Театр в почтовом ящике
Перед создателями нового журнала
для детей «Чудо по билетикам» задача стояла
непростая: серьезно рассказать о самой сути
сценического искусства, сохранив при этом
ощущение чуда. Его авторы – новосибирский
молодежный театр «Глобус» – справились с ней
блестяще.
Когда берешь в руки новый журнал
новосибирского молодежного театра “Глобус”
(его первый номер стал подарком к Новому году),
пытаешься понять, почему в одном месте все
вытанцовывается, возникает устойчивый оазис
культуры, нравственности, искренности, умной
заботы о маленьком зрителе. В другом же –
равнодушие, проза, некрасота метаний на краю
финансовой пропасти. Казалось бы, все мы
существуем в одной и той же жесткой по отношению
к искусству действительности. Всем трудно. Все
выживают. Но как по-разному. И какие
несовместимые понятия вкладывают в это слово.
Влачить жалкое существование – тоже ведь
означает выжить. В “Глобусе” выживают, расширяя
свою творческую территорию, становясь сильнее,
мудрее, коммуникабельнее. “Экологически
чистое” выживание, не только не приносящее
окружающей духовной среде ущерба, но, напротив,
залечивающее и те раны, что были уже кем-то
нанесены.
Журнал – еще одна благородная акция в череде
многих. Его назвали “Чудо по билетикам” и
задумали как затейливую веселую дверцу в самую
суть сценического искусства. Приходилось
слышать не раз, что приобщение ребенка к тому,
“как это делается”, убивает тайну спектакля,
вносит в отношения театра и зрителя ранний
скептицизм. Люди, делавшие журнал (редактор Елена
Климова, художник Светлана Невидомская, дизайнер
Ольга Костина), понимали всю тонкость стоящей
перед ними задачи: рассказать правду, не убив при
этом фантазию. Знанием увеличить чудесность
чуда. Они придумали нечто такое, что совместило
скупую энциклопедическую точность со сказкой, с
игрой, с предложением “сделай сам”. Журнал
обращается к читателю не как к пассивному
поглотителю информации, которому надо
рассказать о театре, но как к человеку, активно
входящему в незнакомый, только раскрывающийся
для него самый широкий, не только сценический
мир.
Этому человеку все интересно, все хочется не
только понять, но и попробовать. Потому в журнале
много страничек, требующих практического
участия, самого разного “делания” – от
интеллектуального, когда читателя учат
составлять (не просто отгадывать) кроссворды,
творческого, когда предлагают нарисовать...
музыку, до очень неожиданных заданий. Вот чертежи
воздушного змея с подробной инструкцией, как его
сделать и потом запустить. Вот заготовка
домашнего театра для спектакля
“Конек-Горбунок”: декорация, персонажи. Надо
вырезать, склеить – и можно играть. Вот нечто
вполне современное – самодельное страшилище
(объявлен конкурс на его имя) с
глазами-светодиодами (светодиоды пришпилены тут
же в маленьком прозрачном пакетике). Надо,
разобравшись по чертежам, подключить их к
батарейке и вставить в глазницы страшилища. Оно
станет подмигивать то одним, то другим глазом или
зажигать сразу оба. Это страничка “для самых,
самых, самых, самых смелых”. На ней даже есть
специальное место для фотографии храбреца. А вот
совсем маленький загнутый уголок, отогнешь – и
на фоне зеленой ботвы заметишь беленькую круглую
наклейку. Под ней крохотные семена. Написано:
“Вырасти меня и принеси в “Глобус” 26 сентября
на праздник репки”. Своего рода “томагочи”, но
только по-настоящему живой, вводящий ребенка в
общение с природой, с тайной возникновения
растения, со сказкой про репку, которой посвящен
театральный праздник.
Мир журнала не замкнут на театре, но все дороги
ведут к нему, как в предлагаемой настольной игре
с фишками, которые надо продвинуть от выхода из
метро ко входу в театр. Каких только препятствий
и убыстрений нет на этом пути: недогоночная
машина формулы-1, бабушкин холодильник с
мороженым, бешеный будильник, заблудившаяся
снегоуборочная машина, ядро барона Мюнхгаузена,
Баба Яга, сапоги-скороходы, добрый Гудвин, гнездо
Годзиллы, бандерлоги и прочее. А в центре
рисунка-игры сам театр, его похожее на корабль
здание. В сущности, эта игра – завлечение,
напоминание о собственном существовании,
включение театра в систему детских предпочтений.
Игровая, самоделочная часть журнала перемешана с
текстами, неназойливо обучающими. Разбросанные
по номеру странички энциклопедии объясняют
значение слов на букву а: афиша, амфитеатр,
аншлаг... Статьи-сказки, статьи-истории
рассказывают о том, с чем зритель столкнется при
посещении театра. Здесь и про вешалку, с которой
он начинается (а заодно о нелегком труде
гардеробщиц). И о буфете, где такие вкусные
пирожные. Но и о том, что уходить из него нужно
вовремя, не опаздывать на спектакль. Есть рассказ
и про то, как пишутся декорации, а попутно – о
сочетании цветов, о белом цвете как синтезе всех
остальных (есть даже чертежик самодельной
радугообразной юлы, которая, вращаясь,
превратится в белую). Или о том, как пишутся пьесы
о музыке и танцах в спектакле. Вот страничка
театральной истории, разумеется, с самого начала
– с Древней Греции.
Постепенно, от номера к номеру, у читателя
появится систематизированное представление о
путях развития театра, он будет исподволь
подготовлен к суждению, в котором личное
восприятие обогащается знанием предмета.
Есть в журнале и портрет актера, который играет
принца, и материал о поездке “Глобуса” в Марсель
на фестиваль, посвященный юбилею Пушкина. Я
специально так много перечисляю, чтобы дать
представление о многоуровневости номера, о его
стратегической разнофактурности. В этом его
педагогическая сегодняшность.
И еще. Ребенок, которому попадет в руки журнал, не
только о многом узнает, чему-то научится, но
почувствует: его ждут, о нем думают, хотят
показать ему лучшие из дорог...
Как вроде бы просто – издавать свой журнал.
Однако за этим “просто” система взглядов на
место театра в сегодняшней жизни, понимание
ответственности не только за собственное
художественное (и финансовое) благополучие, но
прежде всего за внутреннее благополучие
зрителей. “Глобус”, руководимый директором
Марией Ревякиной, еще и коллектив педагогов,
специалистов разных профилей, делающих общее,
нужное целому городу дело. Журнал – лишь часть их
повседневной гигантской работы, результат
которой – и грандиозный международный
Рождественский фестиваль, и скромный домашний
праздник репки. А между ними спектр
нестандартных акций (слово плохое, но
“мероприятие” – еще хуже). И если вспомнить
вопрос, с которого начиналась статья, то ответ на
него на поверхности: все дело в людях. В их
установках. На коротком дыхании сегодня не
выживешь. А вот широкий современный подход,
превращающий театр вдвойне в культурный центр
города, позволяет не выживать, а жить нужной
другим, полноценной творческой,
социально-нравственной жизнью.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|