Владимир Лившиц,
секретарь ЦК профсоюза работников
образования и науки
Мэры и учительская зарплата
Может ли школа обойтись без гарантий
государства?
Сегодня, как оказалось, даже не все специалисты
знают одну большую тайну: российским учителям
зарплату выплачивают только мэры. Многие
по-прежнему считают, что раз школа
государственная, то и спрашивать надо с
государства, например, за долги учителям по
зарплате. А спрашивать надо с мэров.
Но как быть учителю, когда зарплату ему не платят?
Минфин заявляет, что отвечает за федеральный
бюджет, а школа – дело местных властей. На что мэр
отвечает: «У меня все налоги наверх забирают,
поэтому денег-то и нет».
Как тут быть?
И дело не только в учительской зарплате. Это и
отопление школ, и питание учащихся, и работа
туалетов. Все, за что местная власть отвечает, а
денег, чтобы все обеспечить, не имеет. У
финансистов это называется
“непрофинансированные мандаты”.
Читатель, наверное, удивится и захочет спросить:
а что, нельзя установить нормальный порядок,
когда и налоги, и ответственность в одном месте?
Конечно, можно. Надо свести расходные и налоговые
полномочия. Тогда и не будет
непрофинансированных мандатов. Но не все,
оказывается, так просто. Школы-то всегда были у
мэров. Но тогда они были не мэры, а председатели
горисполкомов, райисполкомов и получали от
области необходимые средства в бюджет для
финансирования школ. Затем они стали мэрами,
получили независимость, а вместе с ней и
самостоятельность, а школы как были у них, так и
остались. Только теперь областной бюджет сам по
себе, а местный – сам по себе! Конституция
(последней редакции) вывела органы местного
самоуправления из системы органов
государственной власти. Отделила их
административно и финансово. А школы? Они же были
государственными. А государство их оставило в
муниципалитетах как ненужность, а полномочия
вместе с необходимыми ресурсами забыло передать.
И создался в России эдакий «бермудский
треугольник» из федерального центра, субъектов
Федерации и муниципалитетов. А в центре –
учительская зарплата, ну и вообще финансирование
школ.
Часть руководителей администраций регионов, в
том числе Омской области, считает, что ничего в
межбюджетных отношениях изменять не нужно. Пусть
муниципалитеты поучатся содержать свои школы.
Некоторые мэры, в основном городов-доноров, тоже
считают, что все нормально, просто нужно, чтобы
губернаторы оставляли им больше денег.
Может быть, в государстве средств не хватает? Так
нет, только за истекший год объем федеральной
помощи позволил бы закрыть долги по зарплате, но
сработал «бермудский треугольник», а результат
мы знаем.
Анализ регионов, где осталась задолженность,
показывает, что они по экономическим показателям
не всегда хуже других. Просто у их руководителей
личная система приоритетов расходится с
государственной. И это можно и нужно сломать. Для
этого необходимо выполнить три условия:
1. Восстановить ответственность государства за
образование.
2. Профинансировать государственные полномочия
(мандаты) на управление образованием.
3. Обеспечить прозрачность финансовых потоков в
системе образования.
Именно этому и служит одобренный Всероссийским
совещанием работников образования законопроект
«Об обеспечении государственных гарантий права
граждан на общее образование».
Нам говорят: закон о государственной гарантии
гражданам, а самих граждан там нет. На это можно
ответить: статья 2 закона устанавливает
ответственность государства в лице
государственных органов власти за реализацию
гражданами конституционного права на
образование. Остальные статьи раскрывают
механизм реализации этой ответственности.
Нам говорят: вы отбираете деньги у
муниципалитетов, вы лишаете их стимулов к
наращиванию доходной базы. Это выдумки.
Законопроект в статье 7 говорит о двух формах
финансирования мандатов, то есть
государственных полномочий в области
образования:
1. Передать государственные полномочия в
установленном законом порядке. То есть субъект
Федерации должен в этом случае законодательно
передать государственные полномочия
муниципалитету на право в`едения
образовательными учреждениями.
2. В случае нецелесообразности передачи
государственных полномочий муниципалитету (если
у него недостаточно ресурсов, не сформированы
демократические институты в лице
представительских органов власти и т.д.) субъект,
сохраняя за собой государственные полномочия в
области образования, напрямую, через институт
соучредительства, финансирует систему
образования.
При этом всем понятно, что города-доноры – это
первый вариант. А второй вариант – это прежде
всего дотационные муниципалитеты, так что кто их
чего лишит? Их и так дотируют. Только сегодня их
дотируют вслепую, и мэр имеет возможность
расходовать эти средства, как захочет, а
законопроект предлагает реализовать
финансирование целевым образом напрямую и иметь
при этом возможность проконтролировать
исполнение этих средств. Для этого и нужно
соучредительство.
Ну а чтобы было понятно, почему в отношении
городов-доноров нужны такие меры, поясню на
примере Омска, который, правда, и сегодня в лице
руководителя образования считает, что ничего
менять не нужно в межбюджетных отношениях, что
совсем непонятно именно для Омска. Богатый Омск
исправно платил зарплату учителям, а затем по
объективным обстоятельствам или по злому умыслу,
но у Омска налоговые поступления уменьшили,
изменив прописку доходного предприятия, и
учителя перестали вовремя получать зарплату.
Так вот этого не произошло бы, если бы за ним были
законодательно закреплены доходные источники
для реализации государственных полномочий.
Таким образом, речь идет не о лишении
муниципалитетов доходов, а о выполнении
требований действующего сегодня
законодательства:
1. В`едение образованием, как государственное
полномочие, делегировать государственным
органам власти.
2. Государственные органы власти могут это
полномочие сохранить за собой или передать. Но
эту передачу они должны провести законодательно
и сопроводить передачей необходимых
материальных и финансовых ресурсов.
Не нужно также забывать, что учреждения полного
общего среднего образования, т.е.
одиннадцатилетки, оказались в муниципалитетах
вообще незаконно. И сегодня любой грамотный
директор этого учреждения в случае конфликта с
властями сумеет доказать в суде их
недееспособность как учредителей в отношении
этих учреждений. И эту правовую коллизию сегодня
мягко можно разрешить только предложенным нашим
законопроектом способом.
Нам говорят: вы хотите забрать школы у местного
самоуправления – это разрушит становление
гражданского общества. Ну, во-первых, никто школы
у местного самоуправления не отбирает. Наоборот,
мы хотим предоставить местному самоуправлению
возможность достойно содержать свои школы. Но
лишить их права единолично распоряжаться
деньгами, предназначенными школе. И это
правильно, потому что образование – дело
государственное, а не отдельно взятого города
или деревни. И разве признаком гражданского
общества является разница в оплате труда учителя
и служащего органов самоуправления этого
гражданского общества?
Поэтому не очень понятна позиция тех мэров или
руководителей органов управления образованием,
которые сегодня испугались этого законопроекта.
Мне кажется, что основная причина – это
недопонимание его сути. Прошедшая в Краснодаре
встреча с руководителями органов управления
ряда российских городов показала, что после
проведенных острых дискуссий, совместного
обмена мнениями тональность и содержание
контраргументов меняются. Полное неприятие
вначале уступило место предложениям и
замечаниям по существу.
В Краснодаре, обращаясь к руководителям органов
управления образованием – участникам дискуссии,
я заявил, что по-человечески могу понять их
позицию (присутствовали в подавляющем
большинстве города-доноры, где мэры выплачивали
полновесную зарплату учителям, а некоторые, как,
например, мэр Краснодара господин Самойленко,
еще и помимо зарплаты хорошо доплачивают).
Казалось бы, неразумно от добра добра искать. Но,
к сожалению, это не во всех городах и селах России
имеет место. Да и у них, как в Омске, например, все
может поменяться.
Надо постараться ради судеб российского
образования, российских учителей подняться выше
собственных амбиций, за собственным
благополучием услышать боль соседа, попытаться
просчитать немножко вперед: что может произойти
с собственным, отдельно взятым социализмом, если
не создать государственных гарантий.
Российское образование достойно
государственной заботы, и нелепо мешать этому.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|