Что можно измерить тестами? Что нельзя?
Американцы обсуждают эти вопросы в открытую
Как оценить эффективность учительского труда?
В Америке этот вопрос становится все более
насущным. Уравниловка в оплате учителей кажется
несправедливой. Логика простая: за хорошую
работу надо работника поощрять, за плохую –
наказывать. В этом видится путь к прогрессу.
Проблема лишь одна: что в школе считать хорошей
работой, а что плохой.
Ученики, да и родители обычно знают: эта
учительница сильная, умеет и научить, и защитить
детей, а та послабее. Но хотя опросы учеников или
родителей выглядят вполне демократично, на самом
деле они необъективны. Неизвестно, за что именно
оценивают учителя. Строгий педагог может
получить плохую оценку, а слабый – хорошую. В
лучшем случае такие опросы говорят об
учительской популярности, да и то на сегодняшний
день.
Легче всего, казалось бы, оценивать учительский
труд по отметкам учеников. Много пятерок –
хороший учитель, много двоек – плохой. Но это
тоже не годится, потому что и отметки
субъективны, зависят от учительского подхода.
Водопад пятерок еще не означает, что дети
действительно учатся. Двойки – это всегда плохо,
однако учителя обычно двойками не
злоупотребляют по многим причинам. И о чем же это
говорит? Уж во всяком случае не о качестве знаний.
Чтобы преодолеть субъективность учительской
отметки, проводят стандартные тесты, экзамены и
контрольные. Ничего точнее уже, кажется, не найти.
Проверка стандартная, оценка объективная, даже
дата экзамена одна для всех. В классе у сильного
учителя должны быть хорошие результаты, а у
слабого – плохие. Но и тут, если подумать, не все
сходится.
Тесты, может, и стандартные, а дети – нет. Дети
все разные, и семьи у них разные, и прочие
обстоятельства жизни. Вот что мешает
количественной оценке учительского труда –
нестандартность ребенка. Один хорошо
справляется с тестами, другой – с творческими
заданиями. Одна школа – на рабочей окраине,
другая – в университетском городке. Одному
классу повезло с учительницей в начальной школе,
другому – нет. Как это все учесть? Невозможно.
Нехорошо сравнивать учебные успехи разных
детей, классов и школ, это некорректно,
несправедливо, хотя мы об этом часто забываем и
сравниваем. Но неужели же нет никакого надежного
способа, чтобы оценить эффективность
учительского труда? Остается один способ, самый
объективный. Сравнивают не учебные успехи разных
детей, а успехи одного и того же ребенка.
Работа учителя оценивается тем, насколько
улучшаются учебные результаты его учеников. У
одних учителей класс сразу оживает, начинает
расти, тянуться вверх, словно цветник после
дождя. У других – учебная засуха, дети душевно
поникли, съежились, какой уж тут рост?
Если сравнить учебный уровень класса в начале
года, в середине и в конце, то это и будет
показатель эффективности труда учителя. Конечно,
и тут не все учтено, но суть отражена, поймана.
Когда-то Виктор Федорович Шаталов настаивал
именно на такой проверке. Возьмем два близких по
составу класса – один экспериментальный, другой
для контроля. Проверим их в начале и в конце
обучения: что изменилось в каждой группе?
Успех шаталовских ребят настолько опережал
результаты обычного класса, что сомнения в
эффективности его подхода исчезали.
Опровергнуть Шаталова научным путем никому не
удалось, тогда о нем просто постарались забыть,
чтобы не тревожить себя опасными
сопоставлениями.
Американцы, напротив, обсуждают эти вопросы в
открытую. Что можно измерить тестами? Что нельзя?
Доплачивать ли учителям за хорошую работу, за
результат и как сделать, чтобы оценка их работы
не зависела от произвола администрации?
У нас тоже пытались платить за качество учебной
работы – вспомните звание учителя-методиста,
учительские категории, – но не всегда надбавки
получали самые достойные. Сегодня в большинстве
американских школ учителям доплачивают только
за стаж и дополнительное образование.
Американские исследователи показали, что есть
учителя, которые добиваются стабильного успеха
год за годом, класс за классом. Есть и такие, у
которых вместо учебного прогресса ученики
закономерно откатываются назад: дети не учатся, а
разучиваются, забывая и то, что знали раньше.
Доктор Вильям Сэндерс в университете штата
Теннесси обработал данные шести миллионов
учеников, оценив эффективность работы тридцати
тысяч учителей начальной школы. Статистика не
только выдает горы цифр, она также предвидит
ловушки, в которые толкование этих цифр может
завести. Сэндерс сравнивал не конечные
результаты обучения, а темпы учебного прогресса
детей.
Он изучал, что больше влияет на учебный успех –
число учеников в классе, уровень затрат,
расположение школы в городе, пригороде или
деревне, этническое происхождение детей, доходы
семьи? Что же оказалось? Намного важнее всех
других влияний была эффективность работы
учителя.
Представьте, что в вашей школе всерьез занялись
повышением эффективности учительского труда.
Чем это обернется? Какие опасности и какие успехи
впереди? Об этом стоит задуматься.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|