Теория образования может родиться в
школе
Но только в такой школе, которая
свободна
от формальных требований и приказов
Всем известна главная особенность
отечественной педагогики – она никак не станет
наукой.
Слабые попытки представить наукообразным языком
ведомственные задачи – например, концепцию
нового содержания образования двенадцатилетки,
или образовательные стандарты, ориентированные
на ЗУНы, или решение проблемы духовности через
радикальный поворот к православию – грешат тем,
что вместо изложения нового принципа выдают
идеологические заклинания о гармонически
развитой личности и снижении учебной нагрузки в
тех же пределах классно-урочной и
учебно-предметной практики обучения. Не хватает
главного – изменения, по крайней мере
проблематизации, средств, с помощью которых мы в
течение десятилетий уродовали психику и
физическое здоровье школьников, беспредельно
расширяя объем учебного материала, легко
поддаваясь любой идеологии за неимением своей
собственной теории – образовательной,
педагогической. Нет ничего более
противоположного друг другу, чем идеология и
теория. Идеолог всегда точно попадает в резонанс
с массами: он должен понравиться, должен сделать
так, чтобы с ним согласилось большинство, он
должен сделать громадную работу – угадать точку,
в которой сходится настроение масс и намерение
власти. С этой точки зрения идеальными были
выступления назначенных ораторов на январском
совещании в Кремле: вспомните хотя бы призыв
сделать всех учителей государственными
служащими или очередное заклинание о том, чтобы
поставить учителя на такую высоту, на какой он не
стоял и стоять не мог... При этом почти каждое
заседание начиналось, заканчивалось и
прерывалось поздравлениями присутствующих в
зале именинников.
Правильно, поздравлять именинников в Большом
Кремлевском дворце – святое дело, но вот
обсуждать концептуальные вещи, проблематику и
стратегию развития системы образования...
Помните, как А.Д.Сахарова освистывали на трибуне
Съезда народных депутатов? Потому что он не
именинников поздравлять вышел, а концептуальные
вещи пытался говорить.
А цели теории и цели широких масс и их вождей
расходятся. И это, как говорится, медицинский
факт, социология, а не недостаток теории или
низкий уровень сознания масс.
Ловушки очевидных решений
Наука на чужих целях не работает, а там, где
начинается выполнение заказа, там заканчивается
теория. Это общеизвестно, но хочется добавить от
себя: а там, где заканчивается теория, начинается
бытовое рассуждение членов разнообразных
комиссий, советов и комитетов (даже с научными
званиями и должностями, вплоть до докторов и
ректоров) и подмена теории идеологией.
Что мы и имеем на сегодняшний день.
Проблема обновления содержания образования? Это
же просто, надо только соединить много разных
предметов в один и назвать это образовательной
областью. Все понятно?
Понятно, только такой подход был эффективным
пятьдесят лет тому назад, а сейчас единственное
его достоинство – понятность.
Проблема преемственности? Это же просто: надо
стандарты общего среднего образования подтянуть
к стандартам высшего, и все. Понятно?
Понятно, только тогда мы потеряем
общеобразовательную школу раз и навсегда, а
кроме того, многие считают, что стандарты
профессионального образования в России хоть и
упорядочили ситуацию, но в то же время тормозят
вузы в их стремлении постоянно изменять
содержание своего образования.
Есть проблемы со здоровьем школьников? Ну это
вообще чепуха: уменьшим нагрузку, сократим
количество предметов, увеличим сроки обучения.
Есть вопросы? Кто против?
В том-то и дело, что против очевидного решения
невозможно выдвинуть ни одного аргумента.
Кроме одного – очевидное решение никогда не
работает.
Потому что ситуация развития – это когда мы
находимся в центре неснимаемого противоречия.
Я, как учитель, помещаю себя между двумя
противоречащими друг к другу обстоятельствами, в
драматургию невозможного выбора.
Мое предназначение – дать ребенку образование.
Но это объективно приводит к тому, что я наношу
вред его здоровью.
Я – перед гамлетовским вопросом: быть учителем
или уберечь ребенка? Только так возникает
потребность в теории. Когда встречаются две
невозможности: невозможно этого не делать и
невозможно это делать.
Быть или не быть? – вот в чем вопрос.
В этой точке жизни необходим ответ, которого нет
и не может быть в опыте, то есть теоретический. В
пределах Гельсинора, Дании, вообще в пределах
этой жизни у Гамлета нет ответа.
Нужен принципиально иной, третий, пока не
прожитый (никем – не только мной) вариант
действия.
Почему педагогика никак не станет наукой?
Не хватает главного – теоретического
обоснования генерального принципа, с помощью
которого мы мысленно представляем себе
идеальную форму – проект – образовательной
деятельности. Не улучшение существующей
массовой практики – для этого не нужна наука, – а
качественное изменение меры отношений человека
и мира, человека и культуры, человека и других
людей, человека и человека, изменение целей
образования. При этом речь идет о мыслительной
работе, об изменениях в мышлении. А вот для этого
нужна теория, тут опытом не обойтись.
Эти изменения объективно необходимы, потому что
меняется мир, постоянно и непредсказуемо, а мера
наших отношений с миром – содержание
образования – остается прежней? Нет, конечно,
просто тот формальный, одобренный ведомством
объем постоянно и быстро устаревающего
содержания – он не меняется. Но, не меняясь, этот
материал перестает быть содержанием
образования, перестает быть предметностью
образования. И, кстати сказать, это приводит к
печальному факту: школа перестает быть
институтом образования, а превращается в
учреждение социального призрения.
Особенно это болезненно для нашей страны, потому
что школа в России для ребенка больше чем школа.
Семья, политика, экономика, средства массовой
информации, даже литература не помогают нашему
ребенку ориентироваться в быстро меняющемся
мире. Наоборот, все это запутывает, выбивает
почву из-под ног. А в школе для ребенка становится
возможным быть не жертвой, а активным деятелем...
по изменению собственных обстоятельств жизни.
Эта способность участвовать в изменениях, быть
частью изменений, источником изменений,
партнером для других в продуктивном действии по
изменению мира – это и есть главный
образовательный результат, делающий школу
современной.
Инновационность образования – в изменении себя,
в активном и постоянном реформировании себя, в
моделировании возможного будущего. Школа не
только как музей классических культурных
аналогов и образцов прошлого, а прежде всего как
проект, модель будущего.
А вот для такой школы нужна теория. Нужны не
методисты и инспектора, а теоретики и методологи.
И тогда, например, содержанием подготовки и
повышения квалификации учителя будет развитие
его собственного теоретического мышления, а не
освоение эффективных методик преподавания
физики или математики. Реальная предметность
образования изменилась. А формальная?
Открытия не по заказу
В последнее время мне приходится много работать
с экспериментальными площадками.
Очень многие школы в России стремятся прорваться
в иной слой образования, поставить перед собой и
решить абсолютно новые, не решенные никем еще
задачи. Совсем недавно был семинар, на котором
директор краснодарской школы № 23 Марият Очмиз
сделала доклад о том, что свобода может быть
целью образования. И это был доклад теоретика
образования, а не просто директора с передовым
опытом. На другом семинаре директор 4-й сочинской
школы Владимир Шишков сделал доклад об уроке как
совместном проекте ребенка и учителя. А в
ижевской гимназии № 56 коллектив учителей и
ученых пытается построить школьное
образовательное пространство как
синергетическое.
И в то же время среди бытовой педагогической
науки, среди псевдонаучного управления
образования есть мнение, что экспериментальные
площадки должны улучшить существующую практику:
повысить успеваемость, создать мотивацию
учащихся, снять перегрузку и т.д. Кроме того,
появился и еще один неожиданный эффект:
использование статуса экспериментальных
площадок для осуществления заветной мечты
начальников – разделяй и властвуй.
Вот эта школа уже стала экспериментальной
площадкой, а вы еще нет – подтянитесь.
Или когда на семинар «Эврики» местные начальники
приглашают только экспериментальные площадки, а
остальным ход заказан – не доросли еще.
...В школе может рождаться теория образования. Но
не по заказу и не по инструкции. Для рождения,
выращивания и становления теории необходимы
особые условия свободного школьного братства,
инновационного движения, а не ведомственной
структуры. Сеть экспериментальных площадок и
должна стать таким движением.
Иначе и сама система развиваться не сможет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|