Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Артем Соловейчик

День за днем

Село Чернышиха Нижегородской области

На трассе Нижний Новгород – Казань постовые милиционеры отнеслись к нам особенно пристрастно. А все началось с того, что мы сами остановились на посту с просьбой подсказать путь до ближайшей сельской школы. Но оказалось, что, на нашу беду, с прошлого вечера в новостях на всю страну рассказывали о двух подозрительных, которые ходили в Москве то ли по детским садам, то ли по школам и что-то выспрашивали. Телевидение призывало к бдительности, к поиску возможных террористов.
В общем, так или иначе пришлось полностью разгружать машину. Вот наши вещи; вот старые любимые кроссовки; вот записи (у нас с Матвеем почерки непонятные, разобрать можно только номера школ; и сразу звучит законный вопрос: “Здесь случайно не по-чеченски?”); а вот много одинаковых пакетов…
– Да… невзрывоопасно, – констатировал наконец улыбнувшийся сержант.
Он только что распотрошил (с нашего разрешения) один из тщательно приготовленных в поездку пакетов-подарков в школы: книги отца “Пушкинские проповеди” и “Последняя книга”; пособие для учителей “Как получить заработанные деньги”, написанное, точнее, выстраданное адвокатом российских учителей Дмитрием Растимешиным; сборник “Школа сотрудничества”, выпущенный к Соловейчиковским чтениям, и полный набор недельного выпуска “Первого сентября” – два номера газеты и 20 предметных приложений...
И надо же, эта, по сути, спасительная фраза вдруг резанула ухо. Захотелось воскликнуть: как это невзрывоопасно? Да тут что ни слово, то взрыв!
Но сейчас не то время, чтобы шутить со словом “взрыв”...
Наконец постовые показали нам путь к школе на Чернышиху.

Еще в начале нашего путешествия после посещения нескольких школ Матвей вдруг спросил меня: это что же – все школы хорошие? Получается, что да. Я даже начинаю верить, что школа плохой быть не может, потому что… Но пока подожду с выводами, ведь впереди еще много встреч.
Нет, а все-таки? Быть может, срабатывает магия конкретного знания? Это как фотография, кадр жизни – всего лишь одна миллионная часть жизни, – но мы можем рассматривать его часами, потому что в нем великий смысл конкретности, реальности.
Так и Чернышихинская школа. Ее фотография состоит из нескольких очень точных деталей: сейчас в школе учится 240 учеников, а еще недавно было 300. Что, и вправду нас становится меньше?
Чернышиха – страна родников. Красота необыкновенная. Но не в этом или не только в этом радость учителей школы. На их счастье, Кстовский район – один из четырех в Нижегородской области, где зарплату всегда выплачивали вовремя.
В 1996 году Чернышихинская школа получила звание “Школа района”. Школа обычная, но учебные показатели высокие. Так, например, на областной олимпиаде по немецкому языку, в которой участвуют и школы с углубленным изучением иностранных языков, первое место завоевал ученик Чернышихинской школы.
В школе есть литературная гостиная для всех, включая жителей села и округи. Так что школа здесь – своего рода клуб.
На обеды собирают 30 рублей в месяц. Один обед стоит чуть больше рубля. Но очень вкусный обед. Своя картошка, своя капуста…
В школе сохранился даже пионерский отряд, у которого есть свой лозунг: “За Родину, добро и справедливость!”
А при входе – слова, знакомые по “Первому сентября”: ”Сперва люблю, потом учу!”
Школа стоит на пригорке, откуда открывается потрясающий вид, бесконечные дали. И так красиво, что кажется: что еще нужно детям?
Возле школы – мемориал в память о воинах, погибших в Великую Отечественную...
Но самое главное: директор школы Станислав Георгиевич Медведев утверждает, что и один в поле воин.

В кабинете Станислава Георгиевича – довоенная фотография красивого молодого человека. Это его отец, Георгий. Он был секретарем райкома на Украине. В начале войны остался командиром партизанского отряда, а его детей, которые тогда были еще совсем маленькими, эвакуировали. И все друг друга потеряли. Лишь сравнительно недавно Станислава Георгиевича разыскали ветераны – участники тех событий, и он узнал, кто был его отец и как погиб. И тогда, побывав на родине, на могиле отца, Станислав Георгиевич своими силами и с помощью односельчан создал мемориал воинам на школьном дворе...

– Этому зданию четырнадцать лет. Но нам ни разу не делали ремонт: ни большой, ни маленький. Все сами, своими руками, – говорит Станислав Георгиевич, показывая действительно очень опрятную, устроенную школу. – Вот недавно видел по телевизору сюжет из сельской школы под Архангельском. Там у них трудности с ремонтом. Оператор показал сгнившие доски в каких-то перегородках. И вы знаете, меня этот сюжет удивил и разозлил. Лучше бы, чем в кино сниматься, взяли да и починили эти самые перегородки. В селе же все есть! И, поверьте мне, никто школе ни в чем не откажет. Все готовы помогать. Мы, например, и крышу после урагана сами перестелили. Что тут зазорного? Я сам переодеваюсь и беру инструмент в руки.
Или говорят: нет денег на наглядные пособия. Конечно, нет. Зато у нас в селе есть художник. Мы с ним объехали район, нашли в разных школах лучшее, и он мне все сам нарисовал. И таблицы в кабинетах физики и химии, и схемы алгоритмов в компьютерном классе, и портреты классиков – все мы сделали своими руками. Так еще лучше получилось. Теперь нас спрашивают: как вам все удается? Вот так и удается. Потому что грех это большой – жаловаться.
Или возьмите моих ребят-лыжников. Всегда впереди. А тренирует их энтузиаст из нашего же села.
Говорю вам, сельская школа – это счастье. Все готовы помогать.
Только вот с книгами действительно проблема. Книги без живых денег не приобрести. Хотя и тут как-то выкручиваемся...

Прощаясь, мы снова оказались в кабинете директора. По обычаю присели на дорожку. И вдруг Станислав Георгиевич хитро подмигнул и сказал: “Взгляните-ка сюда! Вот как на самом деле живется сельской школе”. И с этими словами директор, преподаватель русского языка и литературы (а также всех остальных предметов, если вдруг не окажется того или иного учителя), стал открывать шкаф за шкафом, выдвигать ящики стола. Все оказалось заполнено инструментами, прокладками, кранами и множеством других предметов, таких нужных в школьном хозяйстве.
– Беру все, что дают. Ведь когда понадобится, не купить. Не на что. Но все получится, потому что в школе и один в поле воин! А сам я себе не изменю.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru