Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Чем быстрее бежишь под дождем, тем меньше намокнешь?

Тренин А.Е., Никеров В.А.
Готовимся к экзамену по физике.
– М.: Рольф, Айрис-Пресс, 1999

Распад научных структур и куча различных программ, многообразие учебников и различных требований к учащимся ведут к деградации образования, и к ХХII веку Россия рискует стать поголовно неграмотной...

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – популярная поговорка среди учеников и студентов. Ученик обязательно пойдет по пути наименьшего сопротивления, будет делать то, что легче, а не то, что труднее. Это логично! Московский базисный учебный план предполагает включить в образовательную область «Естествознание» до десяти предметов: окружающий мир, физика, астрономия, химия, биология, физическая география, экология и т.д. А отводится на эту образовательную область, например, для учащихся 10 классов, всего 6 часов в неделю. Представляете, как можно разделить 6 часов на все эти предметы? Большое спасибо правительству, что оно рассмотрело положительно вопрос о дополнительном финансировании раздельного преподавания в двух группах одного класса при проведении практических занятий по физике и по химии, по биологии и экологии плюс возможность использования часов школьного компонента.

Особую благодарность хочется выразить людям, которые пытаются помочь ребятам самостоятельно освоить знания по определенным предметам. Вопрос о дополнительном образовании в стране стоит очень остро, так как школа в настоящее время не является единственным местом, где ребенок может получать знания. Я уже даже не напоминаю об Интернете и телевизоре.

Авторы А.Е.Тренин и В.А.Никеров выпустили пособие для учащихся старших классов и абитуриентов для самостоятельных занятий при подготовке к экзамену по физике.

В пособии дается краткое систематическое изложение основного содержания школьного курса физики в соответствии с программой вступительных экзаменов по физике в технические вузы.

Основной учебный материал пособия разбит на семь разделов, каждый из которых рассматривает соответствующий программный раздел курса физики средней школы. Здесь приводятся основные физические понятия, величины и формулы; содержатся примеры решения типовых задач. Каждый раздел заканчивается перечнем заданий для самостоятельного решения, в конце книги находятся подробные ответы. Хочется отметить, что авторы рассмотрели решение более 50 задач, предлагавшихся на конкурсных экзаменах. Если сейчас мы перейдем на систему обучения учащихся по схеме: пропедевтический курс «Естествознание», курс физики 7–9 классы и курс по выбору, то пособие «Готовимся к экзамену по физике» Тренина А.Е. и Никерова В.А. очень своевременно: ребята смогут самостоятельно разобрать решенные задачи и обратить внимание на основные ошибки абитуриентов прошлых лет. Поскольку материал экзаменационных билетов по физике в основном состоит из задач, то и особое внимание в пособии обращается именно на этот аспект. При решении задач авторы рекомендуют придерживаться определенного порядка, этот порядок представляет собой алгоритм решения задач, которому пытаются научить учителя физики своих подопечных. Причем по последнему пункту: «7. Проведите вычисления и проверку размерности искомой величины», т.е. операции с размерностями, – до сих пор много разногласий. Как оформлять единицы измерения – вместе с числами или отдельно? Хотелось бы от себя еще добавить: необходимо в конце задачи проверять результат вычислений на «глупость». К сожалению, полученные ответы к задачам часто из области фантазий, не имеющих ничего общего с реальностью (например, размеры молекул соответствуют размерам планет, а космические корабли вращаются по орбитам Земли).

Мне очень понравилось, что для облегчения изучения книги в оформлении использованы пиктограммы:

С – ключевой материал, который необходимо просмотреть, прежде чем приступить к решению задач;

J – дополнительный материал, который при первом чтении можно пропустить;

s – дополнительные задачи, иллюстрирующие неожиданную и не всегда однозначную связь физики с некоторыми проблемами жизни.

Например, в чем отличие восточных видов единоборств от русских и европейских с точки зрения законов физики? Почему наиболее популярные видеогерои-каратисты имеют малую по русским масштабам массу? Правда ли то, что чем быстрее бежишь под дождем, тем, при фиксированном расстоянии, меньше намокнешь? Говорят, что хорошая музыка берет за душу. Нельзя ли это как-нибудь связать с колебаниями и волнами? И где у человека расположена душа?

Можно рекомендовать данное пособие не только учащимся старших классов и абитуриентам, но и учителям, которые не хотят отставать от своих продвинутых учеников.

Светлана ЗАКУРДАЕВА,
учитель физики,
Центр образования «Царицыно» № 548

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru