Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Пусть даже мы останемся в меньшинстве

Учитель – свободная профессия, но лишь тогда, когда он сохраняет
свой собственный голос и перед учениками, и перед властью

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем выбирать
Сегодня 26 февраля.
Ровно через месяц в обоих полушариях земного шара состоятся два самых значительных события года. Их ждали, к ним готовились, волновались, но все равно, как всегда, это происходит неожиданно.
В Америке в этот день вручат кинопремию “Оскар”, а в России выберут своего второго президента.
Нет почти никаких сомнений ни в первом, ни во втором. Ничто не помешает американским киноакадемикам вручить своих “Оскаров”, и, будем надеяться, ничто не помешает нам законно и в срок избрать президента.
А сегодня, за месяц до выборов, начинается официальное время агитации. Еще вчера было нельзя, а сегодня уже можно заниматься предвыборной агитацией. Чем мы и хотим воспользоваться. Но не для того, чтобы кто-то победил, а кто-то не пришел к власти, вовсе нет. Наше дело – не президенты или вообще политики, наше дело – школа, учительство. Ведь в газете, как нам кажется, для читателей должна открываться неявная сторона школьной жизни. Из газеты можно узнать то, что видно на расстоянии, хотя случается рядом – в классе, в учительской или в кабинете директора. А происходит, на наш взгляд, вот что.

Почему идея стать государственными служащими оказалась для учителей такой привлекательной
Мы заметили, что выборы последних лет выявили одно очень важное и, с нашей точки зрения, очень огорчительное обстоятельство. Многие сочтут нашу оценку пессимистической, преувеличенной, а может быть, даже в корне ошибочной. И тем не менее мы хотим все-таки поделиться своим опасением.
...Одной из самых главных и необходимейших для общества черт учительства является его принадлежность к интеллигенции. Принадлежность к особой части граждан, которая отличается повышенной рефлексивностью, обостренным чувством справедливости и ответственности не только за других граждан, но и за моральный климат в обществе. У интеллигенции в любой стране, в любое время сложные отношения с властью, свой взгляд на происходящее, особое, может быть, часто не совпадающее с большинством граждан отношение ко всему, что происходит. Прежде всего потому, что интеллигенция соотносит происходящее не с собой, не со своей прямой выгодой или интересом или даже с потребностями, а с теми культурными, классическими аналогами, которым она отдает предпочтение. Интеллигенция неоднородна и не может быть однородна, потому что сама культура – это область самоопределения каждого, здесь выбирают не большинством голосов, а индивидуально, и у каждого свой ориентир, свое, личное, часто противоречащее другим мнение.
Несовпадение мнения интеллигенции с основным хором и вечная неистребимая оппозиционность – это следствие особенностей культуры, а не личных качеств интеллигентов. Культура неоднородна, оппозиционна и всегда построена на сомнении.
Именно поэтому ей, интеллигенции, не рекомендуется идти во власть.
Именно поэтому ей, интеллигенции, не рекомендуется растворяться в обслуживании власти, в производстве административного продукта – идеологии например.
Но деятелям просвещения, образования у нас приходится особенно трудно, ведь исторически сложилось так, что в России школа и государство всегда вместе. Даже не вместе – школа всегда под государством. Известно, что книжная школа на Руси появилась из-за того, что именно ей предписывалось решать задачу распространения христианства через распространение массовой грамотности.
С тех пор уже десять веков школе навязывают как само собой разумеющееся ту или иную важную государственную задачу.
И, несмотря на это, проповедники просвещения все-таки сохраняли свою независимость.
Что же случилось в последние годы?
Почему школа и учительство из мятежного отряда перестройки начинают превращаться в покорного служащего власти?
Ответ простой – бедность.
Учителя заставляют думать не о культуре, не о добре и справедливости, учителя ломают голодом и нищетой. Интеллигенция, и без того оскудевшая и потерявшаяся в этой жизни, стала терять учительство.
И самое убедительное доказательство этой потери – почти единодушное приветствие учительством идеи стать государственными служащими.
Выбор между свободной профессией и статусом чиновника оказался легким. Оставаться вне специальной опеки государства, оставаться в полузависимом положении (школа пока в России муниципальная), быть учителем, нанятым местным сообществом и родителями, оказалось практически невыносимо.
   
Выборы
Сколько лет в России проводятся выборы, столько местные и центральные администрации пытаются построить учителей и заставить шеренга за шеренгой проголосовать за нужную кандидатуру.
Школа стала для глав местных администраций своеобразной выборной единицей. Это ни для кого не секрет, но дело отнюдь не в местных администрациях.
Дело в том, что выборы – это не только определение тех, кто будет править. Выборы – это еще и своего рода исследование предпочтений разных групп граждан. Если за коммунистов готовы проголосовать сегодня 15% граждан, это значит, что их убеждения, ценности, мораль должны быть в какой-то форме учтены властью, когда это не выходит за рамки Конституции. Иначе конфликт, борьба, и так прямой дорогой к гражданской войне.
Власть должна знать, как распределяются политические предпочтения среди граждан, чтобы в своей работе учитывать это разнообразие.
Этим и отличается демократия от демократического централизма. Примитивное представление о демократии как о власти большинства обязательно приводит к авторитарности. Единственная практика политической жизни, которая гарантирует выживаемость, – это когда большинство принимает решения, в которых учитываются интересы всех.
Поэтому боязнь иметь свой голос, боязнь остаться в меньшинстве подталкивает общество к несвободе – назад к тоталитаризму.
...Мы не призываем наших читателей голосовать за того или иного кандидата, но мы призываем руководствоваться в своем выборе собственными обдуманными предпочтениями, а не мнением начальства или большинства.
Мы хотим, чтобы учительство оставалось частью интеллигенции, сохранило свой характер, свою индивидуальность, ведь лишь благодаря этим качествам мы можем давать образование своим ученикам. И лишь так можем реально повлиять на будущее нашей страны.
А если мы эти качества утратим, реставрация диктатуры станет неизбежной, и начнется она со школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru