Кризис назрел, или Бархатная революция
в образовании необходима
Школа должна быть: муниципальной,
государственной, народной (нужное подчеркнуть)
Специалисты в области управления давно вывели
железную закономерность: изменение общих целей
функционирования той или иной структуры, сферы
или отрасли с неизбежностью влечет за собой
изменение организационной системы управления.
Элементарный пример из жизни: с переходом на
рыночные отношения в экономике предприятия,
магазины, колхозы, газеты трансформировались во
всевозможные ТОО, ООО, ЗАО и т.д.
Учреждение или социальный институт?
Впрочем, можно легко найти и контрпример – это
наша родная система образования. Сравните
управление образованием сейчас и десять лет
назад и попробуйте почувствовать разницу – вряд
ли вам это удастся. Можно, конечно, долго и
красиво говорить о разрушении ведомственной
вертикали, переходе от ведомственного к
административно-территориальному принципу… Но
многое ли изменилось на самом деле, особенно если
смотреть на ситуацию не с высоты птичьего полета,
не с думских трибун и министерских кресел, а
глазами рядового участника учебного процесса –
директора, учителя, школьника или родителей
последнего? Уверяю вас: ровным счетом ничего не
изменилось, и от того, кто назначает местного
образовательного начальника – министр,
губернатор или мэр, средней общеобразовательной
школе ни жарко ни холодно.
Кто-то из политологов отметил интересный
парадокс: после всех демократических и рыночных
реформ наше государство по-прежнему гораздо
больше похоже на учреждение, чем на акционерное
общество (в отличие, допустим, от американского).
И образование до сих пор остается именно
учреждением, а никак не социальным институтом –
что бы там ни говорили и ни писали в законе о
«государственно-общественном характере
управления образованием». И в этой связи все
рыдания нашей педагогической общественности о
том, что образование никак не станет
приоритетным, не могут вызвать ничего, кроме
раздражения: пока сами «образованцы» не выйдут
из своей педагогической скорлупы, школа никогда
не займет подобающую позицию в обществе.
Зададимся примитивным вопросом: сколько людей
считают наши школы демократичными? И намного ли
увеличилось это число за восемь лет, прошедших с
момента выхода демократического Закона «Об
образовании»? А как недемократичная школа может
воспитать члена гражданского общества, тем более
что для многих ее питомцев за школой
непосредственно следует армия?..
Не сметь командовать,
или Управление школой
в гражданском обществе
Помимо чисто просвещенческой, можно выделить
как минимум три функции школы, имеющие огромное
социальное значение: это обеспечение
политической грамотности молодежи, приобщение
воспитанников к идеологии демократического
общества и государственно-правовое воспитание.
Пока ни одна из этих задач не решается. Если
планируемый переход на двенадцатилетнее
обучение состоится в таких условиях, с точки
зрения построения гражданского общества это
будет настоящая катастрофа.
Вывод из сказанного следует простой:
необходимо изменить организационную систему
управления образованием, приблизив ее к новым
общественным реалиям. Нетрудно выделить
основания реформы. Во-первых, школа (и
образование в целом) должно наконец из
учреждения превратиться в социальный институт.
Во-вторых, система управления школой
(образованием) должна копировать
государственную, а каждая школа – представлять
собой микромодель государства. В-третьих, на
первое место при формировании образовательной
политики как на федеральном уровне, так и на
уровне конкретной школы должен выйти не
государственный, а общественный (читай –
родительский) заказ.
Все сказанное ни для кого не новость, об этом
говорят и пишут уже давно. Проблема смещается в
практическую плоскость: как? Как, не ущемляя
ничьих интересов, решить, будет ли N-ская школа
гуманитарной гимназией или школой с адаптивной
моделью обучения? Как гарантировать, что мнение
родительской общественности не будет
проигнорировано? Как гармонизировать запросы
родителей, учеников и учителей? Как говорит
незабвенный Борис Абрамович, «нужно
договариваться»: люди, работающие в этой школе
или отдающие сюда своих детей, должны собраться и
договориться. Для того же, чтобы обеспечить саму
возможность договориться, необходимо создание
четко работающего механизма управления,
основанного на пресловутой системе сдержек и
противовесов.
Модель первая: школа
Первый уровень такого механизма – школа.
Девятилетний опыт работы средней школы № 10
города Люберцы в режиме самоуправления и
хозяйственной самостоятельности показывает, что
оптимальная схема управления
общеобразовательным учебным заведением –
классическое разделение властей на основе
общественного договора. «Законодательная
власть» в школе принадлежит школьному собранию,
включающему в себя две палаты: нижнюю – совет
школы (ученики и родители по одному от каждого
класса) и высшую – педагогический совет.
«Исполнительную власть» осуществляет
администрация школы, возглавляемая директором.
«Судебную власть» представляет школьный суд,
подчиняющийся только школьному собранию и
выступающий в качестве прообраза ювенальной
юстиции. О необходимости введения последней в
России рассуждают давно, но как всегда не знают, с
чего начать, а начать нужно как раз с организации
школьных судов, из которых со временем и выйдут
ювенальные судьи. Очень нужна школе и четвертая
власть – средства массовой информации; самый
оптимальный вариант – школьная малотиражка,
распространяющаяся в микрорайоне.
Права, обязанности, взаимоотношения «властей»
регулируются уставом школы, который принимается
на общешкольной конференции и затем
регистрируется в муниципалитете. Здесь же
оговаривается процедура снятия спорных
вопросов. Уже само по себе принятие такого
устава, помимо организационно-управленческого,
имеет еще и огромное воспитательное значение: и
дети, и взрослые (что подчас не менее важно)
приучаются жить в правовых условиях.
Но здесь необходимо иметь в виду: центральный
элемент школьной демократии, призванный как раз
гарантировать участие родительской
общественности в образовательном процессе, –
совет школы с неизбежностью будет играть роль
пятого колеса в телеге, если у него нет реального
распоряжения деньгами и реальной власти.
Собственно, на бумаге советы существуют почти в
каждой школе, раз или два в год они что-то
заслушивают и утверждают, после чего
благополучно впадают в сезонную спячку.
Чтобы этого не случилось, родители должны
создать свою общественную организацию, имеющую
собственный устав, фиксированное членство,
членские взносы, расчетный счет в банке. Сейчас
стало модно создавать в помощь школам
некоммерческие организации в форме разного рода
благотворительных фондов, однако существенный
недостаток фондов заключается в том, что в них
нет членства, а значит, происходит обезличивание
поступающих средств, облегчающее их
бесконтрольное использование в дальнейшем. В
уставе школы необходимо закрепить положение о
том, что руководящие органы общественной
организации (конференция, совет) являются
одновременно руководящими органами школы. Таким
образом, создается правовой механизм,
гарантирующий родителей и учащихся от произвола
со стороны администрации школы и в то же время
защищающий саму администрацию от давления извне,
со стороны различных властных структур.
Модель вторая: дела муниципальные
В том, что такое давление будет, можно не
сомневаться: действительно независимая школа
уже одним фактом своего существования
раздражает образовательное начальство. Выход
видится в создании ассоциаций или союзов таких
школ, образующих собственные органы управления
– органы общественной самодеятельности в
соответствии с терминологией Закона об
общественных организациях. Таким образом,
организуется второй уровень нового механизма
управления образованием – муниципальные союзы
школ.
При этом необходимо подчеркнуть: такие союзы не
вступают в конфликт с традиционной
административной системой, не покушаются на
полномочия роно и гороно, поскольку входящие в их
состав школы находятся в двойном подчинении –
собственному совету и муниципальным властям
(последние выступают в качестве учредителей).
Вместе с тем в ходе взаимодействия неизбежно
будет высвечиваться неэффективность работы
местных органов управления образованием,
пытающихся в новых условиях действовать по
старинке.
В чем главный, можно сказать, стратегический
изъян существующей ныне схемы управления
образованием? Не в том, что закон разрушил
пресловутую управленческую вертикаль, а в том,
что при разрушенной вертикали осталась
неизменной организационная система власти.
Муниципальные органы управления образованием не
подчиняются региональным и в отличие от
последних не являются государственными; и вместе
с тем их структура полностью копирует структуру
госорганов. Даже названия те же: Комитет по
образованию администрации области – Комитет по
образованию администрации города и района, там и
там – отделы с одинаковыми названиями и
одинаковыми функциями. А ведь как раз функции
региональных и муниципальных органов управления
образованием существенно различаются. Первые
должны заниматься контролем за выполнением на
территории субъекта Федерации федерального
образовательного законодательства, за
соблюдением государственных образовательных
стандартов, аттестацией и аккредитацией учебных
заведений, наполнением регионального компонента
Базисного учебного плана. На плечах вторых лежит
содержание зданий и финансирование учебного
процесса, а также специфические вопросы,
связанные с социальной защитой детей. И никакого
дублирования, по идее, здесь быть не должно. По
факту же оно происходит, причем в размерах
невероятных. Отсюда и «бодания» муниципальщиков
и региональщиков, и плачи об утраченной
вертикали…
Создание муниципальных союзов школ позволит
снять проблему вертикали как неактуальную и
решить проблему эффективности управления. Ведь
такие союзы с неизбежностью станут центрами
реальной власти, не считаться с которыми просто
немыслимо: финансовые средства, поддержка
родителей, голоса избирателей, возможность
проводить своих кандидатов в районные и
городские законодательные собрания, действенное
влияние на формирование муниципального бюджета,
а в конечном итоге – на политику муниципальной
администрации, и прежде всего в сфере
образования! Только так органы местного
самоуправления могут стать действительно
таковыми, только так можно утвердить реальную, а
не декларативную приоритетность образования. А
следующим шагом – профести реформу
муниципальной системы управления образованием.
Управления и комитеты образования, выделенные
из состава муниципальных администраций в
отдельные учреждения с раздутыми штатами, давно
доказали свою неэффективность. В своем нынешнем
виде они нужны разве только в качестве буфера
между «отцами города» (или района) и негодующей
по поводу невыплаченных зарплат и
неотапливаемых школ педагогической
общественностью. Идеальная модель
муниципального органа управления образованием
представляется в следующем виде: это небольшая
(три-четыре человека) структура в составе
администрации, руководитель которой избирается
директорами школ и председателями школьных
советов и утверждается мэром. В ее функции
входят: финансирование учреждений по
составляемой ими и утверждаемой Союзом школ
смете, вопросы социальной защиты детей (опека и
попечительство, лишение родительских прав,
забота о детях беженцев и т.д.), PR-деятельность
(связь администрации с родительской и
педагогической общественностью), взаимодействие
с региональными органами. Методическая служба –
пятое колесо в административной системе: ее
целесообразно передать в ведение Союза школ,
только в этом случае методисты станут
действительно помощниками учителей,
выполняющими конкретные заказы конкретных
учреждений.
Новая вертикаль, или Кому выгодно?
Кому из администраторов выгодна и кому
невыгодна предлагаемая в этой статье схема?
Невыгодна тем главам муниципальных
администраций, которые предпочитают рулить
согласно принципу «держать и не пущать». Выгодна
их коллегам, уже осознавшим, что нет смысла брать
на себя решение тех вопросов, которые могут быть
успешно решены внизу, а также думающим
представителям региональных администраций. Ведь
общественные организации в поддержку школ по
закону должны быть зарегистрированы в
региональном управлении юстиции – а что это, как
не вожделенная вертикаль, причем создаваемая
снизу, демократическим путем? Таким образом,
возникает связка «председатели школьных советов
(ассоциаций) – региональное управление
образования», уравновешивающая связку
«директора школ – муниципалитет», а тем самым –
дополнительный рычаг влияния органов
государственной власти на ситуацию на местах.
Это создает также возможность более четкого,
нежели сейчас, разграничения полномочий между
уровнями организационной системы управления
образованием: школьным, межшкольным,
муниципальным и региональным.
На мой взгляд, результаты губернаторских
выборов в Московской области позволяют по
крайней мере надеяться на то, что новая
региональная администрация с большим вниманием,
нежели прежняя, отнесется к проблемам
демократизации управления образованием. Ведь в
паре с Борисом Громовым победил вице-губернатор
Михаил Мень – член «Яблока», единственного
политического движения в стране, которое
принципиально отстаивает необходимость
создания гражданского общества, немыслимого без
сильного местного самоуправления.
Согласно политической теории, после анархии
можно перейти либо к авторитарной, либо к
демократической системе. С тем, что пока в
образовании господствует анархия, мало кто будет
спорить. А что придет ей на смену уже в недалеком
будущем – зависит от нас…
Александр МУРАШОВ,
директор средней школы № 10, г. Люберцы,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Института управления образованием РАО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|