Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Свободный потомок ОГП

Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М.
Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8–9 классов. Книги 1 и 2.
– М.: Вита-Пресс, 1999

Ловягин С.Н. Володина С.И., Калпин А.Г.
Практикум по курсу “Основы правовых знаний”:
Пособие для учащихся 8–9 классов.
– М.: Вита-Пресс, 1999

Суворова Н.Г., Ашмарина Е.М. и др.
Методическое пособие по курсу “Основы правовых знаний:
Пособие для учителя.
– М.: Вита-Пресс, 1999

Мировая практика показывает, что без предмета по основам правовых знаний школа существовать не может. Ни обществознание, ни экономика не могут заменить этого специального предмета. Поэтому возражения о лишней нагрузке, которая ляжет на школьников с введением нового предмета, которые зазвучали, когда вышел новый методический комплект по основам правовых знаний, потонули в общем одобрительном рукоплескании по поводу нового учебника.

Наконец такой учебник появился для 8 и 9 классов. (Собственно, в советское время ОГП – основы государства и права – тоже были рассчитаны на этот возраст). Появился роскошный потомок куцего советского курса в новых демократических условиях. Если прежние учебники граждановедения и права во многом продолжали традиции советских курсов “Основы государства и права” – приоритетное место авторами этих книг было отведено обязанностям гражданина и различным формам уголовной ответственности, – то новый учебник адресован гражданам демократического государства, инициативным, свободным, активным, но вместе с тем уважающим законы и желающим их знать. Учебник сопровождается методическими материалами: методическим пособием для учителя, практикумом, аудио- и видеокассетами.

О необходимости формирования гражданского правосознания в условиях построения правового государства и роли в этом процессе обучения и воспитания лишний раз говорить не будем. Это и так ясно. А вот каким способом предлагают это делать авторы учебника?

Создавали его юристы-практики, они стремились сделать учебник максимально приближенным к жизни, чтобы он помог разобраться школьникам во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных отношений, не растеряться в сложных ситуациях, а также уважать законы и уметь защищать свои права. Каждый урок начинается с разбора конкретной ситуации, на основе которой и строится урок. Так, например, урок 20, “Субъекты гражданского права”, описывает случай, когда маленький мальчик сам захотел купить путевку в летний лагерь и что из этого вышло. Различных примеров, историй много и в вопросах, и в заданиях.

И надо сказать, такой подход был одобрен и учителями, и учениками, которые успели воспользоваться этим учебником, а также Министерством образования. Учебник “Основы правовых знаний” для 8–9 классов стал победителем конкурса учебников Минобразования РФ в номинации “Право”. Учебнику Федеральным экспертным советом был присвоен гриф Минобразования РФ. Социологическое обследование уровня правовых знаний школьников, проведенное Фондом “Общественное мнение”, показало эффективность применения разработанной в учебниках методики.

Учебник рассматривает широкий спектр тем – от выяснения, что такое право, законодательство, правовая норма, до прав несовершеннолетних, основы конституционного строя, понятия брака и семьи. Вторая книга посвящена таким важным в современных условиях вопросам, как вопросы собственности, правила заключения сделки, жилищные правоотношения, налоговые правоотношения, регулирование трудовых отношений и многое другое. В приложении содержится вообще чрезвычайно ценная информация, которой, возможно, воспользуются и родители: формы различных документов (например, трудовой договор, протокол об административном нарушении, исковые заявления) с комментариями.

Обилие специальных терминов, неизбежное в правоведении, не должно смущать школьников, поскольку в начале урока они вынесены в отдельную графу, а в конце урока, после объясняющего материала, есть маленький словарь.

Методическое пособие представляет собой очень подробное, выверенное поурочное планирование, где содержится много удобных таблиц для работы на уроке, заданий, касающихся и исторических представлений о праве. Задания многообразны и разработаны сразу для нескольких групп учащихся. В ряд уроков включена специальная рубрика «Судебный случай», где даются казусы из судебной практики, которые очень интересно и плодотворно обсуждать на уроке. Довольно большой раздел в каждом уроке составляет дополнительная информация для учителя, которая содержит фактический материал не только по правовой, но и по политической и экономической сферам общества. Поэтому методическое пособие может быть использовано учителем при подготовке к урокам не только по правоведению, но и обществознанию в целом.

В практикуме по каждому из разделов приводятся обширные отрывки из законов РФ, с опорой на которые надо решить поставленные здесь же задачи и вопросы.

Просматривая этот комплект пособия, радуешься, что к учителю отнеслись с такой заботой, максимально облегчая его работу с новым предметом. Подготовка учителя к уроку избавлена наконец от неизбежной, казалось бы, громоздкости (поиск законов, документов, примеров, заданий) и стала от этого более приятной. Обучение по этим учебникам легким назвать нельзя – сам предмет сложен, но такая литература делает обучение интересным, увлекательным и действенным. А это реальный вклад в формирование правового сознания нового поколения.

Татьяна ПУШКАРЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru