Игорь ЯСУЛОВИЧ:
“Импровизация внутри строгих рамок – вот что
интересно”
Сейчас Игорь Ясулович существует в самом
центре столичной театральной жизни. Он служит в
одном из лучших, если не лучшем театре Москвы –
ТЮЗе, работает с элитой нашей режиссуры – с
Генриеттой Яновской, Камой Гинкасом, Валерием
Фокиным. Спектакли, в которых он играет –
“Гроза”, “Татьяна Репина”, “Пушкин. Дуэль.
Смерть”, “Черный монах”, – все как один
событийные, а его роли заслуживают одобрения
самых высоких театральных инстанций. Однако эта
завидная для каждого артиста жизнь началась
совсем недавно – в 1993-м, а до того Ясулович много
лет проработал в совсем не престижном заведении
– в Театре киноактера.
– Ваша судьба особенно наглядно обнаруживает
зависимость актерской профессии. Как вы к такому
положению относитесь?
– Я – замечательно. Замечательно! Ведь профессия
наша все равно ведомая, она нуждается в режиссуре
высокого уровня. Нужен человек, который будет
тебя нагружать, давать задачи, поднимать планку,
до которой ты должен дотянуться. Спектакль – это
замысел, ансамбль, это сложнейший механизм. И
если все хорошо работает, ты должен сделать ровно
столько, сколько от тебя требуется, но сделать
так, чтобы это было достойно. И я как раз чувствую
себя очень комфортно, когда есть рамки, в которые
я поставлен, а я внутри этих рамок – свободен.
Наверное, это идет от тридцатилетней работы в
кино. Когда я начинал, аппаратура была не столь
хороша, операторы возились со светом часами. И
надо было очень точно, скажем, фиксировать
поворот головы или остановиться там, где мелком
помечено, и не глядеть при этом в пол... И может
быть, именно это привело к тому, что я
действительно испытываю удовольствие от
ограничений. Кама Миронович требует от артиста
импровизации, а мне кажется, что это как раз
разрушает целое. Ведь артист – я-то знаю, я сам из
этой породы – ему только дай свободу, и он уйдет
не туда. По-моему, импровизация если и возможна,
то опять же строго внутри рамок.
– То есть вы не склонны протестовать против того,
что режиссура отнимает у артиста свободу?
– Я боюсь показаться... стерильным, что ли. Но есть
достоинство профессии, оно заключается в
уважении к другим существующим в театре людям. К
художнику, например. Он ведь знает свою
профессию, правда? И если он тебе принес эскиз
костюма, а ты начинаешь капризничать – мне не
нравится, мне не идет, – это недопустимо! Так же
как недопустимо коверкать текст и подминать его
под себя. Драматург знал, что он делает. И
режиссер знает, что он делает, поэтому я
подчиняюсь ему. Конечно, бывает, что режиссер
беспомощен, но раз уж ты вляпался – что ж, надо
работать самостоятельно. В этом смысле у меня
была большая школа – Театр киноактера: он научил
меня работать самостоятельно.
– Насколько я знаю, этот театр был создан, чтобы
занять штатных артистов “Мосфильма”, когда они
в простое?
– В общем, да. Чтобы они не теряли квалификацию. И,
по сути, идея была замечательная. Там
существовали классы, которые мы обязаны были
посещать, – вокал, танец, сценическое движение.
Но наша главная задача была обслуживать
кинематограф. Отсюда многочисленные составы в
каждом спектакле, текучка. И, естественно,
качество оставляло желать лучшего. Но все-таки
там играли Эраст Павлович Гарин, Сергей
Александрович Мартинсон... Мощные, крупные
артисты и очень незаурядные люди, у которых я
многому научился. И я благодарен судьбе, что она
так распорядилась. Потом у нас был прекрасный
репертуар: Шекспир, Лопе де Вега, “Горе от ума”. И
когда ты работаешь в этой драматургии и не хочешь
выглядеть недостойно, то стараешься тянуться.
Знаете, ощущение стыда и неловкости – оно очень
сильно подстегивает.
– Вы ведь вдобавок много снимались?
– У меня больше ста ролей, и среди них, наверное,
много ненужных. Снималось 150 фильмов в год, надо
было щели заполнять. Кто будет? Те, кто обязан. Я и
в кино существовал в стороне от столбовой дороги.
Ведь в кино тебя пользуют за лицо, а лица нужны
были другие. Вот и я: что мне было в том кино
делать? Поденная работа, в эпизодах снимаешься,
озвучиваешь, дублируешь. Ведь я сознательно
пошел в Театр киноактера. Можно было и не
работать там.
– А потом жизнь ваша круто переменилась...
– Круто переменилась, да. Но я-то никогда не
оставлял надежды и готовился. И может быть, все
это вместе и сошлось: моя искренняя любовь к
театру, понимание того, что в профессии надо
постоянно работать, а не ждать у моря погоды, и...
что-то за это время накопилось все-таки. Был у
меня период, когда я ходил и просился в театры, и
вроде бы репутация была, так что меня не гнали, но
“кормили завтраками”. А я думал: вот я смотрю
спектакль, и мне кажется: то, что я делаю на
подмостках, я делаю не хуже, но почему-то не нужен.
Конечно, это было больно...
– Зато сейчас у вас замечательные и очень разные
роли – и не только роли: спектакли Яновской,
Гинкаса, Фокина требуют разной стилистики игры.
– В кино я привык работать все время с разными
режиссерами, приспосабливаться и принимать
правила игры. Но именно это и приучило меня
стараться при минимуме средств делать вещи,
непохожие друг на друга. Я не меняю лицо при
помощи грима, но, может быть, самый большой азарт
и кураж в этом заключается – сделать так, чтобы
это все разные люди были. И ужасно интересно
понять, сколько же их в тебе может уместиться... И,
конечно, когда работаешь с разными режиссерами
такого уровня, это совсем другое напряжение.
– А каково работать в антрепризе?
– Сейчас критика часто подкусывает антрепризу,
но ведь и там можно не терять достоинства
профессии. Конечно, что уж говорить: труба пониже,
дым пожиже. Сами пьесы – они обычно несерьезные.
Ну и что? Водевиль тоже несерьезен, но дает
столько возможностей для счастливого актерского
ликования! Можно показать, на что ты способен,
продемонстрировать технику, проявить все, что ты
наработал в театре. Если есть спрос, если зритель
хочет это видеть, надо добросовестно дать ему то,
что он хочет. Вот мы играем с Ирой Муравьевой
такой водевильчик – “Актеры меж собой”, валяем
дурака, танцуем... Но мы же не на авось выскакиваем
– а, публика все скушает, – мы постоянно
репетируем, додумываем что-то. Какие-то выяснения
бывают в антракте: вот хотели же так, а ты не
сделал!.. И я вижу, как публика рада, и мы от этого
тоже получаем удовольствие. Но, конечно, я
никогда не променяю театр на антрепризу: здесь
моя судьба, мое будущее, залог профессии, вообще
другой смысл творческого существования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|