Юрий ЛЕВАДА
доктор философских наук,
директор ВЦИОМа
Высшая степень единомыслия
Она возникает благодаря надежде или
агрессии,
но всегда равнодушна к фактам
Астения – состояние физической или
психической слабости, выражающееся в повышенной
утомляемости, полной или частичной утрате сил и
трудоспособности, снижении активности и пр.
С.Бронин.
Малая психиатрия большого города
Меня задел за
живое один японец: “В вашей стране идет война на
вашей территории, а все живут, как будто ничего не
происходит. У нас это было бы совершенно
невозможно. Как же так, почему это возможно у
вас?”
Дело, конечно же, не в географических необъятных
пространствах, дело в устройстве пространства
социального – с оборванными нервными
окончаниями, убогой информационной сферой.
Последние десять лет мы изучаем советского – и
постсоветского – человека. Поначалу очень
хотелось увидеть, как он меняется. Потом с
огорчением наблюдали, как он сопротивляется
изменениям. Мы успели увидеть нашего человека в
трех агрегированных состояниях. Первое:
состояние восторженной мобилизации – 70
процентов были уверены, что ситуация в стране
улучшается во всех отношениях. Второе:
разочарование и приспособление – раскол в
обществе, демобилизация и деидеологизация, много
разнообразных элит; Ельцин, с энтузиазмом и в
полном единстве поддержанный на предыдущем
этапе, с трудом переизбирается на второй срок.
Наконец, третий этап: негативная (или
агрессивная) мобилизация.
Это не распад, это новый тип организации: одни
символы, одни лозунги, все под одним, за одного, на
одного, друг за другом, шаг вправо, шаг влево – ну,
сами знаете. Мне казалось, мы ушли от этого – но
нет, на людей можно надеть ту же узду.
Мобилизация – это высокая степень единомыслия в
обществе. Наступать или вести переговоры?
Примерно 70 к 27. А если будут большие потери в
наших войсках (о потерях чеченцев, о потерях
мирных жителей у нас и спрашивать не принято)?
Примерно процентов на пятнадцать уменьшается
число сторонников наступления, на столько же
растет число сторонников переговоров.
Единственное, что всерьез влияет на уровень
агрессивности, – потери. Поразительное единство,
характерное именно для массовой мобилизации:
агрессивность практически не зависит ни от
возраста, ни от образования, ни от места жизни.
Только женщины менее кровожадны, чем мужчины.
Мало различий и в партийных электоратах: за
наступление в Чечне – 80 процентов сторонников
“Единства”, 68 – “Яблока”, 65 – Союза правых сил,
60 – “Отечества”.
Тут говорили о манипулятивной демократии, о том,
что телевидение, печать могут сделать с людьми
что угодно – я в это не верю. Одной манипуляции
тут мало. Манипулировать можно теми, кто хоть
вполсерьез готов к этому.
Ближайшая аналогия нынешней ситуации – август
1914 года, когда были страсть, энтузиазм, но войны
как бы еще не было. С 1941 годом сравнивать
бессмысленно, там война началась неожиданно и
сразу как беда. А в августе 1914-го этого состояния
– “война как беда” – еще не было.
Татьяна Ивановна Заславская в свое время очень
метко назвала нашего человека “лукавый раб”. Он
за порядок, но сам обязательно попробует этот
порядок обойти. Все процессы у нас с хитрецой:
лукавый раб подчиняется, а сам думает, как
уклониться. Это новая мобилизация с большим
астеническим синдромом – равнодушием к тому, что
происходит, лишь бы меня не бомбили.
Данные совсем недавних опросов: что вас волнует?
На первом месте инфляция, на втором безработица,
на третьем коррупция... События в Чечне на седьмом
месте, главными событиями их считают 6 процентов
опрошенных. Это и есть астенический синдром:
знать – и не знать, слышать – и не слышать.
Что же произошло с людьми?
Сегодня, когда мы попали в высокотехнологичный
век, не прожив предварительно историю Европы, мы
удивляем всех своим немыслимым доверием
телевидению. Мы получили верхушку
технологической цивилизации без всего
остального, включая качественное и достаточно
высокое гуманитарное образование: известно, чем
образованнее человек, тем критичнее он относится
к массовой информации и массовой культуре.
Верите ли вы тому, что сообщает телевидение о
наших потерях в Чечне? Доверяют только 28
процентов, нет – 67. Ну и что? А ничего! Спрашиваем:
как назвать то, что происходит в Чечне?
Предлагаем несколько вариантов. Большинство
выбирает то, что слышит по телевидению:
антитеррористическая операция. Формулировка
“карательная операция в мятежной провинции”
почти не нашла сторонников. То есть мы, конечно,
не верим, но другого языка для описания событий
не имеем.
Ожидаете ли вы от Путина в Чечне военной победы
или мирного урегулирования? Опять мирного
урегулирования ждут те же 23–24 процента, которые
и в ответах на другие вопросы не проявляли
агрессивности. Очевидно, вот это и есть реальная
оппозиция наступательному курсу правительства.
Их немного, но и не так уж мало, столько
сторонников было у большевиков в начале века. Но
они в отличие от большевиков никак не
организованы, рассредоточены по разным партиям,
слоям, группам. Более организованной,
сознательной, ответственной элиты не видно.
Какие чувства вызывают у вас сообщения о
событиях в Чечне (опросы ноября – декабря):
удовлетворение – 21–24 процента, стыд – 9–7,
тревогу – 59–57.
Почему сторонники переговоров никак не
объединяются и даже не пытаются это сделать?
Почему нет антивоенного движения? Пусть не
такого сильного, как во Франции, воевавшей в
Алжире (вот где прямая аналогия: там же в конце
концов пошли на перемирие, на отделение, на
полный уход из страны), как в Америке времен
вьетнамской войны, пусть движения такого
слабенького, какое все же было во время первой
чеченской, – почему его совсем нет?
Сколько лет прошло во Франции после их грязных и
кровавых революций до тех пор, пока установилась
настоящая демократия? Кто говорит – двести, кто
– полтораста лет, но меньше ста не дает никто. Мы
в самом начале этого пути. Так что если смотреть
на происходящее из телескопа, с позиции истории,
то все нормально, все идет как надо. Но мы живем
здесь и сейчас, мы должны мерить события своей
собственной жизнью...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|