Кадры, которые решали... что?
Проблематика образования никогда не
выходила за пределы ведомства. Но проблемы
образования всегда были поводом для
предвыборных обещаний, экономических и
политических деклараций
За последние год-полтора ситуация в
Министерстве образования как-то устоялась,
успокоилась после ожесточенной схватки 1997 года,
когда под ковром сысуевской реформы партия
В.Кинелева сражалась с партией
Тихонова–Асмолова. Тогда в результате именно
этой борьбы, а отнюдь не из-за содержательных
противоречий попытка реформы оглушительно
провалилась.
А выиграл в конечном итоге ректорский актив, и в
правительстве Е.Примакова министром неожиданно
для себя стал ректор Университета дружбы народов
им. П.Лумумбы Владимир Филиппов.
А перед этим... Вспомним всех поименно с момента
первых подвижек новейшей истории школы.
Наиболее ярким министром эпохи “заката
социализма” был Г.Ягодин. Он первый стал
“общим” министром – председателем Госкомитета
по образованию, когда слили в одно ведомство
Минпрос и Минвуз.
Рассказывали, что его вызвал Е.Лигачев в первых
числах марта 1988 года и объявил о назначении и о
слиянии.
– Но ведь этот вопрос требует общественного
обсуждения, – пытался возразить Геннадий
Алексеевич.
– Уже обсудили, – было сказано.
Ягодин первым среди чиновников высшего эшелона
заговорил о таланте, о яркой личности ученика, о
том, что школа должна меняться, что авторскими
школами будет прирастать образование. При
Г.Ягодине и во многом по его инициативе
развернулся спор между педагогикой принуждения
и педагогикой сотрудничества, и при его
поддержке возник ВНИК “Школа” и победила
концепция развития образования.
Но распался СССР, и вместо народного образования
стало просто образование, и министром стал
Э.Днепров. Процедура отбора кандидатов на пост
первого министра демократической России была
сложной – с участием психологов и тестами, и
руководитель ВНИК “Школа” в 1991 году стал первым
министром образования России.
Так случилось, что во время августовского путча
Министерство образования на Чистых прудах стало
штабом сопротивления, а министр Э.Днепров
проявил не просто мужество и героизм, но и создал
эшелонированную систему идеологического
обеспечения – типографии, радиостанции и всего,
что в таких случаях было необходимо.
Непосредственно после подавления путча в Сочи
состоялась первая для России крупная
международная конференция, и министр Э.Днепров
олицетворял там победившую в России демократию.
Это признано на международном уровне.
Кстати, он до сих пор ее олицетворяет. И в том, что
в российской школе нет идеологии, нет НВП, и в том,
что у нас самый либеральный Закон “Об
образовании”, – заслуга первого министра. А если
добавить еще и введение ЕТС, которое в тот момент
сняло напряженность с выплатой зарплаты
учителям, – именной список Днепрова-министра
выглядит очень достойно.
Основное раздражение оппонентов вызывала и
вызывает его определенная политическая позиция
– демократа, ориентированного на общественную,
открытую школу.
Верховный Совет в 1992 году добился снятия
Э.Днепрова, и до сих пор непонятно, чем
руководствовался Б.Ельцин в этом решении. При
условии, что именно Б.Ельцин это решение
принимал. В любом случае никаких политических
выгод от снятия Э.Днепрова Кремль не получил, а
поступательное движение образовательной
реформы резко затормозилось. 1993 – 1997 годы для
школы оказались годами активного сползания вниз
и в содержательном, и в материальном плане.
Правда, для высшей школы это оказались годы
раскрепощения, свободы и мощного роста
благосостояния. И, конечно, заслуги одного из
преемников Днепрова, В.Кинелева, в деле
укрепления высшей школы очевидны.
Остается только сожалеть, что возможность
возвращения к реформаторству в 1997 году пришлась
на время активного противоборства между
черномырдинским и чубайсовским крыльями власти.
...Сюжеты образовательной политики иногда
развиваются, словно плохо смонтированные кадры
непрофессионального кино. Одному из героев
предназначено играть хорошего парня, и вся
мизансцена выстроена так, что хороший побеждает
плохого, но даже внимательному зрителю так до
конца и не ясно, чем же хороший отличается от
плохого.
В чем смысл и суть противоборствующих линий?
Наш ответ, может быть, субъективный, основанный
на личном опыте и на анализе большого количества
материалов, таков: решение кадровых вопросов на
высшем уровне государственного руководства
новейшей российской истории при назначении
министра образования РФ не имеет никакого
отношения к выбору направления образовательной
политики.
Все назначения были или случайны, или
подчинялись интересам не образовательной, а так
называемой большой политики. Даже не интересам
политики, а желанию той или иной групппировки
самоутвердиться или просто игре на увеличение
голосов внутри правительства – отнюдь не по
образовательным вопросам. Проблематика
образования никогда не выходила за пределы
ведомства, проблематика образования в России
никогда еще не звучала как политическая или как
экономическая.
Но проблемы образования всегда были
инструментом в политической борьбе, поводом для
предвыборных обещаний, экономических и
политических деклараций. Вот и сегодня вопросы
образовательной политики стали очень удобной
площадкой для программных заявлений двух
противоборствующих сил. И на этом “поле боя”
разница между сегодняшними левыми, прежде всего
КПРФ, и правыми либералами в том, что для
коммунистов образование – идеологическая сфера,
и поэтому у них есть ясная платформа действий.
Большой бюджет образования, высокие зарплаты,
сохранение сети прежде всего маленьких сельских
школ, привилегия государства в образовательной
политике – кто же будет против?
А для либералов образование – дело больше
приватное, а не государственное. И большая
зарплата – не от государства, а от местного
сообщества, а у него сегодня нет денег. И основные
ресурсы системы образования – не от увеличения
госбюджета, а от хитроумной системы эффективного
расходования и экономного устройства финансовых
потоков.
Такой прагматизм не идет ни в какое сравнение с
простой, ясной и убедительной идеологией
государственных гарантий, увеличения бюджетного
финансирования и социального равенства. Более
того, левые умеют воплотить свою идеологию в
государственные решения – национальную
доктрину, поправки к Закону “Об образовании”,
законопроекты о государственных гарантиях,
концепции. И поэтому общество верит в то, что
левые силы умеют управлять школой.
Накануне выборов президента снова возник
кадровый вопрос. И снова политика диктует школе
перемены, а не наоборот.
Левые готовы продолжать политику
образовательного равенства.
Правые готовы без боя стать победителями –
оказаться у руля образования без компаса и лоции,
просто для того, чтобы не отдавать школу
политическим противникам.
И в том и в другом случае нас используют.
Неужели третьего не дано?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|