить их задачу.

Но здесь же кроется и главный подводный камень. Проводя читателя через сложные возможности программных продуктов своим путем, автор забывает о том, что более половины его читателей не смогут самостоятельно переложить его пример на свои нужды. Трудно упрекать в этом автора книги. Все зависит от умения ученика самостоятельно мыслить. Именно в этом и состоит проблема обсуждаемого учебного пособия. Если ученик может самостоятельно мыслить, он найдет способ решения проблем. В противном случае ему не понадобится эта книга: он просто не сможет перешагнуть планку начинающего пользователя.

Приведенный мной тезис, конечно, не бесспорен. Но помнить об этом стоит. Мне кажется, что претендентам в специалисты, для которых, собственно, и предназначалась эта книга, нужны уже не учебники, а справочники по программным средствам. А конкретные примеры могут явиться органичным дополнением к таким справочникам.

Возникли у меня и другие вопросы к автору. Почему, например, в книге, изданной в серии «Библиотека школьника», почти все примеры взрослые? Расчет таможенных пошлин и зарплат, подготовка квартальных отчетов и доходы точки видеопроката — все это ориентировано на взрослый бизнес. А почему бы не воспользоваться другими примерами: рассылка приглашений на школьную дискотеку и ведение электронного классного (общешкольного!) журнала, расчет сметы школьного турслета и построение графиков функций из курса алгебры, издание школьной газеты и подготовка реферата… Примеры можно бесконечно продолжать, а вопрос остается: почему книга для школьников написана человеком, далеким от школы? Или я ошибаюсь?

Стиль изложения традиционен для изданий такого толка. Здесь много избитых шуток про Пупкина, много околокомпьютерной «философии» и личных рассуждений автора о современном мире компьютеров, программных средств, пользователей и программистов. С таких рассуждений начинается каждый параграф. И то, что поначалу кажется забавным и разбавляющим формальную суть книги, очень скоро приедается, набивает оскомину и начинает раздражать.

Раздражает и чрезмерно частое применение сленга: экселы и линки, ворды и чиврайтеры, прочие редакторы дяди Билла и другие примочки не являются украшением текста. Чего стоит, например, следующий оборот речи, взятый из книги: корешки, наподобие заголовков вкладок многоэкранных рабочих экранов. Меня можно упрекнуть в выдергивании фразы из контекста, однако уверяю вас, она и в контексте звучит так же нелепо и непонятно. Я многократно поддерживал мнение о том, что книги для детей и школьников должны отличаться особой чистотой русского языка, в том числе и технического. И рецензируемая книга не лучший (правда, и не худший) образчик такой литературы.

Завершая рецензию, можно сказать, что книга имеет право на существование. Хотя в целом труд получился непоследовательным и страдающим огрехами, его автор попытался реализовать некоторые интересные дидактические идеи, развивая которые, творческие учитель, ученик, пользователь, несомненно, облегчат решение своих повседневных задач.

Вадим ШАХНОВИЧ,
лицей “Вторая школа”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru