От империи к нации
Интересы, которые нужно осознать
Все
последние десять лет общественное сознание в
России помимо прочего было занято мучительной,
неизбежной и очень важной работой –
переопределением себя или, как говорят
социологи, сменой идентификации. Сознание из
имперско-советского должно было стать
национальным. Не хочу сказать, что уже стало; но
на этом пути мы продвинулись достаточно далеко.
Путь этот проходил «через ноль», через тоску,
точнее, период полной растерянности и
дезориентации. Думаю, этот период пришелся как
раз на первую чеченскую войну. Практически никто
тогда не понимал, что такое Россия, в чем состоят
ее интересы, значит, как поступать правильно в
соответствии с этими интересами, а как –
неправильно, кто герой, а кто предатель.
С определением собственных интересов у России,
честно говоря, всегда были определенные
трудности. Российскому сознанию привычнее и
удобнее было рассуждать не в терминах интересов,
а в терминах ценностей. Вообще-то зрелые народы
отличает как раз способность соотносить свои
интересы со своими ценностями, гармонизировать
их. С этим отлично справляются, например,
французы и англичане. А у немцев не получается,
они все время сваливаются то в одну крайность, то
в другую и поэтому попадают в какие-то странные
истории...
Конечно, осознание собственных ценностей и
интересов в постоянно меняющемся мире – процесс,
который нельзя завершить: он длится всегда, и
всегда разные группы толкуют их по-своему и
сталкиваются друг с другом лбами на этом поле
интерпретации. Но в какой-то момент все англичане
встают и поют «Боже, храни королеву», и в этот
момент они едины, они ясно ощущают себя одним
народом, нацией. Вот этой рамки, этих осей
координат у нас пока нет, хотя кое-что, кажется,
начинает вырисовываться.
Как ребенок в какой-то момент начинает ощущать
границы своего тела, себя в отличие от среды, так
мы начинаем ощущать Россию как определенное
пространство. Во время первой чеченской войны
территория Чечни, кажется, и не считалась «своей»
– это было «у них»: там, у них, воровали людей,
угоняли скот – это, конечно, безобразие, но это
как бы их внутреннее дело. Я уверен, что тогда мы
психологически были готовы «отпустить» Чечню,
отделиться от нее.
Это изменилось, когда они вторглись в наше
пространство – ну как если бы влезли в вашу
квартиру; это всегда переживается не только и не
столько как материальный ущерб, сколько как
личное оскорбление, как взлом вашей приватной,
интимной сферы. Мне кажется, именно так люди
восприняли взрывы в российских городах.
И вот тогда вдруг оказалось, что территория Чечни
– наша территория, она входит в наше
пространство, и, значит, бандитизм, торговля
людьми, рабство, процветающие на этой территории,
нас непосредственно касаются, и мы не можем
принять такой способ жизни.
То есть теперь мы по крайней мере понимаем, что
нам не подходит, что мы категорически отвергаем,
с чем готовы бороться.
Я совершенно не согласен с тем, что у нас не
принимают, отвергают чеченцев как таковых, как
народ – этнической фобии здесь нет. Начать с
того, что у нас их не умеют выделять среди других
кавказцев: никто не отличит чеченца от
карачаевца, а знакомство с предъявления паспорта
начинается только в милиции.
Пятнадцать лет назад покойный академик Яременко
заметил: началось переселение народов на
территории СССР, кавказцы вслед за русскими
тянутся в южную Россию, и ничего плохого в этом
нет. Ростов, кажется, уже перестал быть городом
казачье-армянско-еврейским; город приобрел явные
кавказские черты. Во многих русских семьях
предпочитают зятя кавказца: крепкий хозяин, не
пьет, всегда обеспечена помощь и поддержка его
родственников. Дети в таких смешанных семьях
говорят почти всегда на одном языке – русском;
все «верхние» этажи обеспечены русской
культурой, а «низовые», с которыми у нас хуже
всего – семьи распадаются, пьянство, – в эту
сферу кавказцы вносят свои ценности и свой
порядок, что для нас сегодня совсем не вредно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|