Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Школа и попечители

Не благотворительность, а равноправное партнерство, которое выгодно всем

– Мы должны развернуть такое движение, чтобы в каждой школе родителей встречал плакат: «А ты записался в попечители?» – заявил на семинаре «Методика создания и экономико-правовые условия деятельности попечительских советов» министр образования Владимир Филиппов.

Как странно все-таки устроено наше сознание: ничто не мешало созданию школьных и попечительских советов уже восемь лет назад – со дня выхода Закона «Об образовании». Но понадобилось решительное действие министерства – добиться подписания Указа президента от 31 августа 1999 г., затем еще одного постановления правительства, от 10 декабря 1999 года, чтобы попечительство получило массовый импульс. Хотя есть много школ, которые с успехом пользуются этим мощным, эффективным источником собственного благосостояния – общественными советами, и опыт таких школ был представлен на семинаре, но массовым, широко распространенным этот опыт не стал.

Можно ругать наше сознание, критиковать его, но факт остается фактом: реальностью жизни может стать только то, что, помимо закона, получило административную поддержку со стороны власти. Так случилось и с попечительскими советами. Только после того как власть несколько раз заявила: можно, нужно, будем поддерживать, только после этого зашевелились директора школ и местная родительская общественность.

Конечно, власть пошла на поддержку общественного управления школой не от хорошей жизни. Сам этот шаг – свидетельство того, что государство содержать школу не в состоянии. Пройдет еще несколько лет, и станет очевидной иллюзорность того, что, на какой бы уровень финансирования ни передавали выплату зарплаты учителям – с муниципального на региональный или даже на федеральный, сама зарплата от этого не изменится. И эта иллюзия растает как дым очень скоро – станет очевидно, может быть, даже и нашим профсоюзам, что надо не по вертикали метаться – от усиления государственной ответственности сумма средств не увеличится, – а расширять количество «вкладчиков». Сохранить муниципалитет как источник финансирования школы, добавить к нему государство, но главное – к государству добавить местное сообщество, создав общественные институты школьной власти – попечительские советы.

Поэтому семинар Института образовательной политики «Эврика» с попечителями – это шаг в направлении вовлечения общества в жизнь школы.

Наконец-то удалось собрать вместе живых попечителей. Их было немного – около десятка. А в семинаре принимали участие около сотни представителей со всей России, очень много было сибиряков и уральцев – красноярцы, пермяки, тюменцы, ижевцы. Много было москвичей, много представителей центральных регионов. В основном приехали директора школ и муниципальные и региональные руководители, которые хотят у себя организовывать общественные советы.

При этом диалог попечителей и школьных работников не всегда проходил гладко. Все-таки общего языка у школы и общества пока нет. Школа все еще в роли просителя, а общество... пока не видит себя как партнера школы.

Главная проблема общественного управления школой – новые источники финансирования. Сегодня самыми привычными и самыми неэффективными стали три главных источника: так называемые добровольные пожертвования, которые, строго говоря, добровольными уже не являются, а перешли в разряд добровольно-принудительных и из-за которых моральный авторитет школы падает. Второй источник дополнительного финансирования – плата за дополнительные образовательные услуги, сама «дополнительность» которых вызывает у многих родителей большие сомнения. Ведь сами услуги не дополнительные, просто бюджетного финансирования на них не хватает, поэтому дополнительной является оплата, а не само образование. И третий стандартный источник – оплата необходимых условий для нормальной образовательной деятельности: это и ремонт, и охрана, и покупка оборудования.

Организатор семинара, Институт образовательной политики «Эврика», предложил участникам свести эти традиционные источники дополнительного финансирования к минимуму и искать другие возможности пополнения школьного бюджета.

Школа должна избавиться от своего образа неизбежного бюджетного зла, от образа побирушки или даже жестче – вымогательницы, при виде которой любой, у кого есть деньги, сразу начинает считать, сколько на этот раз у него попросят или потребуют.

Может ли школа, у которой все-таки есть большие ресурсы, стать равноправным партнером, может ли школа стать не затратной, а инвестиционной сферой муниципального и государственного хозяйства?

Эту линию поддержали предприниматели.

Рауф Кутдузов – владелец нескольких фирм из Ижевска, депутат горсовета, известный своей помощью разным школам города, на семинаре был заметной фигурой.

– Партнерство бизнеса и образования – это и есть суть попечительства, – считает Р.Кутдузов.

– И это возможно, потому что сегодня бизнес уже прошел стадию дикого становления и нам необходимо участвовать в социальной жизни, а для этого партнерство со школой самое выгодное, – соглашается Сергей Николаевич Баранников, предприниматель из Анапы.

Слово «выгода» звучало на семинаре часто. Но выгода не в смысле сиюминутного интереса, а в более широком – как общая польза. Попечительство – это не собрание благодетелей, скорее всего это может быть мощное социальное движение партнерства разных внеобразовательных сил на пользу и школе, и обществу в целом. В том числе и в непростых отношениях школы и государства – здесь попечители тоже могут стать своего рода полпредами школы.

– Правда, все это во многом зависит от настойчивости Минобразования, от умощнения той образовательной политики, которую оно сейчас проводит, – заметил в своем выступлении заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и образованию Олег Смолин. – Наш комитет поддерживает эту политику, но у нас есть опасение, что после выборов снова могут возникнуть варианты смены курса или смены персоналий. Государство должно дать гарантии долгосрочности своей образовательной политики. В том числе и в отношении общественной линии управления школой.

...Следующий сбор попечителей намечен на май. К тому времени количество попечителей должно возрасти. А образовательная политика правительства – остаться неизменной.

Мы надеемся и на то, и на другое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru