Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена Иваницкая,
Юлия БУЛГАКОВА

Простые вещи, птицы, звери

Недавно галерея «Дар» провела серию персональных выставок произведений наивных художников. Выставки проходили в рамках программ «Юнеско», посвященных году пожилых людей.

«Имена наивных художников Анри Руссо (Франция), Нико Пиросмани (Грузия), Ивана Генералича (Югославия), бабушки Мозес (США) известны во всем мире и имеют у себя на родине значение национальных культурных символов», – пишет Сергей Тарабаров, учредитель галереи наивного искусства «Дар», и справедливо сетует на то, что Россия, обладая уникальными ресурсами в области наивного искусства, до сих пор не оценила по-настоящему своего достояния.
Благодаря галерее «Дар» зрители познакомились с замечательными художниками Александром Суворовым, Еленой Волковой, Павлом Леоновым. Александр Васильевич Суворов совсем немного не дожил до первого в своей жизни каталога: он скончался в октябре 1999 года на восемьдесят восьмом году жизни.
Как это у нас нередко, к сожалению, бывает, за рубежом этих интереснейших художников знают и ценят, а мы только начинаем открывать для себя золотоносные пласты. Работы Павла Леонова выставлялись в Париже и Белграде, картины Александра Суворова и Елены Волковой постоянно появляются на триеннале наивного искусства в Братиславе (Словакия).
Выразительные и тоже «наивные» названия выставок подчеркивают основную направленность творчества художников: «Простые вещи» – Александр Суворов, «Люблю зверей и людей» – Елена Волкова, «Я другой такой страны не знаю» – Павел Леонов.
Судьбы художников были тяжелы, как судьба страны. Всю жизнь они провели в глубинке, в постоянном труде: Александр Суворов работал на железной дороге сцепщиком, стрелочником, кондуктором, Павел Леонов побывал судоремонтником, лесорубом, столяром, дорожным рабочим, Елена Волкова в военную пору была санитаркой в госпитале, потом долгие годы проработала портнихой в артели городка Чугуева. С детства они рисовали, лепили, хотя тяжелый труд ради куска хлеба не оставлял простора для творчества, не было и возможности учиться.
Елена Волкова признается: «Творчество! Это радость и ужас какой-то! Оно не отпускает от себя, держит крепко. Отбрасываю кисть, больше не могу. Прилягу, отвернусь от холста. Но нечаянно бросаю взгляд и вижу, что еще нужно сделать, чтобы было лучше. Боюсь, что забуду то, увиденное, – вновь продолжаю писать, пока не достигну желаемого».
С ее картин на зрителя смотрят лукавые, мудрые, задумчивые сказочные звери. Совсем не страшный серый волк лежит на полянке не в лесу, а в саду, полном пестрых цветов и грибов, белоснежный конь с янтарными глазами загрустил над синей рекой, попугай, похожий на жар-птицу, красуется на фоне вечернего неба... Тишиной и радостью наполнены эти картины. «Как люди на земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому» – так вроде бы нелогично на первый взгляд, но очень глубоко по существу объясняет художница свое творческое кредо.
Настроение торжественного покоя отличает картины Александра Суворова «Хуторок», «Сельская жизнь», «В дальнюю дорогу», «Старые люди спешат к ранней службе помолиться Богу» – сюжеты просты и сложны, как само течение жизни.
Полотна Павла Леонова «Детство художника», «Цирк», «На Волге», «Колумб открывает Америку» поражают неуемной фантазией, напористой яркостью и декоративностью. Сергей Тарабаров вспоминает: «Кто-то из телевизионщиков на вернисаже очень точно охарактеризовал одну из работ художника: «Да по ней можно фильм сделать!». Перед этими картинами оживает забытое удовольствие детства – погрузиться в многофигурное, многосюжетное изображение, фантазировать вместе с художником, увидеть мир сказочно преображенным.
Наивное искусство привлекает и непосредственную душу ребенка, и искушенный взгляд ценителя-интеллектуала. Спросим себя: почему?
Сергей Тарабаров так отвечает на этот вопрос: «Современная культура без наивного искусства, художественного примитива, так же как сельское хозяйство, экология человека без дикой природы, обречена на стагнацию. В обществе начинает зреть понимание известной приоритетности «наивного» как одной из возможных стратегий выживания, гармонизации, экологизации общества».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru