Радуга характера
Умение тонко чувствовать краски и цвета – один
из ключей, открывающих ребенку путь к самому себе
Дети и искусство
Одна из характерных особенностей детей – тесная
взаимосвязь душевного и телесного. Взрослый
стремится к тому, чтобы не дать внешне проявиться
своим аффектам, даже если это не всегда ему
удается. Дети же инстинктивно делают наоборот:
они топают ногами по полу, когда злятся, и
подпрыгивают, когда радуются.
Мы даем возможность детям проявить свою душевную
склонность в разных видах художественной
деятельности, высвобождая таким образом
заложенные в них инстинкты. Однако мы не
безразличны к тому, как они будут развиваться.
Иногда реакция детей в процессе
художественно-творческой деятельности
рассматривается как “реакция на самого себя”.
Если бы это было так, то с равным успехом для
самовыражения мы могли бы стучать по пустой
жестяной банке, обежать несколько раз вокруг
дома или разбить старинную фарфоровую вещь. Но
искусство – это воплощение как мира вещей, так и
царства души.
Не раз подчеркивалось, что занятия искусством
оказывают воспитательное воздействие на детей.
Но не всегда удается увидеть, насколько это
воздействие оказывается глубоким и
продолжительным.
Глубже всего в человеке укореняются привычки,
которые были им усвоены в возрасте подражания.
Все, что остается, относится к области
бессознательного, его нельзя поколебать. Это,
например, положительная или отрицательная
внутренняя установка по отношению к окружающему
миру, к людям. Как воспитатели мы можем
содействовать превращению дремлющих в глубине
инстинктов в постоянное качество: например,
желание принимать участие во всем, что нас
окружает, посвящать ему какое-то время и пытаться
его воплотить. Самый лучший способ позаботиться
о развитии такого глубинного инстинкта еще в
раннем детстве – это занятия искусством.
Выразить себя в красках
На вопрос о том, какой смысл непрофессиональному
художнику писать картины, вероятно, многие люди
ответили бы, что это потребность в самовыражении.
Совершенно ясно, что, работая с красками, мы можем
найти спокойный и гармоничный выход из самого
возбужденного состояния. Если кто-то стал
жертвой безудержного гнева, то он получит больше
радости от того, что нанесет огненно-красную
краску на кусок бумаги, чем от того, что разобьет
окно.
Для особо эмоциональных детей занятия с
кисточками и мелками могли бы поэтому оказаться
идеальным способом выражения своих эмоций и
освобождения от внутреннего гнета.
Рудольф Штейнер не остался безразличным к этому
явлению. Он дал нам удивительные по глубине
практические рекомендации, как работать в этом
случае с детьми. Например: “Возбудимому ребенку
лучше иметь дело с красными или красно-желтыми
тонами, ему нужно дать возможность одеваться в
эти цвета. Наоборот, если ребенок безучастен, то
нужно перейти к синим и сине-зеленым краскам”.
“...Собственно говоря, мы ведем разговор о цвете,
который отражается внутри нас как
противоположный. Для красного таким цветом будет
зеленый, для синего – оранжево-желтый. В этом
легко убедиться, если некоторое время смотреть
на поверхность, закрашенную соответствующей
краской, а затем быстро перевести взгляд на
какую-нибудь белую поверхность. Противоположный
цвет воспроизводится физиологическими органами
ребенка и способствует становлению всей
необходимой внутренней структуры. Если
возбудимый ребенок видит в своем окружении
красный цвет, то внутри него возникает
противоположный образ зеленого цвета. Работа по
превращению другого цвета в зеленый действует
успокаивающе...” (Штейнер Р. “Воспитание
ребенка”).
Вживание в цвет
Те, кто использует краски, чтобы выразить в них
себя, никогда не смогут вырваться из колдовского
плена собственного “я”. Те же, кто, забыв о самом
себе, вживается в цвет, вступают в новый
безграничный внутренний мир, который постоянно
расширяется и изменяется.
Если вы хотите по-настоящему узнать, что такое
цвет, не начинайте с изучения и отображения
каких-то мотивов внешнего мира: в этом случае
цвет становится чем-то вторичным по отношению к
форме, мотиву. Чтобы воспринять многокрасочный
мир, нужно исходить из самих красок. Начинать
следует с чисто цветовых упражнений. Этот способ
живописи – первый и самый важный в начальных
классах вальдорфской школы. Ребенку
относительно легко дается обращение с
акварельными красками, наносимыми на мокрую
бумагу, оно помогает почувствовать пространство
и воздух. Для семилетнего ребенка большое
событие нарисовать по просьбе учителя, например,
желтое пятно на синем фоне, а затем синее на
желтом. Когда рисунки высохнут, их вывешивают и
внимательно разглядывают. Шаг за шагом дети
овладевают опытом использования красок: все
оттенки желтого и красного цветов всегда
перекрывают другие цвета, а синий, фиолетовый и
другие им уступают. Более нейтрален зеленый.
Постепенно каждая краска предстает перед детьми
как живое существо с совершенно определенными
жестами и свойствами. “Вы можете говорить с
детьми на языке красок. Представьте себе, каким
источником вдохновения может стать следующая
мысль. Вот это кокетливый лиловый цвет, а у него
на шее сидит наглый красноватый. Все вместе
опираются на покорный синий. Описывая, вы должны
стремиться к предметности, чтобы формировать
душу ребенка. Вы придумываете что-то, исходя из
цвета, а выполнить это можно пятьюдесятью
различными способами” (Штайнер Р. “Учительская
конференция” 15.11.1920).
Такие упражнения учитель может продолжать в
течение длительного времени, пытаясь передать
детям чувство цветовых оттенков, цветовой
композиции, красочной перспективы и красочного
пространства. Если они привыкли отыскивать форму
в случайных сочетаниях цвета, то так же
естественно, когда речь зайдет об
иллюстрировании каких-то сказочных мотивов или
легенд, они смогут по своему выбору выстроить
целые сцены, в которых вещи и образы возникают из
какого-то одного цветового созвучия.
Неоценимую помощь может оказать живопись и в
корректировке темперамента у детей. В общем виде
можно было бы отметить следующее. Если холерикам
предоставить возможность выполнять по своему
усмотрению упражнения с красками, то в их работах
драматический красный цвет и его оттенки
распределятся по всему листу, подавляя другие.
Меланхолики обычно рисуют что-нибудь маленькое и
темненькое где-нибудь в верхнем уголке листа.
Сангвиники со страшной скоростью изображают
что-нибудь небольшое, но светлое и радостное и
тут же переходят на следующий лист бумаги.
Флегматики, как правило, заполняют весь лист
чем-то большим и нудным.
Чисто терапевтический эффект оказывает обучение
по возможности более упорядоченному заполнению
и использованию всей поверхности листа, когда
нужно внимательно относиться к тому, чего
требуют сами краски, а не руководствоваться
собственным ощущением. Случайные посетители
какой-нибудь вальдорфской школы или выставки
работ ее учеников часто спрашивают: “Почему же
все работы на одно лицо? Почему вы не позволяете
детям рисовать так, как они хотят сами?”
Частично мы уже ответили на этот вопрос. Не
станем скрывать, что в школах Штейнера, как и в
других учебных заведениях, можно столкнуться с
“выхолощенными обрядами”. Но при всем при том
стоит подчеркнуть, что вальдорфские учителя
пытаются решать художественные задачи, обучая
живописи не путем собственного произвола, а
исходя из природы самих красок и с учетом
приносимой детям пользы.
Трудно переоценить то, как много может значить
для дальнейшей жизни человека умение тонко
чувствовать краски. Ведь речь идет о некоем
внутреннем богатстве, которое нельзя взять в
руки, о тончайших, не поддающихся описанию
качествах и оттенках. Однако с уверенностью
можно утверждать лишь одно – весь мир
преображается в глазах того, кто научился
чувствовать и понимать тихий язык красок,
совершенно не интеллектуалистический, но
глубоко проникающий в суть всех вещей.
Из книги Франса Карлгрена “Воспитание к
свободе”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|