Школа и попечители
Не благотворительность, а равноправное
партнерство, которое выгодно всем
– Мы должны развернуть такое движение, чтобы в
каждой школе родителей встречал плакат: «А ты
записался в попечители?» – заявил на семинаре
«Методика создания и экономико-правовые условия
деятельности попечительских советов» министр
образования Владимир Филиппов.
Как странно все-таки устроено наше сознание:
ничто не мешало созданию школьных и
попечительских советов уже восемь лет назад – со
дня выхода Закона «Об образовании». Но
понадобилось решительное действие министерства
– добиться подписания Указа президента от 31
августа 1999 г., затем еще одного постановления
правительства, от 10 декабря 1999 года, чтобы
попечительство получило массовый импульс. Хотя
есть много школ, которые с успехом пользуются
этим мощным, эффективным источником
собственного благосостояния – общественными
советами, и опыт таких школ был представлен на
семинаре, но массовым, широко распространенным
этот опыт не стал.
Можно ругать наше сознание, критиковать его, но
факт остается фактом: реальностью жизни может
стать только то, что, помимо закона, получило
административную поддержку со стороны власти.
Так случилось и с попечительскими советами.
Только после того как власть несколько раз
заявила: можно, нужно, будем поддерживать, только
после этого зашевелились директора школ и
местная родительская общественность.
Конечно, власть пошла на поддержку
общественного управления школой не от хорошей
жизни. Сам этот шаг – свидетельство того, что
государство содержать школу не в состоянии.
Пройдет еще несколько лет, и станет очевидной
иллюзорность того, что, на какой бы уровень
финансирования ни передавали выплату зарплаты
учителям – с муниципального на региональный или
даже на федеральный, сама зарплата от этого не
изменится. И эта иллюзия растает как дым очень
скоро – станет очевидно, может быть, даже и нашим
профсоюзам, что надо не по вертикали метаться –
от усиления государственной ответственности
сумма средств не увеличится, – а расширять
количество «вкладчиков». Сохранить
муниципалитет как источник финансирования
школы, добавить к нему государство, но главное –
к государству добавить местное сообщество,
создав общественные институты школьной власти –
попечительские советы.
Поэтому семинар Института образовательной
политики «Эврика» с попечителями – это шаг в
направлении вовлечения общества в жизнь школы.
Наконец-то удалось собрать вместе живых
попечителей. Их было немного – около десятка. А в
семинаре принимали участие около сотни
представителей со всей России, очень много было
сибиряков и уральцев – красноярцы, пермяки,
тюменцы, ижевцы. Много было москвичей, много
представителей центральных регионов. В основном
приехали директора школ и муниципальные и
региональные руководители, которые хотят у себя
организовывать общественные советы.
При этом диалог попечителей и школьных
работников не всегда проходил гладко. Все-таки
общего языка у школы и общества пока нет. Школа
все еще в роли просителя, а общество... пока не
видит себя как партнера школы.
Главная проблема общественного управления
школой – новые источники финансирования.
Сегодня самыми привычными и самыми
неэффективными стали три главных источника: так
называемые добровольные пожертвования, которые,
строго говоря, добровольными уже не являются, а
перешли в разряд добровольно-принудительных и
из-за которых моральный авторитет школы падает.
Второй источник дополнительного финансирования
– плата за дополнительные образовательные
услуги, сама «дополнительность» которых
вызывает у многих родителей большие сомнения.
Ведь сами услуги не дополнительные, просто
бюджетного финансирования на них не хватает,
поэтому дополнительной является оплата, а не
само образование. И третий стандартный источник
– оплата необходимых условий для нормальной
образовательной деятельности: это и ремонт, и
охрана, и покупка оборудования.
Организатор семинара, Институт
образовательной политики «Эврика», предложил
участникам свести эти традиционные источники
дополнительного финансирования к минимуму и
искать другие возможности пополнения школьного
бюджета.
Школа должна избавиться от своего образа
неизбежного бюджетного зла, от образа побирушки
или даже жестче – вымогательницы, при виде
которой любой, у кого есть деньги, сразу начинает
считать, сколько на этот раз у него попросят или
потребуют.
Может ли школа, у которой все-таки есть большие
ресурсы, стать равноправным партнером, может ли
школа стать не затратной, а инвестиционной
сферой муниципального и государственного
хозяйства?
Эту линию поддержали предприниматели.
Рауф Кутдузов – владелец нескольких фирм из
Ижевска, депутат горсовета, известный своей
помощью разным школам города, на семинаре был
заметной фигурой.
– Партнерство бизнеса и образования – это и
есть суть попечительства, – считает Р.Кутдузов.
– И это возможно, потому что сегодня бизнес уже
прошел стадию дикого становления и нам
необходимо участвовать в социальной жизни, а для
этого партнерство со школой самое выгодное, –
соглашается Сергей Николаевич Баранников,
предприниматель из Анапы.
Слово «выгода» звучало на семинаре часто. Но
выгода не в смысле сиюминутного интереса, а в
более широком – как общая польза. Попечительство
– это не собрание благодетелей, скорее всего это
может быть мощное социальное движение
партнерства разных внеобразовательных сил на
пользу и школе, и обществу в целом. В том числе и в
непростых отношениях школы и государства –
здесь попечители тоже могут стать своего рода
полпредами школы.
– Правда, все это во многом зависит от
настойчивости Минобразования, от умощнения той
образовательной политики, которую оно сейчас
проводит, – заметил в своем выступлении
заместитель председателя комитета
Государственной Думы по науке и образованию Олег
Смолин. – Наш комитет поддерживает эту политику,
но у нас есть опасение, что после выборов снова
могут возникнуть варианты смены курса или смены
персоналий. Государство должно дать гарантии
долгосрочности своей образовательной политики.
В том числе и в отношении общественной линии
управления школой.
...Следующий сбор попечителей намечен на май. К
тому времени количество попечителей должно
возрасти. А образовательная политика
правительства – остаться неизменной.
Мы надеемся и на то, и на другое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|