Наша профессия глазами детей
В нескольких киевских школах ученикам разных
классов была предложена необычная анкета...
Каждый день, входя в класс, мы становимся
объектом внимания. Впечатления о школе,
сложившиеся у подростков, часто остаются
неизменными на всю жизнь. Уже превратившись в
родителей, они рассказывают своему ребенку про
математичку, историка и физрука с теми самыми
чувствами, которые сформировались еще тогда, в
юношеские годы. Как воспринимают учителей
сегодняшние дети? Чтобы понять это, мы провели
анкетирование в трех киевских школах, лицее и
высшем профессиональном училище.
Было предложено девять вопросов:
1) Как вы считаете, нужно ли обладать какими-то
особыми способностями, чертами характера, чтобы
стать учителем?
2) Почему ваши учителя избрали именно эту
профессию?
3) Хотели бы вы стать учителем? Почему?
4) Каким должен быть настоящий учитель?
Встречались ли вы с такими?
5) Каких качеств, на ваш взгляд, не хватает вашим
учителям, чтобы стать идеальными?
6) Какие недостатки профессии учителя вы можете
назвать? С чем связаны профессиональные
трудности педагога?
7) Как вы думаете, каким бы хотел видеть вас ваш
учитель?
8) Как вам кажется, безразличны вы или нет вашим
учителям, классному руководителю?
9) Какие пожелания или предложения вы бы хотели
высказать учителям?
Анализируя ответы на первый вопрос учеников
6–7 классов, мы выяснили, что, на их взгляд,
чтобы стать учителем, необходимо следующее:
разум (16% респондентов),
знание предмета (14%),
доброта (12%),
любовь к детям (9%),
спокойный характер, выдержка (9%),
понимание детей (7%),
культурность (5%),
грамотность, владение иностранными языками (5%),
хороший характер (4%),
умение сдерживать эмоции (3%),
хорошая память, чтобы запомнить весь материал (1%),
ничего не нужно (4%).
Не знали, что ответить, «потому что никогда не
были и не будут учителями», 3 %.
Ученики 9 классов распределили
качества и черты характера, необходимые учителю,
уже в другой последовательности:
сильные нервы и выдержка (28%),
особенный подход к детям, коммуникативные
способности (13%),
любовь к детям (12%),
доброта (10%),
требовательность (9%),
чуткое сердце, чтобы, по словам учеников, учитель
«относился к ним как к детям, а не как к предметам
для обучения» (6%),
знание материала (5%),
справедливость (4%),
организаторские способности (4%),
желание учить и любовь к профессии (3%),
специальное образование (1%),
ораторские способности (1%),
считают, что ничего не требуется, 4%.
По мысли же учеников 11 класса,
приоритетными чертами, необходимыми учителю,
являются:
умение общаться с учениками, понимать их
проблемы и взгляды на жизнь, находить с ними
общий язык (34%),
доброта, сердечность, доброжелательность (13%),
сдержанность, выдержка, уравновешенность,
нормальная психика (10%),
любовь к детям (8%),
дарование, образованность, разумность, знание
предмета (8%),
любовь к профессии (6%),
настойчивость, воля, «терпение, чтобы выучиться»,
«желание подарить знание тем, кому они нужны» (3%),
суровость, справедливость (2%),
уважение к людям (2%),
быть личностью, иметь «изюминку», «уметь
показать характер» (2%).
Такие качества, как солидность, модность,
чувство юмора, оригинальность мышления,
организаторские способности, получили по 1% (что в
сумме составляет 6%).
Существенно отличались от оценок учеников
общеобразовательных школ размышления студентов
высшего профессионального училища. Важнейшими
для них оказались профессиональные качества, в
противовес личностным, отошедшим на второй план.
Учителю прежде всего следует свободно владеть
ораторским искусством, умением интересно
преподнести учебный материал, увлечь учением,
преподавать понятно, а также быть объективным,
справедливым, находчивым, чувствовать и понимать
потребности ученика. Личностные качества, такие,
как доброта, спокойный характер, выдержка, умение
поставить себя на место другого, уважение к
ученикам, встречались не во многих работах. Таким
образом, на профессиональные качества педагога
обратили внимание 61% опрошенных, на личностные –
39%.
Итак, ученики 6–7 классов отдали
пальму первенства такому качеству, как знания,
ученики девятых – выдержке, а в одиннадцатых
наиболее ценным считают коммуникативность
учителя. Любопытно, на наш взгляд, соответствие
ведущих качеств педагога, отмеченных учениками,
их собственным, обусловленным возрастом,
психологическим особенностям – это выявляется и
в слабой выделенности собственно учительских
черт характера. Возникает так называемый
психологический феномен проекции, когда
качества, которыми должен обладать человек,
желающий стать учителем, приписываются
учениками согласно собственным слабо или
недостаточно развитым чертам характера.
Второй вопрос касался причины, которая, по
мысли учеников, обусловила выбор их педагогами
именно этой профессии. Типичными ответами на
него были: «потому, что любят детей» и «нравится
тот предмет, который преподают». Но встречались и
оригинальные высказывания.
Ученики 6–7 классов:
– Почему учителя выбрали эту профессию? Это
потому, что наши учителя преимущественно
женщины, и я считаю, что все они ласковые, нежные и
понимают подход к детям – а это же основные
качества педагога;
– нравится быть над другими;
– очень хорошая, культурная профессия;
– любят учить.
Школьники 9 классов назвали такие
аспекты профессионального выбора учителей:
– в СССР это была очень престижная профессия.
Сейчас ее выбирают от безвыходности;
– стали учителями, чтобы отомстить своим
учителям;
– все дети в детстве мечтают стать учителями;
– каждый человек выбирает себе профессию по
призванию, однако каждый учитель хочет оставить
после себя след, остаться во многих сердцах и
душах;
– возможно, с малых лет они хотели проверять
тетради, ставить оценки, кем-то руководить;
хотели быть полезными обществу, передать свои
способности другим.
У одиннадцатиклассников встретились
такие суждения:
– развивают свой интеллектуальный потенциал;
– преподавание приносит им своеобразное
наслаждение;
– они склонны закалять нервную систему;
– стали учителями, так как были молодыми и
нерассудительными;
– возможно, они хотят оставаться всегда
молодыми, потому что работают с молодежью,
понимают ее мысли и проблемы.
Ученики ВПУ обозначили такие причины
профессионального выбора: принадлежность к
учительской династии, давление родителей,
желание быть похожим на своих учеников, а также
«что учитель все время развивается» и стремится
«научить учеников чему-нибудь действительно
полезному».
Третий вопрос имел целью выяснить, какая часть
респондентов хотела бы связать свое будущее с
профессией учителя. Среди опрошенных таких
оказалось лишь 3%. Ученики, которые решительно
ответили «нет», обосновывали свой ответ тем, что
«в наше время эта профессия совсем не ценится,
нет никакого уважения к учителям», «маленькая
зарплата, а нервов тратится в 100 раз больше, чем на
любом заводе», «морально тяжелый труд». Один из
учеников 9 класса высказался так: «Я бы не хотел
стать учителем, потому что, когда я выйду из школы
на пенсию, я буду больным человеком: больное
сердце, разлаженная нервная система, плохое
зрение и слух и еще множество проблем».
Четвертый и пятый вопросы были направлены на
выяснение общего представления об образе
идеального или настоящего учителя с точки зрения
школьников. Интересно, что 76% опрошенных учеников
ответили, что они встречали настоящего учителя. К
качествам, присущим таким учителям (обозначенным
в ответе на первый вопрос), добавились: красивая
внешность, человечность (чтобы не было страшно
обратиться за помощью), современность. Для того
чтобы стать идеальными, современными учителями,
с точки зрения их воспитанников, не хватает:
нормальной зарплаты, доброты души и
взаимопонимания с детьми; все учителя очень
требовательны и суровы, нужно быть не только
добрым (ведь тогда ученики что хотят на уроках, то
и делают), а и справедливым, объективным (у
большинства учителей есть любимчики), честности,
чувства юмора, любви к предмету.
В ответе на шестой вопрос про трудности
учительской профессии ученики выделили
маленькую зарплату (81%), несовершенную
техническую, методическую, материальную базу
школы (32%), непослушных и невоспитанных детей (24%).
Анализ ответов на седьмой вопрос приводит к
выводу, что сегодняшние учителя уделяют внимание
воспитанию не только моральных ценностей
(доброты, трудолюбия, разума), но и эстетических,
таких как опрятность, красивый вид («…в зеленых
пиджаках»). В некоторых ответах учеников скрыт
протест против требований учителей. Например,
ученица 9 класса пишет: «Они хотят видеть нас
послушными детьми, цацами, которые бы все учили,
понимали, все знали, будто магистры или
супервундеркинды. А мы далеко не такие, многим из
нас не даются некоторые науки». Ответ следующего
ученика словно продолжает ее мысль: «…Не все же
могут быть одаренными! Главное – быть
человечными».
По поводу безразличного или небезразличного
отношения учителей к школьникам большинство
учеников склонны верить, что они не безразличны
педагогам. Но следует заметить и то, что
большинство учеников склонны считать, что они
становятся безразличны своим учителям, когда
взрослеют. Так, если в 6–7 классах лишь 8% учеников
были убеждены в равнодушии к ним учителей, то в 9-х
этот показатель достиг 15%, а в 11 классах – 24%.
В ответах на последний вопрос преобладали
искренние, добрые пожелания учителям и
благодарность за их труд. Одно из пожеланий
звучало так: «Чтобы через 20–30 лет приходили к вам
ваши бывшие ученики и сердечно благодарили за
полученные знания». Некоторые школьники
призывали: «Верьте в учеников!» или «Учителя!
Будьте внимательны к своим ученикам,
выслушивайте их мысли!» Были и пожелания: «Не
повышайте оценки за взятки» и «Не срывайте свою
злость на учениках».
Полученные в результате опроса данные еще раз
напоминают, что наши воспитанники – как чуткие
барометры, которые реагируют на отношение
каждого учителя к самому себе, к предмету
преподавания, к своей профессии вообще и к детям
в частности. Правда, одни и те же ученики могут
быть старательными и увлеченными на уроках
одного учителя и безразличными у другого. Почему
так происходит? Возможно, отчасти ответ на это
дают результаты социологического исследования,
проведенного на Украине, в России и в Белоруссии.
Они свидетельствуют о том, что:
80% учителей постоянно ощущают себя в трудном
финансовом положении;
85% жалуются на нервные срывы;
90% не удовлетворены своей работой;
50% часто болеют;
1/3 имеют «педагогические заболевания»;
27% учителей-женщин не замужем (наибольшее их
число в Белоруссии, наименьшее – на Украине);
23% студентов – выпускников педагогических вузов
решили идти работать в школу. Остальные – нет.
После такой грустной статистики вспоминаются
слова Александра Довженко про то, что «нужно
уметь видеть звезды даже в грязных лужах
будничной жизни».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|