Цель начальной школы – научить ребенка
учиться
А это значит понимать учебную задачу, выбирать
средства для ее решения и оценивать свою работу
Школа постепенно переходит на
двенадцатилетку. Произойдут ли в ней
принципиальные изменения или только сменятся
учебники и программы?
Концепция начальной школы в системе 12-летнего
образования принадлежит перу авторского
коллектива Центра начальной школы Института
общего среднего образования РАО. Руководит этим
коллективом профессор Наталья Виноградова (она
же заведующая центром).
Мы попросили Наталью Федоровну рассказать
читателям, какие перемены ожидают начальную
школу.
– Наталья Федоровна, многие учителя
начальной школы считают, что четырехлетка будет
представлять собой растянутую трехлетку. Так ли
это на самом деле?
– Мы погубим идею четырехлетней начальной школы,
если будем воспринимать ее как растянутую
трехлетнюю. К сожалению, во многих школах сейчас
так и происходит: учителя заканчивают учебный
год в конце апреля, а недоумевающим родителям
объясняют, что вся программа пройдена. Но
пройдена-то именно потому, что искусственно
растянута: учителя пользуются учебниками для
трехлетней начальной школы. Идея такой растяжки
опасна и преступна: следуя ей, мы продолжаем
воспринимать первоклассника как уже готового
школьника, сразу погружаем его в учебные
предметы. А он еще не умеет учиться и часто не
понимает, что от него требуют.
Четырехлетняя начальная школа в системе 12-летней
– это принципиально другая школа и по
содержанию, и по целям обучения, и по учету
психологических особенностей детей. Особое
место занимает в ней первый класс – его мы
рассматриваем как введение в обучение: в течение
года ребенок постепенно входит в новую
деятельность, овладевает умением учиться,
сохраняет и укрепляет положительное отношение к
школе.
– Одна из основных идей вашей концепции –
провозглашение других целей. Каких?
– Большинство учителей продолжают
рассматривать обучение в начальной школе как
передачу чисто прикладных предметных знаний,
умений и навыков чтения, письма и счета.
Практически все дети выполняют эту программу:
вроде бы они умеют читать, писать, считать, но
приходят в 5 класс, и вот тут-то открывается их
беспомощность – они не справляются с учебными
задачами. В результате теряется интерес,
появляются неудачи, и большинство детей в своем
развитии откатываются назад.
Мы придерживаемся жесткой позиции: ЗУНы – это не
столько цель, сколько средство и результат
обучения. А цель – научить ребенка учиться. Но
одно не исключает другого, а логически вытекает
из него. На разном материале у ребенка
формируются одни и те же мыслительные операции,
главное, чтобы и в математике, и в русском языке, и
в окружающем мире он научился обобщать,
сравнивать, анализировать, видеть множество,
выделять из него единицу.
– Что значит уметь учиться?
– Прежде всего понимать учебную задачу, уметь
самостоятельно выбирать средства для ее решения
и осознавать последовательность действий в
любой учебной задаче, уметь контролировать и
оценивать свою деятельность.
Второй принцип, на который опирается наша
концепция, – интеграция. Ребенок воспринимает
мир целостно – звуки, числа, краски, величины,
формы; для него не существует отдельных наук,
дробление мира на русский язык, математику,
чтение воспринимается им с трудом. В наших
учебниках этот принцип соблюдается на
протяжении всей начальной школы: в первом
полугодии первого класса, например, у ребят один
учебник “Грамота” – грамота и лингвистическая,
и математическая. Во втором полугодии появляются
учебники по предметам, но интеграция
сохраняется: названия письмо и чтение говорят
сами за себя, в математику входят геометрия и
арифметика, окружающий мир объединяет
естественно-научные и социальные знания. В
каждом следующем классе уровень интеграции
меняется. Будь наша воля, мы бы вообще в первом
классе оставили только один предмет –
окружающий мир и в его рамках дали бы все, что
содержится в других, но, увы, решаем не мы.
Третий кит нашей концепции – дифференциация
обучения. Мы принципиально против любых
коррекционных и так называемых развивающих
классов: любой здоровый ребенок независимо от
особенностей психического развития должен
учиться в обычном классе обычной школы. В
начальной школе у учителя больше возможностей
учесть индивидуальный темп движения ребенка, чем
у его коллег в средней. В помощь ему мы
разработали детальную методику бережного
отношения к темпу обучения каждого ученика. Она
сильно меняет структуру урока: на одном и том же
занятии учитель работает и с теми, кто вообще
ничего не может сделать, и с теми, кто справляется
средне или прекрасно.
– Но для этого учитель должен быть хорошо
подготовлен. В педвузах и колледжах начинают
этому учить?
– В том-то и дело, что нет. Они даже не знают, что в
учебном плане уже лет пять нет предмета
природоведение, до сих пор его преподают. И, к
сожалению, продолжают готовить учителей для
трехлетней начальной школы. Мы продумали по
возможности все, чтобы не ставить учителя в тупик
и помочь ему переориентироваться: все наши
учебники расписаны по урокам, в конце каждого –
страничка, описывающая, что делается на том или
ином уроке. Кроме того, есть отдельная книга,
которая называется “Беседы с учителем”. В ней
рассказывается, какие особенности присущи
ребенку 6, 7, 8, 9 лет, как меняются взаимоотношения
ребенка с учителем, как меняется его учебная
деятельность. Поначалу многие отнеслись к
появлению этой книги скептически, но сейчас
учителя считают ее уникальной и признают, что она
поднимает их психолого-педагогическую культуру.
В этой же книге описано, как учить всех детей
независимо от их темпа обучения. В ней же
рассказано, как грамотно проводить
педагогическую диагностику, чтобы не наделать
ошибок. Мы предлагаем учителю проводить
диагностику три раза в год – в начале, середине и
конце – и всякий раз напоминаем, что диагностика
не для ребенка, а для учителя: она показывает, что
у ребенка не получается, заставляет
анализировать почему и думать, как работать с ним
дальше.
А как только ребенок начинает нуждаться в скорой
помощи, мы предлагаем ему так называемые
коррекционно-развивающие тетради по математике
и письму. В чем их особенность? Обычно учителя
исправляют сам факт: ребенок не умеет решать
задачи в два действия – его начинают усиленно
тренировать, не умеет читать, не разбирается в
геометрических фигурах – то же самое. А причина в
том, что у него хромает логическое мышление,
звуковой анализ или пространственная
ориентировка. Достоинство тетрадей в том, что они
в игре устраняют именно причину трудностей.
Важно, чтобы работа в тетрадях не стала для детей
наказанием. А поэтому сначала работать с
тетрадями начинают сильные ученики – те, которые
справляются с заданиями легко и без помощи
учителя. Тонкий психологический ход срабатывает:
для тех, кто слабее, тетради становятся
поощрением, они не чувствуют себя хуже других.
Мы ни в коем случае не навязываем свою методику и
свои учебники, они могут быть самыми разными, но
важно, чтобы отвечали идеям и принципам
концепции четырехлетней начальной школы. Школы,
которая уважает личность ребенка, вооружает его
готовностью к взаимодействию с окружающим миром,
к дальнейшему обучению и самообучению. Позволяет
ребенку попробовать себя во всем: чем больше ему
будет предоставлена такая возможность, тем
осознаннее будет его выбор в средних классах.
– Вы согласовывали свои позиции со
специалистами, которые разрабатывали концепцию
основной школы?
– Обязательно. Четырехлетнюю школу мы
рассматриваем в системе непрерывного
образования, а непрерывное – значит цепляющееся.
Главное – состыковать цели: что мы хотим от
каждого возраста, как намеченные цели будут
развиваться, какие специфические цели
прибавятся на каждом этапе. Не могу сказать, что
специалисты средней школы во всем согласны с
нами. Но они постепенно привыкают к мысли, что
поступательное движение идет снизу вверх, а не
наоборот и что средняя школа не должна диктовать
свои условия начальной.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|