Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Радуга характера

Умение тонко чувствовать краски и цвета – один из ключей, открывающих ребенку путь к самому себе

Дети и искусство

Одна из характерных особенностей детей – тесная взаимосвязь душевного и телесного. Взрослый стремится к тому, чтобы не дать внешне проявиться своим аффектам, даже если это не всегда ему удается. Дети же инстинктивно делают наоборот: они топают ногами по полу, когда злятся, и подпрыгивают, когда радуются.
Мы даем возможность детям проявить свою душевную склонность в разных видах художественной деятельности, высвобождая таким образом заложенные в них инстинкты. Однако мы не безразличны к тому, как они будут развиваться. Иногда реакция детей в процессе художественно-творческой деятельности рассматривается как “реакция на самого себя”. Если бы это было так, то с равным успехом для самовыражения мы могли бы стучать по пустой жестяной банке, обежать несколько раз вокруг дома или разбить старинную фарфоровую вещь. Но искусство – это воплощение как мира вещей, так и царства души.
Не раз подчеркивалось, что занятия искусством оказывают воспитательное воздействие на детей. Но не всегда удается увидеть, насколько это воздействие оказывается глубоким и продолжительным.
Глубже всего в человеке укореняются привычки, которые были им усвоены в возрасте подражания. Все, что остается, относится к области бессознательного, его нельзя поколебать. Это, например, положительная или отрицательная внутренняя установка по отношению к окружающему миру, к людям. Как воспитатели мы можем содействовать превращению дремлющих в глубине инстинктов в постоянное качество: например, желание принимать участие во всем, что нас окружает, посвящать ему какое-то время и пытаться его воплотить. Самый лучший способ позаботиться о развитии такого глубинного инстинкта еще в раннем детстве – это занятия искусством.

Выразить себя в красках

На вопрос о том, какой смысл непрофессиональному художнику писать картины, вероятно, многие люди ответили бы, что это потребность в самовыражении.
Совершенно ясно, что, работая с красками, мы можем найти спокойный и гармоничный выход из самого возбужденного состояния. Если кто-то стал жертвой безудержного гнева, то он получит больше радости от того, что нанесет огненно-красную краску на кусок бумаги, чем от того, что разобьет окно.
Для особо эмоциональных детей занятия с кисточками и мелками могли бы поэтому оказаться идеальным способом выражения своих эмоций и освобождения от внутреннего гнета.
Рудольф Штейнер не остался безразличным к этому явлению. Он дал нам удивительные по глубине практические рекомендации, как работать в этом случае с детьми. Например: “Возбудимому ребенку лучше иметь дело с красными или красно-желтыми тонами, ему нужно дать возможность одеваться в эти цвета. Наоборот, если ребенок безучастен, то нужно перейти к синим и сине-зеленым краскам”. “...Собственно говоря, мы ведем разговор о цвете, который отражается внутри нас как противоположный. Для красного таким цветом будет зеленый, для синего – оранжево-желтый. В этом легко убедиться, если некоторое время смотреть на поверхность, закрашенную соответствующей краской, а затем быстро перевести взгляд на какую-нибудь белую поверхность. Противоположный цвет воспроизводится физиологическими органами ребенка и способствует становлению всей необходимой внутренней структуры. Если возбудимый ребенок видит в своем окружении красный цвет, то внутри него возникает противоположный образ зеленого цвета. Работа по превращению другого цвета в зеленый действует успокаивающе...” (Штейнер Р. “Воспитание ребенка”).

Вживание в цвет

Те, кто использует краски, чтобы выразить в них себя, никогда не смогут вырваться из колдовского плена собственного “я”. Те же, кто, забыв о самом себе, вживается в цвет, вступают в новый безграничный внутренний мир, который постоянно расширяется и изменяется.
Если вы хотите по-настоящему узнать, что такое цвет, не начинайте с изучения и отображения каких-то мотивов внешнего мира: в этом случае цвет становится чем-то вторичным по отношению к форме, мотиву. Чтобы воспринять многокрасочный мир, нужно исходить из самих красок. Начинать следует с чисто цветовых упражнений. Этот способ живописи – первый и самый важный в начальных классах вальдорфской школы. Ребенку относительно легко дается обращение с акварельными красками, наносимыми на мокрую бумагу, оно помогает почувствовать пространство и воздух. Для семилетнего ребенка большое событие нарисовать по просьбе учителя, например, желтое пятно на синем фоне, а затем синее на желтом. Когда рисунки высохнут, их вывешивают и внимательно разглядывают. Шаг за шагом дети овладевают опытом использования красок: все оттенки желтого и красного цветов всегда перекрывают другие цвета, а синий, фиолетовый и другие им уступают. Более нейтрален зеленый. Постепенно каждая краска предстает перед детьми как живое существо с совершенно определенными жестами и свойствами. “Вы можете говорить с детьми на языке красок. Представьте себе, каким источником вдохновения может стать следующая мысль. Вот это кокетливый лиловый цвет, а у него на шее сидит наглый красноватый. Все вместе опираются на покорный синий. Описывая, вы должны стремиться к предметности, чтобы формировать душу ребенка. Вы придумываете что-то, исходя из цвета, а выполнить это можно пятьюдесятью различными способами” (Штайнер Р. “Учительская конференция” 15.11.1920).
Такие упражнения учитель может продолжать в течение длительного времени, пытаясь передать детям чувство цветовых оттенков, цветовой композиции, красочной перспективы и красочного пространства. Если они привыкли отыскивать форму в случайных сочетаниях цвета, то так же естественно, когда речь зайдет об иллюстрировании каких-то сказочных мотивов или легенд, они смогут по своему выбору выстроить целые сцены, в которых вещи и образы возникают из какого-то одного цветового созвучия.
Неоценимую помощь может оказать живопись и в корректировке темперамента у детей. В общем виде можно было бы отметить следующее. Если холерикам предоставить возможность выполнять по своему усмотрению упражнения с красками, то в их работах драматический красный цвет и его оттенки распределятся по всему листу, подавляя другие. Меланхолики обычно рисуют что-нибудь маленькое и темненькое где-нибудь в верхнем уголке листа. Сангвиники со страшной скоростью изображают что-нибудь небольшое, но светлое и радостное и тут же переходят на следующий лист бумаги. Флегматики, как правило, заполняют весь лист чем-то большим и нудным.
Чисто терапевтический эффект оказывает обучение по возможности более упорядоченному заполнению и использованию всей поверхности листа, когда нужно внимательно относиться к тому, чего требуют сами краски, а не руководствоваться собственным ощущением. Случайные посетители какой-нибудь вальдорфской школы или выставки работ ее учеников часто спрашивают: “Почему же все работы на одно лицо? Почему вы не позволяете детям рисовать так, как они хотят сами?”
Частично мы уже ответили на этот вопрос. Не станем скрывать, что в школах Штейнера, как и в других учебных заведениях, можно столкнуться с “выхолощенными обрядами”. Но при всем при том стоит подчеркнуть, что вальдорфские учителя пытаются решать художественные задачи, обучая живописи не путем собственного произвола, а исходя из природы самих красок и с учетом приносимой детям пользы.
Трудно переоценить то, как много может значить для дальнейшей жизни человека умение тонко чувствовать краски. Ведь речь идет о некоем внутреннем богатстве, которое нельзя взять в руки, о тончайших, не поддающихся описанию качествах и оттенках. Однако с уверенностью можно утверждать лишь одно – весь мир преображается в глазах того, кто научился чувствовать и понимать тихий язык красок, совершенно не интеллектуалистический, но глубоко проникающий в суть всех вещей.

Из книги Франса Карлгрена “Воспитание к свободе”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru