Свободный потомок ОГП
Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М.
Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8–9
классов. Книги 1 и 2.
– М.: Вита-Пресс, 1999
Ловягин С.Н. Володина С.И., Калпин А.Г.
Практикум по курсу “Основы правовых знаний”:
Пособие для учащихся 8–9 классов.
– М.: Вита-Пресс, 1999
Суворова Н.Г., Ашмарина Е.М. и др.
Методическое пособие по курсу “Основы правовых
знаний:
Пособие для учителя.
– М.: Вита-Пресс, 1999
Мировая практика показывает, что без предмета
по основам правовых знаний школа существовать не
может. Ни обществознание, ни экономика не могут
заменить этого специального предмета. Поэтому
возражения о лишней нагрузке, которая ляжет на
школьников с введением нового предмета, которые
зазвучали, когда вышел новый методический
комплект по основам правовых знаний, потонули в
общем одобрительном рукоплескании по поводу
нового учебника.
Наконец такой учебник появился для 8 и 9 классов.
(Собственно, в советское время ОГП – основы
государства и права – тоже были рассчитаны на
этот возраст). Появился роскошный потомок куцего
советского курса в новых демократических
условиях. Если прежние учебники граждановедения
и права во многом продолжали традиции советских
курсов “Основы государства и права” –
приоритетное место авторами этих книг было
отведено обязанностям гражданина и различным
формам уголовной ответственности, – то новый
учебник адресован гражданам демократического
государства, инициативным, свободным, активным,
но вместе с тем уважающим законы и желающим их
знать. Учебник сопровождается методическими
материалами: методическим пособием для учителя,
практикумом, аудио- и видеокассетами.
О необходимости формирования гражданского
правосознания в условиях построения правового
государства и роли в этом процессе обучения и
воспитания лишний раз говорить не будем. Это и
так ясно. А вот каким способом предлагают это
делать авторы учебника?
Создавали его юристы-практики, они стремились
сделать учебник максимально приближенным к
жизни, чтобы он помог разобраться школьникам во
всем многообразии гражданских, трудовых,
семейных, уголовных отношений, не растеряться в
сложных ситуациях, а также уважать законы и уметь
защищать свои права. Каждый урок начинается с
разбора конкретной ситуации, на основе которой и
строится урок. Так, например, урок 20, “Субъекты
гражданского права”, описывает случай, когда
маленький мальчик сам захотел купить путевку в
летний лагерь и что из этого вышло. Различных
примеров, историй много и в вопросах, и в
заданиях.
И надо сказать, такой подход был одобрен и
учителями, и учениками, которые успели
воспользоваться этим учебником, а также
Министерством образования. Учебник “Основы
правовых знаний” для 8–9 классов стал
победителем конкурса учебников Минобразования
РФ в номинации “Право”. Учебнику Федеральным
экспертным советом был присвоен гриф
Минобразования РФ. Социологическое обследование
уровня правовых знаний школьников, проведенное
Фондом “Общественное мнение”, показало
эффективность применения разработанной в
учебниках методики.
Учебник рассматривает широкий спектр тем – от
выяснения, что такое право, законодательство,
правовая норма, до прав несовершеннолетних,
основы конституционного строя, понятия брака и
семьи. Вторая книга посвящена таким важным в
современных условиях вопросам, как вопросы
собственности, правила заключения сделки,
жилищные правоотношения, налоговые
правоотношения, регулирование трудовых
отношений и многое другое. В приложении
содержится вообще чрезвычайно ценная
информация, которой, возможно, воспользуются и
родители: формы различных документов (например,
трудовой договор, протокол об административном
нарушении, исковые заявления) с комментариями.
Обилие специальных терминов, неизбежное в
правоведении, не должно смущать школьников,
поскольку в начале урока они вынесены в
отдельную графу, а в конце урока, после
объясняющего материала, есть маленький словарь.
Методическое пособие представляет собой очень
подробное, выверенное поурочное планирование,
где содержится много удобных таблиц для работы
на уроке, заданий, касающихся и исторических
представлений о праве. Задания многообразны и
разработаны сразу для нескольких групп учащихся.
В ряд уроков включена специальная рубрика
«Судебный случай», где даются казусы из судебной
практики, которые очень интересно и плодотворно
обсуждать на уроке. Довольно большой раздел в
каждом уроке составляет дополнительная
информация для учителя, которая содержит
фактический материал не только по правовой, но и
по политической и экономической сферам общества.
Поэтому методическое пособие может быть
использовано учителем при подготовке к урокам не
только по правоведению, но и обществознанию в
целом.
В практикуме по каждому из разделов приводятся
обширные отрывки из законов РФ, с опорой на
которые надо решить поставленные здесь же задачи
и вопросы.
Просматривая этот комплект пособия, радуешься,
что к учителю отнеслись с такой заботой,
максимально облегчая его работу с новым
предметом. Подготовка учителя к уроку избавлена
наконец от неизбежной, казалось бы, громоздкости
(поиск законов, документов, примеров, заданий) и
стала от этого более приятной. Обучение по этим
учебникам легким назвать нельзя – сам предмет
сложен, но такая литература делает обучение
интересным, увлекательным и действенным. А это
реальный вклад в формирование правового
сознания нового поколения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|