Как сделать систему образования
эффективной?
Центр стратегических разработок
предлагает свое решение
Есть большая политика, а есть –
образовательная. Редко когда удается сравнить
стратегические намерения большой власти и
прикладные решения в области образовательной
политики. Сегодня у нас есть такая возможность.
На одной полосе сошлись анализ открытого письма
В.Путина своим избирателям и информация с
пресс-конференции Центра стратегических
разработок о стратегическом плане развития
системы образования. Мы предлагаем читателям
газеты «Первое сентября» самим сделать вывод о
соответствии двух подходов.
От себя добавим: внимательный читатель
наверняка найдет в одном из материалов идеи
заживо похороненной реформы 1997 года. И слова все
знакомые найдет: подушевое финансирование,
федеральный норматив, реструктуризация сети. И
подумает: зачем же было терять почти три года? Или
мы снова на пороге очередного «образовательного
кризиса», когда сторонники жесткой линии и их
противники затеют схватку за влияние, цена
которой – медленное сползание школы в
нищету.Впрочем, до выборов скорее всего ничего не
произойдет, а что будет после выборов, не знает
никто.
Центром стратегических разработок создается
стратегия развития системы образования на 10–15
лет. 9 марта министром образования Владимиром
Филипповым и ректором Высшей школы экономики
Ярославом Кузьминовым журналистам были
представлены тезисы, подготовленные по
результатам семинара “Стратегия образования.
Россия – XXI век”.
Авторы тезисов – они же разработчики стратегии
– озабочены проблемой эффективности системы
образования. Государству необходим переход от
затратной позиции по отношению к образованию к
позиции, когда образование работает на общество.
Хватит хвалить себя, необходимо модернизировать
систему образования, приспосабливая ее к гибкому
рынку труда.
От перемены мест слагаемых меняется многое
По мнению разработчиков, попытки последних лет
передать большую часть управления образованием
в руки общества не привели к сколько-нибудь
значительным успехам, поскольку ресурсы, которые
общество готово вложить в образование, гораздо
ниже потребностей системы.
Особенно, добавим от себя, если у общества нет
ни малейшей возможности инвестировать средства
в образование. И сегодня государство уверенно
возвращается в систему образования. Само
общество ждет этого шага, считает министр
Владимир Филиппов.
По мнению В.Филиппова и Я.Кузьминова система
образования должна стать государственным
приоритетом как сфера первоочередных инвестиций
и первоочередного финансирования. Инвестиции в
образовании долго окупаются, но весьма
рентабельны. Здесь нет вопросов.
По подсчетам разработчиков из ЦСР, для
эффективной деятельности системы образования
финансирование необходимо увеличить в 1,5–2 раза.
Обеспечить это за счет одного лишь
государственного бюджета, конечно, невозможно,
поэтому будет наконец-то создан налоговый режим,
привлекающий средства. Например, предлагается
отменить налоги на спонсорскую помощь.
Контроль и учет – основа эффективности
Авторы, разумеется, не забыли о системе
федеральных нормативов бюджетного
финансирования сферы образования и предлагают
на их основе отработать механизмы нормативного
подушевого финансирования, более тесно связать
финансирование учебных заведений с численностью
учащихся. Школа должна превратиться в
самостоятельную организационную и
экономическую единицу. Функции по
санкционированию расходов образовательных
учреждений будут целиком переданы
попечительским советам. С целью обеспечения
доступности общественно-государственного
контроля за финансовой деятельностью необходимо
создать единую форму отчетности и ежегодно
публиковать финансовые отчеты. Кроме того, для
объектов системы образования будут созданы
экономические паспорта.
Все это, конечно, поможет устранить
существующие противоречия между бюджетностью и
хозяйственной самостоятельностью образования.
Какой быть средней школе
Главное, что должна сегодня обеспечить
выпускнику школа, – способность успешной
социализации. Вот почему упор в разработках
делается на преподавание правовых знаний,
экономики и основ политической жизни.
Двенадцатилетняя школа сможет, считают авторы
тезисов, обеспечить ученику вариативность
образования. Чтобы облегчить свободный выбор
программы обучения в полной средней школе,
придется создавать образовательные округа,
включающие в себя три – пять школ, реализующих
все семь официальных программ специализации
(социально-экономические дисциплины; точные
науки и информатика; естественные науки,
физические и химические технологии;
агротехнологии; техника и инженерное дело; науки
о человеке: психология, педагогика, медицина;
искусство).
Сельская малокомплектная школа: неужели
укрупнят?
Понятно, что для проведения реформ необходимы
немалые средства.
Разработчики нашли самый крупный ресурс
экономии на общем образовании – это
реструктуризация сельской школы (укрупнение на
стадии основной и полной средней школы), что даст
20–30 млрд рублей в год.
Речь идет о том, чтобы в небольших селах и
деревнях оставить только начальные школы. А с
пятого класса дети станут учиться на
“центральных усадьбах”, что призвано
обеспечить сельским школьникам уровень
образования, сравнимый с городским. Первый
вариант такого укрупнения – возить детей в школу
на автобусах, что на самом деле совсем не дешево и
достаточно тяжело для детей среднего школьного
возраста. Вариант с пятидневными интернатами еще
более дорогостоящ, и в этом случае дети будут
оторваны от семьи и своей среды уже с
десятилетнего возраста.
Но есть еще один вариант – дистанционное
образование. Конечно, это потребует
массированного, а не распределенного во времени
вложения денег. Но только в этом случае деревня
может развиваться как сообщество. Прекрасная
идея разработчиков стратегии – создание вокруг
малокомплектной школы учебно-культурного центра
с библиотекой, клубом. Дорого? Но только тогда для
сельских школьников связи с деревней не будут
утрачены. Мы уверены, что разработчики стратегии
не могли не задумываться о последствиях
укрупнения сельской школы.
* * *
Стратегия развития российского образования
еще только разрабатывается, и пока непонятно, в
какую правовую форму она будет облечена. Как
заявил Ярослав Кузьминов, стратегия – документ
общий, а уже под ее требования будут приниматься
законы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|