Если уж учитъ, то хотя бы так, чтобы на уроке и
зубная болъ проходила!
Вчера допоздна говорил по телефону с
учительницей Амандой Джоэл, которая преподает
старшеклассникам историю в одной из нью-йоркских
школ. Обсуждали мы эмоции, переживаемые
педагогом, душевное волнение перед уроком,
физическое и духовное возбуждение на занятии,
заставляющее порой забыть о собственной болезни
или дурных вестях.
Положив трубку, вспомнил, что Чехов рассказал
об этом в “Скучной истории”. Взял знакомый том,
нашел нужное место. Послушайте, как точно
описывает эти переживания тридцатилетний
писатель, который, насколько мне известно, сам
никогда не преподавал: “Чувствуешь что-то
особенное, когда за дверью морем гудит аудитория.
За тридцать лет я не привык к этому чувству и
испытываю его каждое утро. Я нервно застегиваю
сюртук, задаю Николаю лишние вопросы, сержусь...
Похоже на то, как будто я трушу, но это не
трусость, а что-то другое, чего я не в состоянии ни
назвать, ни описать.
Без всякой надобности я смотрю на часы и говорю:
– Что ж? Надо идти.
При моем появлении студенты встают, потом
садятся, и шум моря внезапно стихает. Наступает
штиль.
Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду
читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни
одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть
аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и
произнести стереотипное “в прошлой лекции мы
остановились на...” как фразы длинно вереницей
вылетают из моей души и – пошла писать губерния!
Говорю я неудержимо быстро, страстно, и, кажется,
нет той силы, которая могла бы прервать течение
моей речи”.
Цитировать Чехова хочется страницами.
Как-нибудь в другой раз я расскажу об этом
кратчайшем курсе чеховской педагогики, а сейчас
лишь приведу его заключение:
“Никакой спор, никакие развлечения и игры
никогда не доставляли мне такого наслаждения,
как чтение лекций. Только на лекции я мог весь
отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не
выдумка поэтов, а существует на самом деле. И я
думаю, Геркулес после самого пикантного из своих
подвигов не чувствовал такого сладостного
изнеможения, какое переживал я всякий раз после
лекций”.
Вот какое сильное сравнение выбрал Чехов для
завершения своего педагогического эпизода.
“Сладостное изнеможение” – куда уж сильнее?
Конечно, это мнение героя “Скучной истории”
профессора Николая Степановича, а не самого
Чехова, и все же сопоставление впечатляет.
Аманда Джоэл рассказала мне о своей
“воскресной лихорадке”. Накануне понедельника
она не может ничем заниматься, пока не подготовит
планы уроков на неделю вперед. Ей необходимо
пережить свои уроки заранее, увидеть их
мысленным взором, отрепетировать в душе.
Мне вспомнились строчки Пастернака: “Как
трагик в провинции драму Шекспирову... // Шатался
по городу и репетировал”. Душевное волнение
выражается в физическом действии, психология
переплетается с физиологией. Я рассказал Аманде
о своем недавнем педагогическом приключении,
которое заинтересовало меня именно с
медицинской, физиологической стороны.
На прошлой неделе у меня разболелся зуб. Каждый,
кому знакома сильная зубная боль, посочувствует
и скажет, что надо немедленно идти к врачу. Вместо
визита к стоматологу я пошел проводить занятие в
университете.
Иду и думаю: как же это я справлюсь? Боль
разгулялась, нет никаких сил терпеть. Но тут
случилось чудо. Поднимался по лестнице – болело,
заходил в класс – болело, а как только начал
говорить, завоевывая и удерживая внимание
аудитории, – боль исчезла и не возвращалась до
конца занятия. Словно укол сделали.
Кто-то скажет: самовнушение. Но я ничего себе не
внушал. Правильнее объяснить это чудесное
обезболивание учением Ухтомского о доминанте.
Когда для человека что-то очень важно, в его мозгу
возникает доминанта, подавляющая другие мысли,
чувства, желания, даже сильную боль.
Многие учителя переживают мгновения духовно
возвышающей их доминанты на своих уроках. Эти
минуты вдохновения, убежденности и самоотдачи
позволяют учителю почувствовать полноту жизни и
силу страсти, необычную для повседневной жизни.
Драгоценная привилегия! Часто слышу от
учителей заветные слова: “Я люблю
преподавание”, “Я люблю школу”. А почему? За что?
Что заставляет педагога мириться со
сравнительно небольшой зарплатой, невысоким
общественным статусом, заполнением бесконечных
бумажек и унизительными бюрократическими
придирками? Главное – доминанта учителя на своих
учеников, на преподавание.
Если уж учить, то хотя бы так, чтобы на уроке и
зубная боль проходила. Кстати, она вернулась ко
мне сразу после занятия. К стоматологу я пошел на
следующий день.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|