Жуков Л.В., Соколова И.И.
Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса:
Учебное пособие. –
СПб.: МиМ, 1998
Мы живем в непростое время. Почти всем
приходится, даже покупая самое необходимое,
постоянно оглядываться на цену. Книги – не
исключение. В том числе и учебные. Не все могут
тратить каждый год значительные суммы на покупку
учебников, атласов, пособий и т.п. Цена,
разумеется, оказывается особенно высокой, если
они хорошо изданы. Поэтому понятно желание
делать дешевые пособия. Вопрос только в том, где
остановиться в стремлении дать максимум
информации за наименьшую цену, да еще и в
небольшом формате.
Рабочая тетрадь по астрономии издана
максимально простым способом: на плохой бумаге,
без цвета (собственно, вообще без иллюстраций,
кроме графиков и т.п.), что делает даже
125-страничную книжку при тираже 20 000 экземпляров
совсем дешевой. Однако в сочетании со
стремлением втиснуть в 125 страниц огромное
количество заданий (зачастую малоинтересных)
дешевое издание становится малопригодным для
употребления.
Пособие основывается на стандартных учебниках.
И, кроме собственно большого числа заданий,
включает в себя подвижную карту звездного неба
(что действительно очень важно), списки
литературы для дополнительного чтения (правда,
там много сильно устаревших книг) и примеры
билетов по астрономии. Кроме этого, выделяются
наиболее сложные задания (привычно отмеченные
звездочками), а также материал для запоминания.
Изложение разделено на девять тем (при этом вся
внегалактическая астрономия и космология
почему-то отнесены к теме “Наша Галактика”).
Причем, как это, увы, стало обычным в
отечественных пособиях, на все звезды, Солнце,
галактики и космологию (представленную лишь
двумя вопросами, хотя это сейчас большая и бурно
развивающаяся часть астрофизики) приходится
менее 25% объема. И даже если добавить описание тел
Солнечной системы, то получится меньше 40%. То
есть, на наш взгляд, тетрадь (как и некоторые
учебники) перегружена ненужным и неинтересным
материалом в ущерб захватывающим новым данным
(например, непонятно, зачем ученикам детально (!)
знать теорию Птолемея).
Не смотря на то что заданий много, на их
выполнение отводится очень мало места.
Затруднительно на восьми строчках тетради
ученическим почерком сформулировать и
обосновать (!) свое мнение о распространенности
жизни на планетах Солнечной системы, планетах
вокруг других звезд нашей Галактики и во
Вселенной в целом или на трех строчках
перечислить и описать успехи астрономии и
небесной механики в VIII–XIX веках.
Встречаются и некоторые неточности (хотя их
немного). Так, например, авторы настойчиво путают
понятия “блеск” и “яркость”. Используются
неупотребляемые (типа “белого гиганта”) или
вышедшие из употребления термины и понятия. К
примеру, выделение из астрофизики космологии и
отдельное рассмотрение космогонии давно ушли в
прошлое. Есть в тетради некорректно или неточно
поставленные вопросы, требующие дополнительных
пояснений.
Но главный недостаток – именно неправильно
выбранный подход, заключающийся в наиболее
дешевом впихивании огромной информации в
отдельно взятую тетрадь, как будто задача
обучения астрономии в школе – лишь запоминание
огромного количества мертвых сведений, зачастую
мало говорящих о природе небесных объектов.
Задача массового преподавания астрономии совсем
в другом. Нужно просто распахнуть огромный мир
Вселенной, показать многообразие и красоту
небесных объектов, описав лишь самые основные
закономерности, существующие в этом мире.
Конечно, донести до ученика какую-нибудь
несущественную формулу об абсолютной звездной
величине гораздо дешевле, чем показать во всей
красе снимок с изображением множества галактик,
полученный космическим телескопом. Но, может
быть, тогда придумать вместо сухой формулы или
определения что-то другое? Совсем отказаться от
формул и тем более определений (особенно в 11
классе) нельзя, это все разумные люди понимают, но
и сводить всю школьную астрономию к черно-белому
тексту и графикам – кощунство в своем роде.
Для тетрадей по астрономии такой максимально
дешевый стиль не подходит (как не подошел бы он,
например, для биологии или географии). Можно
сравнить это пособие с тетрадью Е.П.Левитана.
Конечно, последняя заметно дороже. Но зато она
действительно способна не только облегчить
работу учителя, но и заинтересовать ученика,
ввести его в мир астрономии, ради чего все и
затевалось.
Возможно, кто-то скажет, что сейчас в таких
пособиях есть смысл, что они упрощают жизнь
учителя и т.п. На безрыбье ... Так что покупатели на
двадцатитысячный тираж в 140-миллионной стране
наверняка найдутся. Но хочется верить, что
учебники, не способные привлечь к себе внимание
ученика (а в случае астрономии для этого
обязательно нужны хорошие иллюстрации),
когда-нибудь уйдут в прошлое. Не надо слишком
экономить на образовании. Себе дороже.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|