Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Наталия ИШТРИКОВА

Как сделать систему образования эффективной?

Центр стратегических разработок предлагает свое решение

Есть большая политика, а есть – образовательная. Редко когда удается сравнить стратегические намерения большой власти и прикладные решения в области образовательной политики. Сегодня у нас есть такая возможность. На одной полосе сошлись анализ открытого письма В.Путина своим избирателям и информация с пресс-конференции Центра стратегических разработок о стратегическом плане развития системы образования. Мы предлагаем читателям газеты «Первое сентября» самим сделать вывод о соответствии двух подходов.

От себя добавим: внимательный читатель наверняка найдет в одном из материалов идеи заживо похороненной реформы 1997 года. И слова все знакомые найдет: подушевое финансирование, федеральный норматив, реструктуризация сети. И подумает: зачем же было терять почти три года? Или мы снова на пороге очередного «образовательного кризиса», когда сторонники жесткой линии и их противники затеют схватку за влияние, цена которой – медленное сползание школы в нищету.Впрочем, до выборов скорее всего ничего не произойдет, а что будет после выборов, не знает никто.

Центром стратегических разработок создается стратегия развития системы образования на 10–15 лет. 9 марта министром образования Владимиром Филипповым и ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым журналистам были представлены тезисы, подготовленные по результатам семинара “Стратегия образования. Россия – XXI век”.

Авторы тезисов – они же разработчики стратегии – озабочены проблемой эффективности системы образования. Государству необходим переход от затратной позиции по отношению к образованию к позиции, когда образование работает на общество. Хватит хвалить себя, необходимо модернизировать систему образования, приспосабливая ее к гибкому рынку труда.

От перемены мест слагаемых меняется многое

По мнению разработчиков, попытки последних лет передать большую часть управления образованием в руки общества не привели к сколько-нибудь значительным успехам, поскольку ресурсы, которые общество готово вложить в образование, гораздо ниже потребностей системы.

Особенно, добавим от себя, если у общества нет ни малейшей возможности инвестировать средства в образование. И сегодня государство уверенно возвращается в систему образования. Само общество ждет этого шага, считает министр Владимир Филиппов.

По мнению В.Филиппова и Я.Кузьминова система образования должна стать государственным приоритетом как сфера первоочередных инвестиций и первоочередного финансирования. Инвестиции в образовании долго окупаются, но весьма рентабельны. Здесь нет вопросов.

По подсчетам разработчиков из ЦСР, для эффективной деятельности системы образования финансирование необходимо увеличить в 1,5–2 раза. Обеспечить это за счет одного лишь государственного бюджета, конечно, невозможно, поэтому будет наконец-то создан налоговый режим, привлекающий средства. Например, предлагается отменить налоги на спонсорскую помощь.

Контроль и учет – основа эффективности

Авторы, разумеется, не забыли о системе федеральных нормативов бюджетного финансирования сферы образования и предлагают на их основе отработать механизмы нормативного подушевого финансирования, более тесно связать финансирование учебных заведений с численностью учащихся. Школа должна превратиться в самостоятельную организационную и экономическую единицу. Функции по санкционированию расходов образовательных учреждений будут целиком переданы попечительским советам. С целью обеспечения доступности общественно-государственного контроля за финансовой деятельностью необходимо создать единую форму отчетности и ежегодно публиковать финансовые отчеты. Кроме того, для объектов системы образования будут созданы экономические паспорта.

Все это, конечно, поможет устранить существующие противоречия между бюджетностью и хозяйственной самостоятельностью образования.

Какой быть средней школе

Главное, что должна сегодня обеспечить выпускнику школа, – способность успешной социализации. Вот почему упор в разработках делается на преподавание правовых знаний, экономики и основ политической жизни.

Двенадцатилетняя школа сможет, считают авторы тезисов, обеспечить ученику вариативность образования. Чтобы облегчить свободный выбор программы обучения в полной средней школе, придется создавать образовательные округа, включающие в себя три – пять школ, реализующих все семь официальных программ специализации (социально-экономические дисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические и химические технологии; агротехнологии; техника и инженерное дело; науки о человеке: психология, педагогика, медицина; искусство).

Сельская малокомплектная школа: неужели укрупнят?

Понятно, что для проведения реформ необходимы немалые средства.

Разработчики нашли самый крупный ресурс экономии на общем образовании – это реструктуризация сельской школы (укрупнение на стадии основной и полной средней школы), что даст 20–30 млрд рублей в год.

Речь идет о том, чтобы в небольших селах и деревнях оставить только начальные школы. А с пятого класса дети станут учиться на “центральных усадьбах”, что призвано обеспечить сельским школьникам уровень образования, сравнимый с городским. Первый вариант такого укрупнения – возить детей в школу на автобусах, что на самом деле совсем не дешево и достаточно тяжело для детей среднего школьного возраста. Вариант с пятидневными интернатами еще более дорогостоящ, и в этом случае дети будут оторваны от семьи и своей среды уже с десятилетнего возраста.

Но есть еще один вариант – дистанционное образование. Конечно, это потребует массированного, а не распределенного во времени вложения денег. Но только в этом случае деревня может развиваться как сообщество. Прекрасная идея разработчиков стратегии – создание вокруг малокомплектной школы учебно-культурного центра с библиотекой, клубом. Дорого? Но только тогда для сельских школьников связи с деревней не будут утрачены. Мы уверены, что разработчики стратегии не могли не задумываться о последствиях укрупнения сельской школы.

* * *

Стратегия развития российского образования еще только разрабатывается, и пока непонятно, в какую правовую форму она будет облечена. Как заявил Ярослав Кузьминов, стратегия – документ общий, а уже под ее требования будут приниматься законы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru