Ошибки ученика нужно не оценивать,
а... ценить!
Так считают учителя, работающие по
системе Селестена Френе.
А чтобы поделиться опытом, рожденным и из ошибок,
и из достижений, они каждый год собираются на
стажировку, и вот недавно в Казани прошла такая
встреча, уже десятая по счету...
Условия игры
Кристиан
Лего, координатор международных связей
французской Ассоциации “Педагогика С.Френе”, в
российских классах удивляется многому. “Детей
слишком оберегают, – говорит он, – они постоянно
находятся в состоянии защищенности. Но это
состояние не имеет ничего общего с реальной
жизнью”.
Педагогика Френе предлагает не столько
технологии обучения, сколько “техники жизни”.
Основа основ – это жизнь и живое общение в
классе, связь с социумом. Учитель и предлагаемый
им учебник – не единственные источники познания.
Приемы “Свободный текст”, “Письмо по кругу”,
которые, по словам Кристиана, “вы сможете
внедрить тут же, как только завтра или
послезавтра войдете в класс”, на стажировке
показывались несколько раз.
Молодые учительницы из начальной школы № 9
города Нягани (Тюменская область) Жанна
Александровна Рабец и Анжелика Валерьевна
Крылова проводят ателье во втором классе. Парты
сдвинуты, напряженные нарядные малыши
усаживаются в два кружка под взглядами трех
видеокамер и многочисленных гостей. Знакомятся.
Дети механически сообщают имена, фамилии, даже
адреса и телефоны, иногда вспоминая
потерявшегося рыжего кота по имени Барабашка или
своих золотых рыбок.
Работа напоминает об “автоматическом письме”
французских сюрреалистов. Детей просят закрыть
глаза, подумать о приятном и что-нибудь
нарисовать. Когда первый штрих сделан, а глаза
открыты, листы передают по кругу, и каждый
следующий дорисовывает картинку по своему вкусу.
Когда рисунки возвращаются к своим первым
владельцам, Жанна просит написать на обратной
стороне листа, “что это такое и что вы про это
думаете”. И замечает, что не стоит беспокоиться
об ошибках. Над этим можно будет поработать
позже, а сейчас важнее другое: начать работу,
раскрепостить детей, создать творческую
атмосферу. Для этого и нужен “свободный текст”.
“Его очень хорошо использовать, если вы хотите
показать детям, что писать тексты может быть
очень весело и забавно, – объясняет Кристиан
Лего, – что это не упражнение, а приятное
времяпрепровождение”.
Со временем дети сами захотят писать свободные
тексты. Неуклюжие каракули и беспомощные
предложения ценны так же, как и аккуратный почерк
и хороший стиль. Для того чтобы ребенок захотел
научиться писать, нужно забыть о грамматике и
орфографии. Их время наступит потом, когда дети
перестанут бояться выражать свои мысли и начнут
понимать главное: почему слово должно быть
написано правильно, зачем фраза должна быть
составлена тем или иным образом – для того, чтобы
другим было легче их понять. Отсюда и начинаются
грамматика и орфография.
Принципиальное условие работы, так похожее на
условие игры: Жанна и Анжелика тоже пишут
свободные тексты. Не для того, чтобы показать, как
это делать “правильно”, – просто они работают
вместе с детьми. Взрослый в классе Френе не может
стоять на кафедре или ходить между рядами,
наблюдая за тем, как ученики выполняют задание.
За сорок минут создать иной уклад жизни, когда
“все на равных”, невозможно. “Когда день
делится на отрезки по 40–45 минут, ребенок даже
теоретически не может стать хозяином положения,
– замечает Кристиан Лего. – Всегда получается,
что учитель ведет урок”.
Любимое кресло в ситцевом уголке
Учительницы из Нягани показывали всем
фотографии своей школы: цветы, мягкие диванчики,
дети, устроившиеся на ковровом полу, смешной
“Уголок предков” с рисунками обезьян разных
пород.
Формально это – не школа Френе, но многие учителя
используют его методы в своей работе. “Мы все
равно скованы и программой, и сеткой часов, –
говорит Жанна Рабец. – Все, что для нас приемлемо
– это свободные тексты, замечательное развитие
речи с выходом и на уроки русского языка, и на
уроки чтения”. Еще в каждом классе есть свой
совет, в который входят все ученики, и Книга
жизни, куда вклеивают свободные тексты, рисунки,
фотографии. Лучшие свободные тексты попадают в
школьную газету “Капельки солнца”.
Почти все классы работают по методу проектов.
Например, рисовали опасные повороты и изучали
дорожные знаки – проект “Безопасность – в
школу”. Сами придумали сшить для двух старых
кресел у входа в библиотеку новую обивку из ситца
и украсить стену ситцевой же драпировкой –
потому что ситец самый дешевый и яркий материал.
Долго выбирали расцветку, измеряли – здесь и
пригодились уроки арифметики. И теперь каждую
перемену забираются в кресла и читают друг другу
вслух.
Жанна с удовольствием вспоминает об
экологическом проекте “Опасные зоны нашего
микрорайона”, который она затеяла со своими
первоклассниками. Они отправились на прогулку с
фотоаппаратом и фиксировали “опасные места”:
недостроенный бассейн с выбитыми стеклами,
открытый люк, “самый грязный подъезд во всем
микрорайоне”. “Но не хотелось создать
впечатление, что все плохо. Все-таки мы живем в
этом городе, он маленький и по-своему уютный”. И в
солнечный денек учителя прошлись по городу без
детей и сделали фотографии самых красивых мест.
Получилось два стенда: сияющий – “Город, который
улыбается” и мрачный – “Город, который плачет”.
Такие важные мелочи
Вторая важная “техника жизни” – это совет
класса, в котором учитель вместе с детьми
составляет план работы – на год, на месяц, на
неделю. А как же программа? – спросите вы. Во
французских школах она не менее жесткая, чем у
нас, и соблюдать ее тоже необходимо. Поэтому план
составляется с учетом программы, но если в
разговоре или в “свободном тексте” какая-то
тема всплывет раньше положенного срока – ее
обсудят именно сейчас, а не отложат на потом.
“Мы делаем понедельный план, – рассказывает
Ирина Владимировна Гайворонская, учительница
школы-лаборатории по системе С.Френе из
Набережных Челнов, – записываем темы, которые
будем изучать, и необходимый набор тренировочных
упражнений”.
Когда ребенок составляет план работы вместе с
учителем, ответственность за выполнение этого
плана они несут вместе. Выполнить задуманное
ребенок должен не кому-то, а самому себе. А
учитель постарается ему в этом помочь.
Дисциплина и свобода в классе не есть вещи
взаимоисключающие. “Трудность состоит в том, что
первым должен раскрепоститься сам учитель”, –
говорит Ольга Юрьевна Томникова, учительница из
Саратова. Начинается это с мелочей. Например,
детям ни к чему приветствовать учителя
вставанием, а парты и стулья лучше всего ставить
в круг: как можно общаться, глядя в затылок друг
другу? И на уроке вовсе не обязательно должно
быть тихо.
Выпускник школы Френе из Набережных Челнов Роман
Батрасов, ныне студент Казанской
сельскохозяйственной академии, последние два
класса проучился в обычной общеобразовательной
школе. “Там народ никак не мог понять, почему я
умудряюсь спрашивать то, чего другие не
спрашивают, – улыбается он. – В школе Френе
принято так: если ребенок чего-то не понимает, он
подходит к координатору и задает вопрос. Не
спрашивая разрешения, можно ли встать и
подойти”.
На улицах Саратова
Самые большие команды приехали на стажировку из
Саратова и Набережных Челнов. Саратовцы могут
похвалиться тем, чего нет ни у кого, – командой
единомышленников на всех уровнях: в школах, в
университете, пединституте, в институте
повышения квалификации. Пока идеи и дух Френе
пропагандируются главным образом в плане
теоретической подготовки – проводятся лекции,
семинары и педсоветы, пишутся дипломы и
диссертации, но и это немало. Одна из групп на
первом курсе педагогического института уже
работает по Френе и успешно практикует
самооценивание под идейным руководством Аллы
Шейниной, одной из основателей движения Френе в
России.
В школах пока в основном используют работу с
проектами. Например, в 56-й с углубленным
изучением иностранных языков (английского,
немецкого и французского) есть особая
“проектная неделя”. Она случается раз в год, и ее
всегда ждут с нетерпением и интересом. В это
время отменяются уроки, а дети и учителя работают
группами по тому или иному проекту, который
выбирают по интересам. В какой-то проект придет
пять человек, а в какой-то – шестьдесят.
Демократия длится ровно неделю. “В это время мы
можем научиться тому, чему обычно не учат на
уроках – общаться, например, или спорить”, –
говорят дети. “Это не безделье, а та же учеба,
только в другой, интересной форме, – рассуждает
Елена Григорьевна Клепнева, заместитель
директора школы по научной работе. – Для
развития человека очень важна возможность
выбора, и здесь ребенок выбирает, в каком проекте
участвовать, какую работу выполнять и так
далее”.
С чего начинается списывание
Школа в Набережных Челнах уникальна. Во-первых,
она называется “Школа-лаборатория по системе
С.Френе”, а во-вторых, восемь лет назад ее
придумал клуб родителей при КамАЗе. Именно они
решили, что педагогика Френе лучше всего
подойдет для их детей, и принимали активное
участие в работе с самых первых дней. По субботам
школа превращалась в огромную “коммунальную
квартиру”: родители двадцати ее первых учеников
приходили с детьми мал мала меньше, садились за
огромный стол непонятной формы и под
аккомпанемент кипящих самоваров подводили итоги
недели. Того стола давно уже нет, а число учеников
с тех пор увеличилось в семь раз.
“Сначала, наверное, все было похоже на кавардак,
– вспоминает директор Марина Кирилловна
Нестерова, молодая обаятельная женщина, совсем
не похожая на типичного школьного начальника. –
Мы работали без расписания – вместо него планы
дня, каждая группа шла по своему плану, у всех –
проекты и прочие дела...” А потом вдруг оказалось,
что существует управление образования, перед
которым нужно отчитываться. Проверку качества
образования школа прошла нормально. Но своих
правил экспертизы и аттестации френетисты еще не
выработали, а экспертизу альтернативных школ у
нас делать не умеют и подходят к школе Френе с
обычными требованиями. Чтобы школу не закрыли,
пришлось выполнять определенные нормы. “Когда
мы стали жить по “их” правилам, у нас многое
стало меняться, – продолжает Марина. – Бывшие
выпускники приходят и ворчат: дух, мол, уходит.
Например, мы должны заполнять журналы. А раз мы
заполняем журналы, то должны ввести
расписание...”
Чтобы дать учителю возможность структурировать
время по своему усмотрению, в расписании обычно
ставят по два урока подряд. В младших классах
регламентирован только английский язык, все
остальные занятия – “по плану группы”.
Появились новые преподаватели-предметники.
Кому-то идеи школы пришлись по душе, а кому-то и
нет.
С упорядочением работы уменьшился отток детей –
что скрывать, раньше это было обычным явлением.
“Конечно, – комментирует Ирина Гайворонская, –
у соседа первоклассник приходит домой с
тетрадочками и уже букву “д” пишет, а у нашего
тетрадки нет, расписания нет – вместо этого
планированием занимаются и какие-то свободные
тексты придумывают...”
Но учителя с огорчением замечают, что у ребят
“потухли глаза” и пропал интерес к учебе. “С
появлением урочного режима потерялся смысл
деятельности, – говорят они. – Начались проблемы
с поведением, и даже были случаи списывания –
раньше этого никогда не было! Эта жесткая
регламентация приносит колоссальный вред...”
Три запрета
“Для меня в педагогике Френе главное –
следующие принципы: свобода самовыражения,
открытость, критическое мышление, вкус к
творческому труду, инициатива, солидарность,
взаимопомощь; отсутствие конкуренции и
соревновательности, – говорит Алла Шейнина, одна
из основателей движения Френе в России. –
Ответственность, но не подчинение. Успешность
для всех и партнерство. Метод экспериментального
нащупывания. Каждый продвигается в собственном
ритме, отвечает за выбор своего пути, имеет право
на ошибку и несет ответственность за свои
действия. В педагогике Френе все происходит
наоборот, все становится с ног на голову по
сравнению с традиционным представлением об
учебном процессе, и это самое интересное.
Есть три запрета, которые я выработала в своей
практике. Первый запрет – на долженствование,
категоричность суждения. Слова “вы должны” в
моем лексиконе отсутствуют.
Второй запрет – на законченность действия. Любая
ошибка важна – как ценность, как опыт. Чем
труднее ребенку, чем у него меньше возможностей,
тем чаще нужно создавать ему ситуацию успеха.
Когда мы ставим ребенку отметку, это –
законченность, остановка.
И третий запрет – на оценочность, любую –
вербальную, жестами, мимикой. Я уже не говорю об
оценке в журнале”.
Педагогика Френе основана на самооценивании.
“Оценка – это суждение взрослого о работе
ребенка, – писал он. – Она имела бы смысл, если бы
была объективной и справедливой. Она может быть
такой, по крайней мере частично, когда речь идет о
простом учении, например, об овладении четырьмя
арифметическими действиями. Но для более сложной
работы, где нужно принимать во внимание
логическое мышление, понятливость и даже
душевное состояние ученика в данный момент,
всякая оценочная система порочна”.
И без нее, оказывается, можно обойтись даже у нас.
В Кисловодской школе № 19 отметок не ставили до 7
класса – занимались самооцениванием. И ребята
прекрасно умели чувствовать свой уровень, свои
успехи и недостатки. Ведь главное – сравнивать
себя с собой, а не с другими.
Ситуация класса Френе
Голосом “против” на стажировке стала Ирина
Александровна, учительница одной из казанских
гимназий. Она как бы озвучивала сомнения и
возражения тех, кто сам не решался высказаться.
“Вот вы воспитываете раскрепощенных детей,
которые всегда имеют свое мнение и принимают его
за правильное. Я всегда за то, чтобы ребенок не
был закомплексованным, – но ведь таким людям
намного тяжелее живется в нашем государстве! А
успехов добиваются те, кто не имеет своего
мнения”, – говорила она.
И еще: “Вы говорите о планировании вместе с
ребенком. Но мне кажется, что в силу возрастных
особенностей ребенок не может принимать участие
в планировании. Он просто не знает, что ему нужно.
Это должен делать учитель. Среднее и старшее
звено, может, и справятся, но как может ученик
начальной школы решить, что напишет 20
предложений, решит двадцать примеров?”
И еще: “Нельзя бездумно ломать систему, по
которой мы сейчас работаем. Наша система не
настолько плоха. Традиционная педагогика – это
правильная, классическая педагогика, и от нее
никуда нельзя деться. Это доказало не одно
поколение наших педагогов. Школа никогда не
может быть лучше, чем общество. И катаклизмы,
происходящие сегодня в обществе, отражаются на
школе. И поэтому, если мы будем давать волю и
воспитывать детей так, как вы предлагаете, мы
придем к тому, что свобода может замениться
словом “развязность”. Я, может быть, не права –
мало знакома с этой системой...”
В традиционной школе правильный ответ известен.
Учитель знает, какой вопрос задать, ученик знает,
как ответить так, чтобы учитель был доволен. Все
идет по плану и абсолютно предсказуемо.
Нормальная ситуация в классе Френе – это диалог,
дискуссия, столкновение точек зрения –
когнитивный конфликт. Всякое несогласие –
ценность. Только важно, чтобы это понимали обе
стороны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|