“...Есть в мире сердце, где живу я”
Соловейчик Симон. Пушкинские проповеди. –
М.: Первое сентября, 1999
Прошлым летом на Россию обрушился ураган имени
Пушкина. Юбилей великого поэта промчался по
стране каким-то колдовским вихрем заклинаний и
причитаний, беспрестанно и бессмысленно
призывавших его дух. Некоторые призывы звучали
так непонятно, что поэту в пору было на мгновение
воскреснуть и спросить «заклинателя»: «Что в
имени тебе моем?» И лишь немногие авторы книг и
статей были бы достойны слышать от него:
На первый взгляд автор «Пушкинских проповедей»
выбрал себе крайне затасканный и неблагодарный
сюжет: Пушкин как учитель жизни. Но те, кто уже в
свое время читал в нашей газете отдельные главы
из книги, могли лишний раз убедиться, что
разговоры на моральные темы кажутся нам скучными
лишь потому, что их обычно ведут скучные и
малопривлекательные люди. Прежде чем начинать
проповедовать и учить других жить, надо еще
заслужить право на такую проповедь. Симон
Львович Соловейчик понимал это, как никто другой.
Ведь он не только много раз прочел всего Пушкина,
но и прожил долгую и трудную жизнь.
Тяжелый, но увлекательный жизненный путь,
громадный житейский опыт, ненароком
проглядывающий в каждой строке, в каждом слове,
это, пожалуй, главное, что позволяет легко читать
книгу, наполненную множеством прописных истин.
«Действительно умные люди никогда не думают о
себе, что они умнее всех». Казалось бы, эта мысль
уже столько раз повторялась, что исчерпала всю
свою глубину. Но настоящие проповеди отличаются
от модной болтовни не новизной или остротой, а
как раз тем, что проповедник способен по-своему
глубоко переживать то, что известно всем
давным-давно. В очередной раз приковывать
внимание читателя к простым и само собой
разумеющимся деталям жизни.
Если учесть, что книга обращена в первую
очередь к молодым читателям, то повторение
очевидного приобретает дополнительный смысл.
Ведь для тех, кто еще только вступает в жизнь,
многие ее законы отнюдь не очевидны. Чтобы
усвоить их, необходимо не только терпение
ученика, но и снисходительное мастерство
учителя. А самое главное – ребенок должен
увидеть, что тот образец поведения, который
предлагают ему взрослые, не просто повод
поговорить о его воспитании, а является образцом
и для них, для самих взрослых.
Авторский замысел и пушкинский текст в
«Проповедях» сплетаются так тесно, что пустое
резонерство становится невозможным. Зато
воскрешается еще один забытый пласт
проповедничества – нравоучение, научение
доброму нраву. Это совсем не так страшно. В
каком-то смысле книга Соловейчика близка
«Учебнику жизни» священника Артемия
Владимирова, «Письмам» академика Лихачева «о
добром и прекрасном», честерфилдовским «Письмам
к сыну» или даже «Иллюзиям» Ричарда Баха. Все эти
книги обращены если не к ребенку, то по крайней
мере к молодому человеку, устраивающему свою
жизнь на основе вечных ценностей. И какой бы ни
была эта основа, все вечное в ней должно быть
ценным, а ценное – вечным.
Для Симона Соловейчика, как и для многих людей
его поколения, абсолютной ценностью («чистой
нотой», как говорится в предисловии) были Пушкин
и его творчество. Но это не значит, что его книга
будет учить читателей жить «по-пушкински». Автор
следует за Пушкиным прямо, без пошлого
заискивания перед тенью гения, без раболепного
цитирования, без многословных и напыщенных
рассуждений на тему «Я и поэт». По поводу
многословия (кстати, ставшего главной
отличительной чертой прошедшего юбилея) нужно
добавить, что редкая глава в книге занимает
больше полутора страниц. Однако при этом не
кажется, что автор специально стремился вложить
нужное количество мыслей в заданный объем
текста. Главы скорее напоминают стихотворения в
прозе или маленькие рассказы с эпиграфами, чем
рассуждения на заданную тему.
Да и тему-то, если присмотреться, никто не
задает. Книга не только выясняет отношение
Пушкина к тем или иным нравственным ценностям
или чертам человеческого характера, она помогает
сохранить веру в будущее. Ту веру, которую Симон
Львович выработал в себе и пронес сквозь долгие
годы застоя и реформ. Эта вера позволяет автору
смело утверждать, например, «что у большинства
людей добрые сердца». Возможно ли проверить или
опровергнуть это утверждение по Пушкину?
Оказывается, возможно, только не стоит искать у
поэта прямых подтверждений, нужно просто
задуматься над его словами, даже если они давно
вам знакомы. К слову, над книжкой Соловейчика
тоже можно будет подумать, и не один раз.
Все-таки хорошо, что эта книга не вышла летом.
Тогда бы ею наверняка восхищались. Теперь ее,
может быть, прочтут.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|