А не поучиться ли нам у репетитора?
Репетитор все прочнее занимает место в
образовательной сфере. И мы решили обсудить не
то, насколько репетиторство само по себе хорошо
или плохо, а совсем другие вещи. Попробовать
увидеть репетиторство как модель школы для
старших подростков. Но какую модель? Школы, где
учатся самостоятельно. Занимаются индивидуально
с каждым. Выбирают предметы изучения, учителей,
способы работы и при этом не боятся собственного
незнания. Выходит, выстраивая новую модель школы
для старшеклассников, нам, и вправду, есть чему
поучиться у репетиторов.
Стандарт на ученика:
не соответствуешь – плохо,
соответствуешь – еще хуже
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги
тачать пирожник – мудрость крыловской басни
реально применяется только к жизни взрослых. К
школьникам предъявляют далеко не столь мудрое
требование – будь и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Взрослый в идеале должен совершенствоваться в
том, что у него получается хорошо, ребенок –
бросить все силы на то, что у него получается
плохо.
Я не собираюсь говорить о катастрофических
перегрузках, которые стали притчей во языцех. И о
мираже гармонической, всесторонне развитой
личности не заговорю.
Попытаюсь разобраться: чему же школа учит в
действительности? Похоже, она всегда учила и
настойчиво учит приспосабливаться к той жизни,
где понятие хорошо описывается словами плохо, но
выносимо. Школа волей-неволей предлагает именно
такой тип существования, ежедневно, ежечасно
предъявляя к ребенку массу требований.
Немудрено, что многие дети жалуются, как плохо им
в школе.
Родители обычно следуют за школой. Что, впрочем,
было всегда. Мыслитель Серебряного века,
выдающийся эрудит и полиглот Максимилиан
Волошин с горечью признавался в книге «История
моей души»: «Школьные годы – глубокое
недоразумение всей моей жизни. Для меня было
несомненно, что никакой зависимости между
знаниями и их оценкой в гимназии нет и не может
быть. Но это не было такой несомненностью для
моей матери – натуры простой, прямолинейной и
властной. Меня за двойки серьезно наказывали...»
Почтенные государственные мужи с гордостью
сообщают, что были в школьные годы шалопаями. Чем
хвастают? Что состоялись вопреки? Никто не
гордится отличной успеваемостью: школьные
отметки свидетельствуют не столько о знаниях и
дарованиях, сколько совсем об иных качествах. Их
ясно не определяют, но располагают где-то в
диапазоне между слепым послушанием, которое и
означает для ребят истинную глупость, и унылой
усидчивостью, то есть отсутствием выраженных
интересов.
Девочка-отличница и вовсе в массовом понимании
– персонаж комический. Для школы она удобный
объект, но признать в ней интеллектуального
субъекта? Ну уж нет! «Зубрила!» – говорится с
пренебрежением. «Памятью берет!» – с
раздражением.
Отличная память ученика – качество, которое
вообще действует на нервы. Странно это только на
первый взгляд. Ученик легко усваивает, на лету
хватает, и тем самым его успехи входят в
противоречие с действительной, а не
декларируемой целью школы – приучить к работе
над неприятным, неинтересным, зачастую никому не
нужным.
Школа и сама не уважает собственные требования.
Доказательство: пренебрежение к усидчивой
отличнице-зубрилке входит в противоречие с
раздражением по адресу тех памятливых
быстрохватов, кому программа дается без труда. В
общем, и так нехорошо, и этак неладно.
Но совсем плохо, когда в борьбе за достижение
своей истинной цели школа сталкивается со
способным и волевым ребенком, который не хочет
усваивать то, что не хочет. И «волит» свое
нежелание.
Не такая уж редкость и совсем нелепые казусы,
которые можно назвать параллельным
существованием: ребенок хуже всего успевает
именно по тому предмету, в котором лучше всего
разбирается.
...Сережа читает запоем, пишет стихи и рассказы,
эссе и рецензии, публикуется. Раздумывает, в
журналистику идти или в литинститут. Однако
такой основополагающий жанр школьного курса, как
сочинение, ему не дается. Не может он его написать
– и все! Пародию – пожалуйста, а правильное,
полноценное сочинение – нет.
Не может обозначает, разумеется, не хочет. Не
хочет постараться, сыграть по правилам, сделать
как положено. В литературной студии он – юное
дарование, на уроках литературы –
тупица-хулиган. Тупица, потому что вместо
развернутого по правилам «Образа России в
творчестве Блока и Есенина» опять сдал куцую
отписку из двадцати деревянных фраз, а хулиган,
потому что сделал это нарочно – не хотел
стараться.
Родители, к счастью, катастрофы из этого не
устроили. Отец – доцент-филолог и литературный
критик – решил сам написать сочинение вместо
сына. Увы. Выяснилось, что выше четверки ему не
прыгнуть: «Тема раскрыта неполно».
Ощущения пережил весьма неприятные. Оплеуха по
интеллектуальной состоятельности оказалась
весьма чувствительной. Сын чуть не умер от
хохота.
Что же делать? Ребенок должен соответствовать.
Остается одно – призвать на помощь репетитора.
Право на внимание к себе.
Право на выбор.
Право на ошибку
Марина Зубкова, учительница русского языка и
литературы, школа № 971, г. Москва.
– Проблема обращения к репетиторам ставит
перед нами два достаточно самостоятельных
вопроса. Первый: почему к услугам репетитора
прибегают абитуриенты? Второй: как возникает
необходимость дополнительных занятий с
репетитором у школьников?
Между школьной программой и теми знаниями,
которые вузовские приемные комиссии требуют от
поступающих, существенная разница. Скажу
эмоциональнее: пропасть. Мне кажется, требования,
предъявляемые к абитуриентам, неоправданно
усложнены. Ученик, изучивший школьный курс на
«отлично», все равно не сможет самостоятельно
сдать вступительный экзамен. Разница создается
намеренно: не только для того, чтобы отобрать
самых подготовленных ребят, углубившихся в
предмет, но и для того, чтобы обращение к услугам
сотрудников этих самых вузов стало вынужденным.
Субъективистское усложнение программы с
корыстными целями в огромной степени объясняет
необходимость обращения абитуриента к
репетитору. В огромной, но не в абсолютной, потому
что школьные программы по русскому языку
вызывают множество справедливых нареканий, хотя
сейчас появились новые, качественные программы.
Например, программа Светланы Львовой, по которой
я сама работаю. Она интересна и детям, и
педагогам, ориентирована на занятия с текстом,
школьники легче справляются с сочинением, лучше
осваивают словарную работу. Но ведь в выпускных
классах на русский язык отводится всего 1 час!
Катастрофически мало, материал неизбежно
забывается. Вот выпускникам, которые собираются
поступать в гуманитарные вузы, и приходится
обращаться за помощью к репетитору.
Что касается школьников... В самом деле, почему
так получается: на уроке ребенок материал не
усваивает, а с репетитором – пожалуйста? Корень
проблемы в индивидуальном подходе. В классе
сорок учеников. Предположим, что и учитель
сильный, и методика у него прогрессивная, но
тридцати девяти ученикам она подходит, а одному
– ну никак. Тут, в сущности, не нужно обвинять ни
ученика, ни педагога – у каждого свои
особенности. Но проблема возникает, и ребенок
решает ее частным порядком с репетитором.
Классно-урочная система не предоставляет
ребенку выбора: сейчас будет такой-то урок, и
ученик на уроке должен усвоить такой-то материал.
Но, может быть, он не настроен его сейчас
усваивать? И хорошо, если упущенное наверстает
потом, дома. А если нет?
Репетиторство тоже ведь разное. Натаскивание
на экзамен – это одно, и польза тут ограниченная.
А есть репетиторы высокого класса, чувствующие
запросы ребенка, способные дать толчок к
неподдельному интересу, устанавливающие
глубокий индивидуальный контакт. И еще: школа не
дает ребенку права на ошибку. Ученик боится,
стыдится признаться, что ошибся или чего-то
недопонял.
Вы можете себе представить, что ребенок поднял
руку и сказал, что он не понял объяснение?
Ситуация невообразимая: одноклассники засмеют, а
учитель изменит мнение о таком ученике в худшую
сторону или тоже ответит насмешкой. Конечно, не
всякий учитель такой, но страхи ребенка
небеспочвенны. У репетитора нет насмешек и есть
время.
О системе дополнительных индивидуальных
занятий в школе приходится только мечтать.
Некоторые ребята учатся на твердую четверку. При
некоторой дополнительной помощи могли бы
успевать на “отлично”, но... Учитель физически не
имеет возможности оказать такую помощь, а
репетитор имеет.
Так что репетиторство – явление сложное. И
простого, однозначного подхода здесь быть не
может.
Записала Татьяна Шумская
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «СПбРепетитор». Посетив сайт интернет проекта «СПбРепетитор», располагающийся по адресу http://spbrepetitor.ru, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, которые позволит заказать услуги репетитора по любому требуемому предмету общей школьной программы в Санкт-Петербурге. Подробные анкеты репетиторов и отзывы других обучающихся помогут найти самого подходящего педагога. А так же к Вашим услугам представлена возможность оставить заявку на бесплатный подбор репетитора специалистам интернет проекта «СПбРепетитор».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|