Олег ЛЕБЕДЕВ:
“Главная задача эксперта – развитие опыта,
который уже есть у школьной команды”
Он экспертирует, кажется, все, что только можно:
проекты, программы, школы. Его приглашают
участвовать в проектах самого разного уровня и
масштаба – от городских до международных. Именно
его мечтают видеть экспертом своего проекта
многие педагоги – соискатели статуса
“Федеральная экспериментальная площадка” для
своих школ: он умеет вытащить основную идею и
представить эксперимент зачастую лучше самих
участников.
Прежде чем снискать лавры одного из лучших
экспертов в сфере образования, доктор
педагогических наук профессор Олег Ермолаевич
Лебедев прошел долгий путь: он был директором
школы, заведующим роно, председателем Комитета
по образованию Санкт-Петербурга, консультантом
министерств образования Кубы и Мозамбика...
Сейчас заведует кафедрой теории и развития
образовательных систем Университета
педагогического мастерства, является
президентом Общественного института школы.
Во время одной из конференций Олег Ермолаевич
любезно согласился поделиться некоторыми
профессиональными секретами.
– Олег Ермолаевич, а вы сами-то ощущаете себя
экспертом – человеком, наверное, с определенным
складом ума, образом мыслей, видением мира?
– Сложно ответить: для этого надо чувствовать
себя высококомпетентным во многих областях
деятельности. Я к себе отношусь достаточно
критично и скорее всего ощущаю себя аналитиком,
который может выявить какие-то сильные или
слабые стороны, увидеть интересную идею.
Cтать экспертом в условиях российской системы
образования очень сложно: на всех, кто давно в ней
работает, давят стереотипы – стремление все
оценивать в диапазоне правильно – неправильно,
лучше – хуже. Для нового поколения, наверное,
этот путь будет проще, они воспитывались в иной
ценностной среде, с иными установками и
взглядами.
– Понятие “экспертиза” все истолковывают
по-разному. А как понимаете ее вы?
– Есть классическое определение экспертизы –
сопоставление реальной ситуации с неким
культурно-историческим эталоном. Для меня это
возможность выявления потенциала школы. Главная
задача эксперта – работа не на оценку, а на
обогащение, на развитие того опыта, который
является объектом экспертизы.
– Какая цель стоит перед вами, когда вы
проводите экспертизу школы?
– Помочь школе осознать свое место в
современных условиях и понять, куда ей двигаться
дальше. Многие инновационные школы первой волны
– те, кто заявил о себе в конце 80-х, – сейчас
оказались в растерянности. Внешне вроде бы все
нормально: школа работает вполне успешно,
пользуется признанием со стороны родителей. Но
что-то не устраивает педагогов. Они чувствуют:
необходим следующий шаг, но каким он должен быть?
Чтобы продолжить развитие, надо выходить на
более крупные проблемы, и скорее всего это будут
проблемы, связанные с созданием новой
педагогической системы, известной под названием
личностно-ориентированного образования, с
обновлением его содержания, с развитием
сотрудничества с родителями и всеми
организациями, которые заинтересованы в
развитии системы образования. Все постепенно
приходят к выводу, что в рамках одной, даже очень
хорошей школы все детские проблемы решить
невозможно, для этого требуется педагогическое
союзничество.
– О чем вы спрашиваете педагогов, чтобы понять:
а что же на самом деле происходит в школе?
– Начинаю вроде бы с простых вопросов: что вас
не удовлетворяет и что вы хотите изменить? На
самом деле ответить на них оказывается очень
сложно: успеваемость – не показатель
качественной работы, поступление в вузы далеко
не всегда зависит от школы. Если все
благополучно, то что тревожит?
Неподготовленность выпускников к жизни?
Отношения между детьми? Отношение детей к школе?
Может быть, не устраивает цена, которую вы
платите за эти результаты, – перегрузка детей, их
подорванное здоровье?
Дальше подбрасываю вопросы посложнее: ради
кого или чего вы будете что-то менять? Ради детей?
Но как изменится их жизнь при неясных изменениях
в проектируемой системе? Что надо изменить в
самом педагогическом процессе – содержание,
технологии, организацию, систему оценки? Почему
не можете это изменить и при каких условиях это
вообще возможно? Это связано с квалификацией
кадров? Те изменения, которые вы проектируете,
требуют какой-то общественной поддержки? Чьей
именно, кого необходимо привлечь на свою сторону?
Кто вас поддержит, а кто будет оппонентом? А если
хотите всю программу реализовать, что надо
изменить в самом управлении? И в самих себе как
руководителях? Что будет зависеть лично от вас?
Вот так постепенно и раскручивается клубок
загадок.
– А кто отвечает на вопросы? Тоже эксперты?
– Ответы, впрочем, как и критерии оценки, могут
быть получены только в процессе совместной
работы педагогов и экспертов, и необязательно к
окончанию экспертизы, а спустя некоторое время.
Глубокая, качественная экспертиза – это всегда
совместное дело.
К сожалению, вовлечь самих педагогов школы в
процесс экспертизы бывает очень сложно. Одни
готовы сесть и записать, как жить дальше, другие
– ограничиться сбором исходного материала:
провести анкетирование, опрос, проанализировать
статистику. Но иногда все-таки удается вовлечь
людей в длительный процесс обсуждения. И тогда
получается такой содержательный и интересный
разговор!
– Сколько вам необходимо времени, чтобы
провести экспертизу?
– Это зависит от того, какое количество людей
будет в нее вовлечено. Если рассматривать
экспертизу как проект, в который вовлекается и
сам коллектив, то не надо стремиться к быстрому
темпу: педагогам потребуется какое-то время,
чтобы осознать те проблемы, которые возникают в
ходе экспертизы. Как-то в Петербурге группа
экспертов (в основном это были преподаватели
Герценовского университета) по просьбе
Некрасовского колледжа проводила экспертизу их
образовательных программ. Работа длилась
примерно полгода. Хотя предложения эксперты
могли бы выдать и в течение месяца. Но педагоги
предпочли другой вариант: дискутировать,
спорить, обсуждать, полностью включившись в эту
работу. С выездными вариантами сложнее – там
надо уложиться в неделю, и такой
экспресс-экспертизе тоже необходимо учиться.
– То есть мало заказать экспертизу, нужно еще
разделить нелегкую ношу с экспертами?
– Позиция экспертов заключается не в том, чтобы
составить обвинительное заключение, а чтобы
помочь понять причины противоречий и вместе со
школой искать возможные способы их разрешения.
Школа, идущая на экспертизу, должна обладать
определенным мужеством, быть готовой к тому, что
наверняка придется выслушать в свой адрес немало
нелицеприятных мнений от родителей и учеников,
которых педагоги вовлекают в обсуждение путем
опроса.
– Что осложняет работу эксперта?
– Очень часто при характеристике положения
школы, описании проекта акцент делается на
второстепенных вещах. Педагоги начинают
описывать обстоятельства деятельности, удаляясь
от ее сущности: о том, как они меняли программы,
привлекали ресурсы, как участвовали в разработке
какой-нибудь экспериментальной программы,
подключались к глобальному международному
проекту, как отстаивали свои идеи в
управленческих структурах. Все это, конечно,
очень важно для школы, но для оценки и анализа
имеет второстепенное значение.
– Считается, что экспертиза не может быть
объективной по определению. Каждый эксперт
исходит из своей системы ценностей, взглядов,
принципов. А если он ошибается?
– Конечно, в экспертизе субъективных моментов
много – эксперт и нужен в тех случаях, когда
количественные методы оценки использовать
невозможно, иначе в нем отпала бы необходимость.
Но если говорить об экспертизе как о новом
направлении в жизни школы, то необходимо
готовить не только экспертов к работе со школами,
но и школы к работе с ними. Школа должна уметь не
только формулировать вопросы, на которые она
хочет получить ответы, но и ориентироваться в
круге экспертов – находить наиболее
компетентных людей. В этом случае опасность
субъективного подхода будет сведена к минимуму.
И еще хотел бы призвать все школы, которые уже
прошли или готовятся пройти эту процедуру,
относиться к экспертному заключению как к
мнению, которое само может быть предметом
дальнейшего анализа и оценки. Это не судебное
решение, которое подлежит обязательному
исполнению, с ним можно согласиться, можно не
согласиться, его можно оспорить. Это мнение
специалистов, которое необходимо учесть, но
которое нельзя рассматривать как предписание к
действию.
– Какое значение вы придаете участию в
экспертизе родителей?
– Наш Общественный институт развития
образования постоянно ищет возможность для
привлечения родителей к экспертизе: изучаем их
мнения, проводим “круглые столы”. Мы вообще
хотели бы создать постоянный механизм участия
родителей в анализе школьных проблем и в оценке
результатов школьной деятельности. Современное
образование не равно школьному обучению, поэтому
обеспечить высокое качество можно только при
совместной деятельности.
Для того чтобы привлечь родителей, надо прежде
всего хорошо информировать их о проблемах
школьного образования.
Мы сейчас готовим серию публикаций для
родителей. Одна из них – рассказ о петербургской
программе “Школа-2004” с попыткой ответить, какое
это все имеет отношение к ним и что изменит для
них и для детей. Родителям первоклассников
предложим книжку об образовательной программе
для первого класса – чтобы они смогли в ней
ориентироваться и имели бы представление, чему в
школе должны научить, что в этой программе
зависит от родителей, как они смогут помочь детям
и как не стоит помогать. И параллельно выпускаем
что-то вроде педагогической хрестоматии для
родителей, где содержатся практические советы,
что делать в той или иной ситуации.
Пока школы не всегда четко представляют, в чем
состоят запросы родителей, к реализации каких
совместных программ можно было бы привлечь
семью, которая все-таки должна выступать не
столько исполнителем воли рекомендаций
педагогов, сколько равноправным участником в
решении школьных проблем. Родители и директора
часто по-разному видят школу. С точки зрения
многих директоров хорошая школа – это та,
которая имеет какой-нибудь статус, побеждает на
конкурсах и в олимпиадах, успешно проходит
аттестацию. Родители считают хорошей школу ту,
где не кричат на детей, где можно советоваться с
учителями, где дети умеют дружить между собой, а
родители не тратят свободное время на подготовку
домашних заданий. Правда, и среди директоров
немало тех, кто понимает, что хорошая школа – та,
где хорошо детям.
– На ваш взгляд, могут быть увязаны процедуры
экспертизы и аттестации? И как?
– Сложно говорить о соединении этих двух
процедур, поскольку они имеют разные задачи. Но
если аттестацией занимаются
высококвалифицированные специалисты, которые
могут помочь педагогам выявить какие-то
проблемы, их причины, то сочетание аттестации и
экспертизы может быть эффективно.
– В каком направлении, по-вашему, движется
школа?
– В сегодняшней ситуации скрыты разные
возможные сценарии развития. Во многом развитие
школы будет зависеть от того, как ею будут
управлять.
В 90-е годы во многих регионах управление стало
основываться на поддержке новых перспективных
идей, на создании условий для деятельности
современных школ, на взаимодействии органов
образования с органами здравоохранения,
внутренних дел, финансовыми службами.
Если школа пойдет по этому пути, будет
возрастать потребность в экспертах,
консультантах, во взаимодействии с наукой, в
социальном сотрудничестве, в поисках нового
содержания образования и в оценке качества
образования. Тогда произойдут изменения и в
системе квалификации кадров: педагог будет
цениться прежде всего как специалист в области
проблем детей, который знает, как эти проблемы
решать, в том числе и средствами учебного
предмета. А иначе по-прежнему сохранится
предметная ориентация и трудно будет
рассчитывать на серьезные изменения в качестве
образования.
Беседовала Елена ЛОСЕВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|