Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Лек БОС

Двенадцать драконов в борьбе
против социальных инициатив
Статья вторая

Первая часть этой статьи, рассказывающая о “внешних” опасностях, грозящих свести на нет любую общественную инициативу, была опубликована в нашей газеты 11 марта, № 19. Сегодня речь пойдет об опасностях “внутренних”...

7. Дракон-секта

Педагогика может исходить из многообразных представлений о человеке. Разные формы школ должны иметь возможность свободно конкурировать между собой. При этом серьезные инициативы, возникающие в связи с определенным направлением, хотят сохранить свою идентичность. И это правильно; импульсы духовной жизни не должны растворяться в компромиссах, им важно удержать своеобразие. Но снаружи группа обязана быть открытой. Каждый, кто интересуется плодами ее работы, должен иметь такую возможность.
Участники инициативы, порабощенные драконом-сектой, считают достойными внимания только людей, близких себе по духу. Весь остальной мир становится им чуждым и враждебным – пока сам, в свою очередь, не начинает так же отчужденно относиться и к ним.

8. Дракон-паразит

В наше время многие люди недовольны тем, что работа не дает им возможности развиваться. Они чувствуют себя шестеренкой в машине. Такие люди используют социальный проект лишь для собственного развития. Они стремятся к внешней активности для самосовершенствования и ради желания ощутить себя как группу.
Я знаю одну школу, которая была основана именно потому, что группа людей хотела вместе идти путем ученичества. Школа была объектом, на котором эти люди испытывали себя. И сегодня, через двадцать лет, видны последствия столь шаткого главного мотива основателей.

9. Дракон-спешка

Этого дракона можно также назвать драконом-экспансией. Инициативе нужен определенный срок, чтобы ее создатели смогли стать настоящей рабочей группой. Тогда становится понятно, чего, собственно, люди хотят, каково общее содержание их задач. После этого инициатива может отважно держаться даже под натиском бури. Это же время созревания нужно и для того, чтобы понять, действительно ли есть потребность в этой инициативе.
Дракон-спешка подстегивает инициативу рождаться и развиваться побыстрее.
Группа, например, планирует создать детский сад. Она точно знает, что планы еще недостаточно вызрели, но внезапно появляется шанс: дом, помещение! «Такое удобное размещение, так дешево! Теперь быстрее действовать. Такого случая больше не будет!»
Непостижимо, насколько недвижимость делает людей фанатичными и одержимыми, насколько она сужает сознание.
Этот дракон приходит и по-другому. Инициатива пришла куда-то слишком поздно. Например, в какой-либо местности родители уже давно ждут вальдорфскую школу. Наконец возникает маленький круг инициаторов. Едва была основана игровая вальдорфская группа, как туда ринулись дети. «Почему не сразу детский сад? Должен уже существовать и первый класс, быть может, скомбинированный со вторым…» Инициатива сразу оказывается под большим давлением. И поскольку родилась она поздно, то ее вынуждают слишком быстро расти, придавая характер преждевременно рожденной. Своим ростом инициатива уничтожает саму себя.

10. Дракон-автономия

В самой природе дела заложено, что новые инициативы получают реальные стартовые возможности лишь через добровольные пожертвования.
Но дракон-автономия нашептывает: «Ты не должен просить милостыню. Инициатива, которая себя уважает, должна себя и содержать». На практике это означает, что инициативная группа берет нормальные кредиты с выгодными для кредиторов процентами. В этом нет ничего плохого. Но подходит ли такая форма финансирования на начальном этапе? Ведь редко творцы инициативы способны предвидеть все реальные затраты и тот срок, когда инициатива войдет в нормальный ритм. Инициатива сразу взваливает на свои плечи тяжелую ношу: в духовном плане – обязанность определенных достижений, в материальном – денежных выплат.
Новым инициативам, чтобы расправить крылья, нужны стартовые возможности, даруемые теплом добровольных пожертвований: в виде ли денег, продукции, в форме помощи в работе или вкладов самих первопроходцев.

11. Дракон-приспособление

Этого дракона можно также назвать «рутинным» драконом.
У определенной группы людей есть хорошие замыслы. Но вот они сталкиваются с жестокой реальностью внешнего мира. Есть школьные законы, диктующие невозможные вещи: например, количество квадратных метров окон на одного ребенка. Инспектор ставит четкие требования относительно ведения бухгалтерии. Достижение определенного числа сотрудников требует по закону создания школьного совета. Существуют положения о правилах регистрации инициативы. Обнаруживается, что, например, при основании нового заведения нужно внести в статус некий очень неприятный параграф.
Так со всех сторон инициатива наталкивается на грубую реальность. И каждый раз встает вопрос: «Должны ли мы делать что-то не так, как считаем правильным? Должны ли мы приспосабливаться? Вступать ли нам в открытое противоборство с системой, которая не оставляет места для нашей инициативы?»
Дракон-приспособление говорит на каждом шагу: «Приспособьтесь. Борьба с бюрократией отбирает слишком много сил и времени».
После нескольких лет работы дракона-приспособления инициативная группа может сказать себе: «А что, собственно, нового осталось в нашей инициативе? Мы приходили к согласию, но у нас не осталось ничего от вдохновенных замыслов. Мы пришли к бесцветным развалинам».

12. Дракон-соло

В некоторых инициативах сам основатель оказывается наибольшей опасностью для своего творения. Человек или группа так идентифицировали себя со своей инициативой, что другие люди практически не могут принять в ней участие.
Основатели сами принимают все решения. И вот люди начинают в конце концов выходить из дела, так как чувствуют, что не могут в нем по-настоящему сотрудничать.
И неудивительно, что такая инициатива гибнет вместе с основателем и всей его генерацией.

ДРАКОНЫ В ПАРАХ

При описании отдельных драконов мы не обращали внимания на их взаимосвязь. Фактически же каждый дракон имеет свое дополнение. Я коротко назову пары драконов. Видно, что один из них действует сильнее извне, а другой – изнутри.

Первая пара: дракон – денежная помощь и дракон-автономия

Итак, дракон – финансовая помощь несет с собой опасность стать полностью зависимым от субсидий. Опасно, когда необходимые средства приходят без особых усилий.
Дракон-автономия, напротив, предлагает не принимать никаких подарков от мира. Пораженные этим драконом люди хотят так наладить свои дела, чтобы сразу самим себя содержать.

Вторая пара: дракон-дилетант и дракон-паразит

Дракон-дилетант действует, когда люди не понимают, что социальные изменения могут происходить только тогда, когда вместе с ними меняется и сам человек. Кто не работает над собой, тот не может внести ничего существенного в развитие проекта.
Дракон-паразит приводит к противоположному: человек так увлекается самосовершенствованием, что и внешний мир стремится использовать лишь для своего развития.

Третья пара: дракон-управление и дракон-соло

Дракон-соло приводит к тому, что человек или маленькая группа держит в своих руках всю социальную инициативу. Инициатива, так сказать, постепенно «пожирает» себя – для других в ней не остается места.
Дракон-управление достигает обратного. Руководитель быстро устанавливает дистанцию с инициативой и отдает пространство действия другим. Они должны работать. Но со стороны они будут ощущать постоянное бюрократическое вмешательство.
В первом случае инициативу ведут лишь люди, давшие импульс ее созданию. Во втором – они «дистанционно управляют» теми, кто выполняет работу.

Четвертая пара: дракон-организация и дракон-спешка

Дракон-организация сразу же начинает создавать формы.
Дракон-спешка подводит нас к другой зоне риска: инициатива растет, и растет, и растет… и гибнет в хаосе. Здесь не придерживаются никаких правил, живут без всяких структур.
А жизнь требует равновесия между формой и движением.

Пятая пара: дракон-нарцисс и дракон-приспособление

Дракон-нарцисс действует так, что группа влюбляется в свои собственные идеи. Она перестает воспринимать действительность. Когда же вмешивается дракон-приспособление, то внешние обстоятельства заставляют инициативу терять самобытные идеи.

Шестая пара: дракон-объединение и дракон-секта

У пациентов должна быть возможность выбирать врачей, у родителей – школу, которой они доверяют. Однако это имеет смысл лишь тогда, когда существует подлинная возможность выбора. Когда перед нами яркое множество разнообразных инициатив.
И если у кого-то есть потребность в том, что я могу предложить, у него должна быть возможность обратиться ко мне. Это касается также и школы: она должна открыть свои двери для всех, кто ею интересуется.
Дракон-объединение и дракон-секта стараются запутать эти два принципа. Первый из них стремится собрать в кучу разнородные инициативы, не способные вместе плодотворно взаимодействовать. Предлагаемое им «братское сотрудничество» разных направлений часто парализует силы инициаторов или приводит к тяжелому внутреннему напряжению. А дракон-секта ограничивает малой группой близких по духу людей то, что должно быть открыто внешнему миру.

* * *

Итак, мы упорядочили все двенадцать драконов в шесть пар. С одной стороны, перед нами драконы, слишком открытые для внешнего мира. С другой – группа соблазняющих закрыться в себе и отделиться от мира.
Как избежать их угрозы, как найти равновесие, золотую середину между теми силами, которые норовят столкнуть любую инициативу с верного пути? Наверное, в каждом конкретном случае на этот вопрос существует свой ответ, но, надеемся, эта статья все-таки поможет найти его. Или хотя бы избежать неверных решений, которыми грозят двенадцать злополучных драконов...

Перевод с немецкого Николая ШПАКА
и Ярославы ТЕРЛЕЦКОЙ

Печатается в сокращении


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru