Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

А не поучиться ли нам у репетитора?

Репетитор все прочнее занимает место в образовательной сфере. И мы решили обсудить не то, насколько репетиторство само по себе хорошо или плохо, а совсем другие вещи. Попробовать увидеть репетиторство как модель школы для старших подростков. Но какую модель? Школы, где учатся самостоятельно. Занимаются индивидуально с каждым. Выбирают предметы изучения, учителей, способы работы и при этом не боятся собственного незнания. Выходит, выстраивая новую модель школы для старшеклассников, нам, и вправду, есть чему поучиться у репетиторов.

Стандарт на ученика:
не соответствуешь – плохо,
соответствуешь – еще хуже

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник – мудрость крыловской басни реально применяется только к жизни взрослых. К школьникам предъявляют далеко не столь мудрое требование – будь и швец, и жнец, и на дуде игрец. Взрослый в идеале должен совершенствоваться в том, что у него получается хорошо, ребенок – бросить все силы на то, что у него получается плохо.

Я не собираюсь говорить о катастрофических перегрузках, которые стали притчей во языцех. И о мираже гармонической, всесторонне развитой личности не заговорю.

Попытаюсь разобраться: чему же школа учит в действительности? Похоже, она всегда учила и настойчиво учит приспосабливаться к той жизни, где понятие хорошо описывается словами плохо, но выносимо. Школа волей-неволей предлагает именно такой тип существования, ежедневно, ежечасно предъявляя к ребенку массу требований. Немудрено, что многие дети жалуются, как плохо им в школе.

Родители обычно следуют за школой. Что, впрочем, было всегда. Мыслитель Серебряного века, выдающийся эрудит и полиглот Максимилиан Волошин с горечью признавался в книге «История моей души»: «Школьные годы – глубокое недоразумение всей моей жизни. Для меня было несомненно, что никакой зависимости между знаниями и их оценкой в гимназии нет и не может быть. Но это не было такой несомненностью для моей матери – натуры простой, прямолинейной и властной. Меня за двойки серьезно наказывали...»

Почтенные государственные мужи с гордостью сообщают, что были в школьные годы шалопаями. Чем хвастают? Что состоялись вопреки? Никто не гордится отличной успеваемостью: школьные отметки свидетельствуют не столько о знаниях и дарованиях, сколько совсем об иных качествах. Их ясно не определяют, но располагают где-то в диапазоне между слепым послушанием, которое и означает для ребят истинную глупость, и унылой усидчивостью, то есть отсутствием выраженных интересов.

Девочка-отличница и вовсе в массовом понимании – персонаж комический. Для школы она удобный объект, но признать в ней интеллектуального субъекта? Ну уж нет! «Зубрила!» – говорится с пренебрежением. «Памятью берет!» – с раздражением.

Отличная память ученика – качество, которое вообще действует на нервы. Странно это только на первый взгляд. Ученик легко усваивает, на лету хватает, и тем самым его успехи входят в противоречие с действительной, а не декларируемой целью школы – приучить к работе над неприятным, неинтересным, зачастую никому не нужным.

Школа и сама не уважает собственные требования. Доказательство: пренебрежение к усидчивой отличнице-зубрилке входит в противоречие с раздражением по адресу тех памятливых быстрохватов, кому программа дается без труда. В общем, и так нехорошо, и этак неладно.

Но совсем плохо, когда в борьбе за достижение своей истинной цели школа сталкивается со способным и волевым ребенком, который не хочет усваивать то, что не хочет. И «волит» свое нежелание.

Не такая уж редкость и совсем нелепые казусы, которые можно назвать параллельным существованием: ребенок хуже всего успевает именно по тому предмету, в котором лучше всего разбирается.

...Сережа читает запоем, пишет стихи и рассказы, эссе и рецензии, публикуется. Раздумывает, в журналистику идти или в литинститут. Однако такой основополагающий жанр школьного курса, как сочинение, ему не дается. Не может он его написать – и все! Пародию – пожалуйста, а правильное, полноценное сочинение – нет.

Не может обозначает, разумеется, не хочет. Не хочет постараться, сыграть по правилам, сделать как положено. В литературной студии он – юное дарование, на уроках литературы – тупица-хулиган. Тупица, потому что вместо развернутого по правилам «Образа России в творчестве Блока и Есенина» опять сдал куцую отписку из двадцати деревянных фраз, а хулиган, потому что сделал это нарочно – не хотел стараться.

Родители, к счастью, катастрофы из этого не устроили. Отец – доцент-филолог и литературный критик – решил сам написать сочинение вместо сына. Увы. Выяснилось, что выше четверки ему не прыгнуть: «Тема раскрыта неполно».

Ощущения пережил весьма неприятные. Оплеуха по интеллектуальной состоятельности оказалась весьма чувствительной. Сын чуть не умер от хохота.

Что же делать? Ребенок должен соответствовать. Остается одно – призвать на помощь репетитора.

Елена Иваницкая

Право на внимание к себе.
Право на выбор.
Право на ошибку

Марина Зубкова, учительница русского языка и литературы, школа № 971, г. Москва.

– Проблема обращения к репетиторам ставит перед нами два достаточно самостоятельных вопроса. Первый: почему к услугам репетитора прибегают абитуриенты? Второй: как возникает необходимость дополнительных занятий с репетитором у школьников?

Между школьной программой и теми знаниями, которые вузовские приемные комиссии требуют от поступающих, существенная разница. Скажу эмоциональнее: пропасть. Мне кажется, требования, предъявляемые к абитуриентам, неоправданно усложнены. Ученик, изучивший школьный курс на «отлично», все равно не сможет самостоятельно сдать вступительный экзамен. Разница создается намеренно: не только для того, чтобы отобрать самых подготовленных ребят, углубившихся в предмет, но и для того, чтобы обращение к услугам сотрудников этих самых вузов стало вынужденным.

Субъективистское усложнение программы с корыстными целями в огромной степени объясняет необходимость обращения абитуриента к репетитору. В огромной, но не в абсолютной, потому что школьные программы по русскому языку вызывают множество справедливых нареканий, хотя сейчас появились новые, качественные программы. Например, программа Светланы Львовой, по которой я сама работаю. Она интересна и детям, и педагогам, ориентирована на занятия с текстом, школьники легче справляются с сочинением, лучше осваивают словарную работу. Но ведь в выпускных классах на русский язык отводится всего 1 час! Катастрофически мало, материал неизбежно забывается. Вот выпускникам, которые собираются поступать в гуманитарные вузы, и приходится обращаться за помощью к репетитору.

Что касается школьников... В самом деле, почему так получается: на уроке ребенок материал не усваивает, а с репетитором – пожалуйста? Корень проблемы в индивидуальном подходе. В классе сорок учеников. Предположим, что и учитель сильный, и методика у него прогрессивная, но тридцати девяти ученикам она подходит, а одному – ну никак. Тут, в сущности, не нужно обвинять ни ученика, ни педагога – у каждого свои особенности. Но проблема возникает, и ребенок решает ее частным порядком с репетитором.

Классно-урочная система не предоставляет ребенку выбора: сейчас будет такой-то урок, и ученик на уроке должен усвоить такой-то материал. Но, может быть, он не настроен его сейчас усваивать? И хорошо, если упущенное наверстает потом, дома. А если нет?

Репетиторство тоже ведь разное. Натаскивание на экзамен – это одно, и польза тут ограниченная. А есть репетиторы высокого класса, чувствующие запросы ребенка, способные дать толчок к неподдельному интересу, устанавливающие глубокий индивидуальный контакт. И еще: школа не дает ребенку права на ошибку. Ученик боится, стыдится признаться, что ошибся или чего-то недопонял.

Вы можете себе представить, что ребенок поднял руку и сказал, что он не понял объяснение? Ситуация невообразимая: одноклассники засмеют, а учитель изменит мнение о таком ученике в худшую сторону или тоже ответит насмешкой. Конечно, не всякий учитель такой, но страхи ребенка небеспочвенны. У репетитора нет насмешек и есть время.

О системе дополнительных индивидуальных занятий в школе приходится только мечтать. Некоторые ребята учатся на твердую четверку. При некоторой дополнительной помощи могли бы успевать на “отлично”, но... Учитель физически не имеет возможности оказать такую помощь, а репетитор имеет.

Так что репетиторство – явление сложное. И простого, однозначного подхода здесь быть не может.

Записала Татьяна Шумская

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «СПбРепетитор». Посетив сайт интернет проекта «СПбРепетитор», располагающийся по адресу http://spbrepetitor.ru, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, которые позволит заказать услуги репетитора по любому требуемому предмету общей школьной программы в Санкт-Петербурге. Подробные анкеты репетиторов и отзывы других обучающихся помогут найти самого подходящего педагога. А так же к Вашим услугам представлена возможность оставить заявку на бесплатный подбор репетитора специалистам интернет проекта «СПбРепетитор».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru