Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ирина ТИМОФЕЕВА

Как прекрасен этот ужас!

– шептали парижане, посетители салона, о работе “Старость” скульптора Анны Голубкиной

Жизнь скульптора Анны Семеновны Голубкиной – образец фанатичного служения искусству.
Голубкина родилась в Зарайске в крестьянской семье. В 1889 году, когда она приехала в Москву “учиться на художника”, ей долго пришлось доказывать свое право считаться скульптором. Феминизм в России и тогда был непопулярен. Выручали сильный характер и внутренняя уверенность в своих силах: “Я хочу остаться самостоятельной, мне тошны всякие подражания”. Недаром впоследствии Михаил Нестеров назвал ее “Максим Горький в юбке”.
Голубкиной удалось получить прекрасное образование: классы изящных искусств художника-архитектора А.Гунста, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Петербургская академия художеств. Соученики посмеивались над “барышней-крестьянкой” в забавном темном платке: когда однажды один из них назвал ее деревенской Дульсинеей, девушка влепила ему пощечину. Вскоре выяснилось, что скульптура удается Анне Голубкиной лучше живописи. В таланте ученицы профессора не сомневались, но ее художественная манера (которую позже стали называть “скульптурным импрессионизмом”) вызывала их недоумение.
Лишь годы, проведенные в Париже, знакомство с Огюстом Роденом, одобрившим ее работы, и полученная в 1898 году на парижском “Осеннем художественном салоне” бронзовая медаль французской Академии художеств убедили скульптора в правильности избранного пути. “Как прекрасен этот ужас”, – шептали парижане, посетители салона, о ее работе “Старость”. Роден при первой их встрече сказал: “Запомните – в скульптуре нужна не оригинальность. Но выражение жизни”.
Европейское признание открыло Голубкиной “зеленую улицу” на родине. Валентин Серов и Сергей Дягилев отобрали ее композицию “Огонь” для выставки “Мир искусства”. Фигуры первобытных мужчин и женщин вылеплены и повернуты к зрителю так, чтобы передать игру огня на неровной фактуре. Савва Морозов заказывает для МХАТа барельеф “Пловец”. Побывавшая в мастерской Голубкиной О.Книппер-Чехова пишет мужу о “необыкновенной личности и гениальном скульпторе”. С театром художницу связывала тесная дружба: артисты МХАТа даже принимали участие в спектаклях самодеятельного театра в ее родном Зарайске.
Не обходилось без курьезов. В заказанном светской дамой Носовой-Рябушинской портрете скульптору хотелось передать черты волжской вольницы ее предков – ушкуйников. Даме работа не понравилась. Она измерила нос скульптуры веревочкой и выяснила, что он вдвое короче “подлинника”. Наследница волжских разбойников урезала гонорар автору соответственно вдвое...
Анна Голубкина отказывалась делать работу на заказ, если не нравилась, не волновала натура: необходимо было вжиться в образ изображаемого. И очень неохотно расставалась со своими работами, хотя постоянно нуждалась, помогая всем, кто об этом попросит. Благодаря этому сегодня в мастерской-музее А.С.Голубкиной в Большом Левшинском переулке, 12 (филиал Государственной Третьяковской галереи), собрана превосходная коллекция произведений разных лет. Поражает контраст между разнообразием находящихся в большой двусветной мастерской скульптурных портретов, барельефов, аллегорических композиций и почти монашеской аскетичностью двух маленьких жилых комнаток. Узенькая тахта, письменный стол, семейные фотографии на стенах и несколько книжных полок. Это была принципиальная позиция: “Двум богам служить не могу”.
В снятом в 1910 году в Большом Левшинском переулке маленьком особняке XIX века с пристроенной к нему мастерской Голубкина подготовила свою первую итоговую выставку. Она состоялась в 1914 году, но последующие исторические катаклизмы надолго прервали работу над крупными формами. К тому времени писавшие о художнице Сергей Булгаков, Василий Розанов, Максимилиан Волошин ставили ее вровень с Роденом.
После революции Голубкина преподавала во ВХУТЕМАСе и увлеклась созданием камей из мрамора, камня, ракушек, слоновой кости. Бильярдные костяные шары для этого разыскивали по всей Москве ее ученики. В “жилой” комнате музея находится небольшая очаровательная коллекция резных миниатюр: женская головка в античных традициях, тончайшие пейзажи, портреты-медальоны Вяч.Иванова и М.Волошина.
В середине 20-х годов скульптор задумала вторую масштабную выставку своих произведений. Как вспоминал М.Нестеров, “она была настоящим скульптором, что редко бывает среди женщин. И рост, и одаренность чисто мужские. Но Анна Семеновна переоценила свое уже подорванное здоровье. Расставляя в мастерской тяжелые экспонаты, она, как говорят в народе, “надорвалась”. И в 1927 году умерла в Зарайске, куда уехала набраться сил.
Голубкина не раз говорила старшей сестре Александре Семеновне, всю жизнь ее опекавшей, что нельзя допустить “распыления” ее произведений по чужим рукам. Комитетом по увековечению памяти Голубкиной было составлено заявление в Главискусство: “Ввиду неоднократных попыток некоторых скульпторов занять мастерскую просим содействовать ее охране”. В мае 1932 года ВЦИК СССР принял решение об открытии музея. В то время подобных мемориальных музеев скульпторов в Европе было всего три: музей Родена в Париже, Торвальдсена в Копенгагене и Микеланджело во Флоренции.
Однако к 1952 году отношение к творчеству Голубкиной переменилось: оно было признано буржуазным. Припомнили и импрессионизм. Музей закрыли, коллекция была расформирована, работы ушли в другие собрания. Посмертная опала продолжалась до начала 60-х, когда в залах Академии художеств состоялась выставка к 100-летию со дня рождения Голубкиной. Воссоздание музея начиналось почти с нуля: в особняке размещались учреждения и квартиры. Сегодня в музей, который был открыт в 1974 году, возвращены прекрасные работы скульптора, от знакомства с которыми у посетителей, по словам сотрудников, вырастают крылья.
Может показаться, что с годами Голубкина уходила от метафоричных и отвлеченных форм Серебряного века. Но умение вживаться в натуру, почувствовать и передать ее темперамент и характер ей никогда не изменяло.
Несколько избитое выражение “застывшая музыка” к творчеству Голубкиной применимо, как никакое другое. “Я считаю ее тончайшим музыкантом. Внутри у нее – великолепная гармония” (М.Нестеров).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru