Двенадцать драконов
в борьбе против социальных инициатив
Статья первая
В советском обществе традиционно
укоренялось представление, что инициатива в
образовании – дело государственное. Или же это
личный подвиг героического учителя.
То, что нормальная образовательная инициатива
может носить общественный характер, возникать
как совместный проект группы самостоятельных
людей, было открыто как поразительный факт
только в восьмидесятых годах. И подавляющее
большинство значительнейших перемен в
российском образовании в девяностые годы, по
сути, носило именно такой характер.
А в Европе давно привыкли, что образование, как и
большая часть явлений общественной жизни,
движется прежде всего социальными инициативами.
(А уж вовсе не “национальными доктринами”.) В
этом смысле законы успеха и неуспеха
образовательных инициатив подобны законам
развития инициатив во многих других сферах. Про
это в Европе думают давно, и опыт этих
размышлений для нас, наверное, нелишний.
Мы предлагаем вам перевод статьи Лекса Боса,
одного из сотрудников голландской организации,
помогающей развиваться новым инициативам. На
протяжении десяти лет его группа имела
возможность помогать многим другим группам при
рождении и воспитании своих детищ-инициатив.
Сначала внимательнее приглядимся к выражению
«социальная инициатива».
Оно содержит в себе странное противоречие. Ведь
когда мы говорим про инициативы, мы думаем про
деятельность, которая исходит из сущности
человека. Этим объясняется то, что люди чувствуют
нападение на себя лично, когда кто-то критикует
их инициативу или ей угрожает крах.
Прилагательным же «социальный» обозначается то,
что касается действий, целиком исходящих и
ориентированных на других людей.
Соединение слов «социальный» и «инициатива»
указывает на нечто, полностью исходящее из
внутренней сущности одного человека и
одновременно полностью обращенное к другим
людям. Как достичь того, чтобы мое личное
действие подлинно инициативного характера было
полностью ориентировано на то, что нужно другим
людям?
Ведь не свободен ни тот, кто исходит только из
внутреннего, позволяя своим страстям владеть
собой, ни тот, кто определяет свои поступки
согласно задаваемым извне нормам. В социальных
инициативах обе эти несвободы способны
соединяться в свободу; ведь свобода не дается
нам, а должна быть развита в борьбе с
противодействующими силами. Потому, на мой
взгляд, социальные инициативы находятся в
постоянной опасности. И это нормально.
Сначала я хотел бы высказаться образно. Когда в
мыслях проявляется желание нового дела или когда
чувствуешь, как нарастает воля к претворению его
в жизнь, то возникает переживание, родственное
переживанию женщины, ждущей ребенка: что-то хочет
во мне и благодаря мне рождаться. И когда
инициатива действительно возникает, мы начинаем
относиться к ней, как к хрупкому ребенку. И
опасности угрожают ему со всех сторон, как
драконы в сказках.
Наша инициатива-ребенок тоже будет
преследоваться драконом, и не одним. Я собираюсь
представить целое семейство драконов. Когда с
ним знакомы заранее и могут его распознать, то
намного больше шансов это семейство одолеть. Да и
использовать силы драконов на пользу делу!
Ведь даже тогда, когда драконы выступают
инструментом зла, они необходимы нам как силы
сопротивления. Благодаря этому наша инициатива
будет крепкой и плодовитой.
1. Дракон – финансовая помощь
Кто пробовал когда-либо начинать новое дело,
знает, что быстро складывается ситуация, когда
возникает денежный голод. Именно в такие
мгновения мечтают о большом наследстве.
Инициативная группа сидит вздыхает и стонет, но
не имеет лишней копейки. Ах, если б сейчас померла
тетенька Клавдия! Или: если бы мы вдруг получили
щедрую поддержку от государства! Или: вот бы один
из нас выиграл в лотерею главный приз!
В таких мыслях скрывается сильное искушение. Что
же произойдет, если вдруг на столе появится сто
тысяч марок? Теперь инициатива будто бы способна
воплотиться в жизнь.
Но тогда наступает минута, когда деньги
становятся всем. Теперь должен быть дан ответ на
вопрос: действительно ли инициатива нужна другим
людям?
Сквозь все описания драконов красной нитью
проходит вопрос отношения инициативы с внешним
миром. Это становится понятно, когда мы
обнаруживаем: тетенька Клавдия осталась жива,
государство не собирается помогать, в спортлото
нам не везет. Что тогда вынуждена делать
инициативная группа? Альтернативой может быть,
например, поиск пожертвований. Это означает, что
члены инициативной группы должны обращаться с
просьбами к сотням людей.
Какие новые реальности возникают из этого?
Возможно, группа до этого времени обсуждала
инициативу только в узком кругу. Теперь придется
говорить про нее с другими людьми, да так, чтобы
они хватались за кошельки. Кроме того, члены
группы могут обнаружить, что их представления о
содержании инициативы разные. Например, каждый
услышит, что про инициативу говорят другие. Такой
опыт помогает избежать недоразумений на ранней
стадии, пока они не переросли в конфликт.
Из фактов пожертвований можно понять, нужна
инициатива только самим инициаторам или еще и
людям, которые помогают воплотить ее в жизнь.
Подобные кампании приводят и к разочарованиям:
никто не способен увлечься такой прекрасной
инициативой! Это не лучший опыт, но и такой
реальности мы должны смотреть в глаза...
2. Дракон-управление
Существуют люди с прекрасными идеями, имеющие в
голове множество фантастических проектов.
Весьма вероятно, что мир только и ждет их
замыслов. Но, к сожалению, часто такие люди не
имеют свободного времени, чтобы самостоятельно
воплощать свои идеи. Тогда они ищут людей,
способных реализовать их проект. Нет ничего
плохого в том, что люди увлекаются чужими идеями.
Однако тот, кто сам не имеет времени или сил
воплотить свой проект в жизнь, не должен
добиваться для себя монополии на истинное
видение положения дел. Группа, берущаяся за
работу, должна иметь возможность свободно
реализовывать проект по собственному разумению.
Угроза, что рабочей группе будет назначен
руководитель, командующий издалека (то есть
бюрократично), носит постоянный характер.
Характерно, что в вальдорфских школах учителя
обязаны совместно формировать управление
школой. Некоторые из них могут быть частично
освобождены от ряда педагогических
обязанностей, чтобы иметь больше времени для
организаторской работы. Но профессиональных
управленцев, «специалистов», в вальдорфских
школах остерегаются. Ведь те полностью отходят
от работы с детьми и не занимаются собственно
педагогикой. Они сидят за письменным столом и
руководят. А такое руководство пагубно для
любого педагогического творчества.
3. Дракон-организация
Мы уже пережили несколько ситуаций, когда
инициативы на самом первом этапе развития уже
обзаводились полностью разработанной
структурой: предприятие поддержки и рабочее
предприятие, оба с руководством и опекунским
советом, подробными статутами и
организационными схемами, настолько
обстоятельными, что доходило до точно
рассчитанных на пять лет вперед расчетов и
балансов.
Тут отражается стиль людей, у которых мало
доверия к жизни. Ведь живое развитие само
показывает, какие формы ему необходимы.
Возникают вопросы: как может инициатива внутри
такой структуры свободно развернуться? не
направлено ли течение дел с самого начала в
оторванное от жизни русло?
4. Дракон-объединение
Этого дракона мне случалось обнаруживать в
разнообразных школьных инициативах. Во многих
городах Голландии так называемое «нейтральное»
воспитание стало таким неважнецким, что в конце
концов у многих родителей лопнуло терпение. Они
уже приготовились создавать альтернативные
школы. (Если собрать достаточное количество
подписей, то относительно просто основать новую
школу. Государство при этом обязано оказывать
денежную поддержку.)
И вот формально-юридически школа основывается,
но тут начинается реальность. Нужно найти
учителей, купить учебные материалы, оборудовать
классные комнаты, урегулировать отношения
школьной коллегии (учителей и родителей) и т.д.
Обнаруживается, что отринувшие старое участники
инициативы от нового имеют весьма разные
ожидания.
Кто-то интерпретирует понятие «альтернативный»
демократично: родители должны иметь возможность
участвовать в решении всех вопросов (как с
определенного возраста и школьники). Кто-то
выступает за антиавторитарность: свободу детей
не стоит ограничивать. Еще кто-то говорит про
Дальтона, Монтессори и вальдорфскую школу.
Конечно, с самого начала про это говорили. Но
обдумывать всерьез было недосуг: ведь тогда на
группу навалилось так много практических
вопросов, связанных с денежной помощью и прочими
материальными обстоятельствами!
С этого и начинается разъединение. Инициативной
группе угрожает внутреннее крушение, и вместе с
тем начинает шататься фундамент под всей школой.
Хуже всего, если неминуемые дискуссии про
содержание и основы, про образ человека и
общества начинаются лишь тогда, когда школа уже
приступила к работе. И встает основной вопрос:
могут ли все эти течения уживаться друг с другом?
Конечно, для некоторых людей в группе это не
кажется препятствием. Они говорят: будем
толерантными. Все эти разнообразные
педагогические направления имеют свои сильные и
слабые стороны. От каждого можно взять что-то
хорошее: художественные элементы из
вальдорфской школы, самодеятельность – из
Монтессори, проектные задания – из
Дальтон-плана… Разве мы не можем все это
объединить?
Но практично ли такое направление мыслей:
давайте соберем все в кучу и из нее выберем
лучшее! От этого чаще возникают бесцветные, серые
компромиссы с внутренним напряжением.
Дракон-разъединение усыпляет наше сознание; он
предлагает отнестись к разнообразным
инициативам как к одной. Понимание приходит
позже. Но тогда чистка для уже действующей
инициативы оборачивается катастрофой. Как
только дракону отрубают голову, сразу же на ее
месте вырастают две новые. Так и тут. Среди прочих
нас подстерегают уже известный
дракон-организация, а также дракон-секта.
5. Дракон-нарцисс
Нарцисс, увидев свое отражение в озере, влюбился
в него. Именно так группа людей может влюбиться в
собственные идеи. От внутреннего переполнения
идеей возникает огромное чувство
ответственности за ее осуществление. Человек
начинает так жить идеей и так желает ее
осуществить, что перестает воспринимать
реальность.
Участники такой инициативы стремятся дать
ответы на запросы, которых нет в обществе.
Это может привести к тому, что люди тратят все
больше энергии, а увлечение своими идеями и
фанатизм доводят их до миссионерства.
6. Дракон-дилетант
Человеку, берущемуся за воплощение инициативы,
нужны соответствующие умения. Воображение и
добрая воля надолго не заменят профессионализма.
Часто инициативу начинают без особых знаний.
Знания приходят постепенно. Но сам собой
профессионализм не появится. Нужно серьезно
работать над собой.
На качества, необходимые для реализации
инициативы, указывает она сама. Каждое изменение
во внешнем мире должно отвечать изменениям во
внутреннем мире. Процесс внешнего развития
находит свое дополнение во внутреннем
самосовершенствовании. Кто этого не видит, для
того социальные события не становятся процессом
личностного обучения.
В целом это может касаться и всей инициативной
группы. Во всем, что происходит иначе, чем
участники группы воображают, причину проблем они
видят во внешнем мире: во власти, обществе,
родителях, финансах… Дракон-дилетант неутомимо
нашептывает нам, что мы можем оставаться такими,
как есть, – и мы остаемся дилетантами…
* * *
Итак, мы описали драконов, желающих проглотить
новорожденную инициативу-ребенка. Но силы
противодействия продолжат действовать и тогда,
когда дитя подрастет. Об этом – в следующих
статьях.
Лекс БОС
Перевод с немецкого Николая ШПАКА
и Ярославы ТЕРЛЕЦКОЙ.
Печатается в сокращении
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|