Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Муниципальные образовательные системы
объединяются

29 февраля – 1 марта в Краснодаре состоялась учредительная конференция секции “Образование” Союза российских городов. Председателем секции избран Игорь Федоренко, руководитель Краснодарского городского департамента образования.

На поле образовательной политики России появился новый игрок – секция “Образование” Союза российских городов.
...Есть любопытная зависимость уровня гражданского сознания и стилистики названий гражданских объединений. Почему, например, полуобщественные органы образования должны называться советами?
Координационный совет по общему образованию, или Совет по управлению федеральными экспериментальными площадками, или Федеральный экспертный совет? Почему советы? Чтобы советовали, а не принимали решения. Логика соподчиненности – страшная сила. Мы уже почти свободны, но не настолько, чтобы решать, а лишь для того, чтобы советовать.
Наверное, поэтому муниципальные образовательные деятели решили создать не ассоциацию муниципального образования России, что было бы логичнее и намного эффективнее, а секцию внутри большого и влиятельного Союза российских городов. Ну да лиха беда начало. В любом случае в Краснодар приехали представители 32 муниципалитетов и создали мощную организацию – фактически они положили начало широкому движению муниципальных систем образования.
Прежде чем перейти к содержательному анализу принятых на “учредительном съезде” документов, обратим внимание на два важных обстоятельства.
1. Перед самым началом январского совещания в Кремле распространился слух, что ряд влиятельных деятелей российского образования хотят собрать альтернативный кремлевскому съезд, на котором будет дана отрицательная оценка национальной доктрине, концепции общего среднего образования и профсоюзному законопроекту “Об обеспечении государственных гарантий права граждан на общее образование”. Обеспокоенные высокопоставленные правительственные чиновники провели разъяснительную работу в регионах, индивидуальные беседы с теми, кто мог быть инициатором или участником альтернативного мероприятия, но вскоре оказалось, что это не более чем идея и на самом деле никто реально никого собирать не хотел. Просто Игорь Федоренко, лидер краснодарской городской системы образования, поделился своими опасениями относительно совещания и документов, вынесенных на обсуждение, с коллегами-муниципалами. Но никаких демаршей решили не предпринимать, а дождаться решений, чтобы знать, какова “генеральная линия”.
Однако после того как на кремлевском совещании все документы были почти единогласно одобрены, муниципалы испугались: оказалось, что ритуальное действо в Кремле может просто перевернуть всю систему общего образования. И даже если не называть это демуниципализацией, все равно принципиально меняется баланс сил между муниципией и регионом. Кстати, единственный, кто предупреждал об этом участников кремлевского совещания, был левый по политическому спектру депутат ГД Олег Смолин.
А единственным, кто у свободного (на 45 минут) кремлевского микрофона высказался против, был директор краснодарской школы № 25 Борис Бурняшов, а три руки краснодарских директоров В.Бурняшова, В.Белоусова и М.Очмиз, поднявшихся в ответ на вопрос В.Матвиенко о том, кто категорически против принятия доктрины, концепции и законопроектов, были отчетливо видны в партере Большого Кремлевского дворца.
В общем, так или иначе, а пока жареный петух законопроекта и других судьбоносных документов не клюнул муниципалов и пока они не поняли, что их разрозненность и неактивность на поле образовательной политики становятся для муниципального образования угрозой, всем было удобно действовать автономно. И даже объединения Юга России, Сибири и Дальнего Востока, Поволжья и Северо-Запада серьезного влияния на положение образовательных дел не оказывали.
Поэтому, конечно, попытка муниципалов объединиться – это ответ на действия федерального правительства, одобрившего и доктрину, и концепцию, и законопроект, и следствие того, что Министерство образования, блестяще овладев ситуацией с мятежными по отношению к реформе 1997 года регионами, фактически игнорирует связи с муниципалитетами. Если по отношению к субъектам Федерации у правительства стараниями Минобразования есть вразумительная позиция – передать выплату зарплаты на региональный уровень, то по отношению к учредителям школ – муниципалитетам у правительства (и тут надо сказать – вопреки стараниям Минобразования) никакой вразумительной позиции нет.
А между тем идеальным механизмом улучшить финансовое положение средней школы и детского сада был бы такой: пускай субъект Федерации берет на себя выплату заработной платы, но при этом нельзя ни на копейку уменьшать бюджеты образования муниципалитетов. И продолжать их финансировать из любых источников. От перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется. А вот если одно слагаемое оставить как было, а второе добавить, а не разделить, то сумма увеличится вдвое. И тогда действительно не будет никакой демуниципализации.
Но еще раз повторим: разрозненные и раздробленные муниципалитеты начали всерьез объединяться только под угрозой уничтожения, а не по доброй воле.
2. Объединение муниципалов происходит в тот момент, когда становиться частью этой ассоциации небезопасно. Многие осторожные лидеры муниципальных систем образования Кубани не приехали на учредительную конференцию. Подумали: кто знает, как все повернется?
Да и в Москве идея муниципализации не стала ни политической платформой власти, ни основой образовательной политики. Так что во многом краснодарское объединение носит неформальный, гражданский характер. В правительстве сильных сторонников этой идеи нет. В Госдуме? Борис Немцов, вице-спикер, курирующий по новому раскладу образовательную проблематику, пока ни по одной проблеме не высказался. Профильные комитеты и Совета Федерации, и Думы законопроект поддержали. Кроме того, в Думу внесен законопроект “Яблока” о конституционных правах граждан на образование, и он во многом альтернативен профсоюзному, поэтому новому объединению есть где проявлять свои инициативы, но на уровне государственных решений отношение к муниципализации не прояснено.

P.S. Когда верстался номер, нам стало известно, что законопроект фракции «Яблоко» о защите конституционных прав граждан на образование прошел обсуждение в профильном комитете и на Совете Думы и получил одобрение. Законопроект внесен в повестку дня весенней сессии.
Это означает, что в негласном соревновании яблочного и профсоюзного законопроектов на схожую тему теперь лидируют сторонники Г.Явлинского.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru