Пусть даже мы останемся в
меньшинстве
Учитель – свободная профессия, но лишь
тогда, когда он сохраняет
свой собственный голос и перед учениками, и перед
властью
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем
выбирать
Сегодня 26 февраля.
Ровно через месяц в обоих полушариях земного
шара состоятся два самых значительных события
года. Их ждали, к ним готовились, волновались, но
все равно, как всегда, это происходит неожиданно.
В Америке в этот день вручат кинопремию “Оскар”,
а в России выберут своего второго президента.
Нет почти никаких сомнений ни в первом, ни во
втором. Ничто не помешает американским
киноакадемикам вручить своих “Оскаров”, и,
будем надеяться, ничто не помешает нам законно и
в срок избрать президента.
А сегодня, за месяц до выборов, начинается
официальное время агитации. Еще вчера было
нельзя, а сегодня уже можно заниматься
предвыборной агитацией. Чем мы и хотим
воспользоваться. Но не для того, чтобы кто-то
победил, а кто-то не пришел к власти, вовсе нет.
Наше дело – не президенты или вообще политики,
наше дело – школа, учительство. Ведь в газете, как
нам кажется, для читателей должна открываться
неявная сторона школьной жизни. Из газеты можно
узнать то, что видно на расстоянии, хотя
случается рядом – в классе, в учительской или в
кабинете директора. А происходит, на наш взгляд,
вот что.
Почему идея стать государственными служащими
оказалась для учителей такой привлекательной
Мы заметили, что выборы последних лет выявили
одно очень важное и, с нашей точки зрения, очень
огорчительное обстоятельство. Многие сочтут
нашу оценку пессимистической, преувеличенной, а
может быть, даже в корне ошибочной. И тем не менее
мы хотим все-таки поделиться своим опасением.
...Одной из самых главных и необходимейших для
общества черт учительства является его
принадлежность к интеллигенции. Принадлежность
к особой части граждан, которая отличается
повышенной рефлексивностью, обостренным
чувством справедливости и ответственности не
только за других граждан, но и за моральный
климат в обществе. У интеллигенции в любой
стране, в любое время сложные отношения с
властью, свой взгляд на происходящее, особое,
может быть, часто не совпадающее с большинством
граждан отношение ко всему, что происходит.
Прежде всего потому, что интеллигенция соотносит
происходящее не с собой, не со своей прямой
выгодой или интересом или даже с потребностями, а
с теми культурными, классическими аналогами,
которым она отдает предпочтение. Интеллигенция
неоднородна и не может быть однородна, потому что
сама культура – это область самоопределения
каждого, здесь выбирают не большинством голосов,
а индивидуально, и у каждого свой ориентир, свое,
личное, часто противоречащее другим мнение.
Несовпадение мнения интеллигенции с основным
хором и вечная неистребимая оппозиционность –
это следствие особенностей культуры, а не личных
качеств интеллигентов. Культура неоднородна,
оппозиционна и всегда построена на сомнении.
Именно поэтому ей, интеллигенции, не
рекомендуется идти во власть.
Именно поэтому ей, интеллигенции, не
рекомендуется растворяться в обслуживании
власти, в производстве административного
продукта – идеологии например.
Но деятелям просвещения, образования у нас
приходится особенно трудно, ведь исторически
сложилось так, что в России школа и государство
всегда вместе. Даже не вместе – школа всегда под
государством. Известно, что книжная школа на Руси
появилась из-за того, что именно ей
предписывалось решать задачу распространения
христианства через распространение массовой
грамотности.
С тех пор уже десять веков школе навязывают как
само собой разумеющееся ту или иную важную
государственную задачу.
И, несмотря на это, проповедники просвещения
все-таки сохраняли свою независимость.
Что же случилось в последние годы?
Почему школа и учительство из мятежного отряда
перестройки начинают превращаться в покорного
служащего власти?
Ответ простой – бедность.
Учителя заставляют думать не о культуре, не о
добре и справедливости, учителя ломают голодом и
нищетой. Интеллигенция, и без того оскудевшая и
потерявшаяся в этой жизни, стала терять
учительство.
И самое убедительное доказательство этой потери
– почти единодушное приветствие учительством
идеи стать государственными служащими.
Выбор между свободной профессией и статусом
чиновника оказался легким. Оставаться вне
специальной опеки государства, оставаться в
полузависимом положении (школа пока в России
муниципальная), быть учителем, нанятым местным
сообществом и родителями, оказалось практически
невыносимо.
Выборы
Сколько лет в России проводятся выборы, столько
местные и центральные администрации пытаются
построить учителей и заставить шеренга за
шеренгой проголосовать за нужную кандидатуру.
Школа стала для глав местных администраций
своеобразной выборной единицей. Это ни для кого
не секрет, но дело отнюдь не в местных
администрациях.
Дело в том, что выборы – это не только
определение тех, кто будет править. Выборы – это
еще и своего рода исследование предпочтений
разных групп граждан. Если за коммунистов готовы
проголосовать сегодня 15% граждан, это значит, что
их убеждения, ценности, мораль должны быть в
какой-то форме учтены властью, когда это не
выходит за рамки Конституции. Иначе конфликт,
борьба, и так прямой дорогой к гражданской войне.
Власть должна знать, как распределяются
политические предпочтения среди граждан, чтобы в
своей работе учитывать это разнообразие.
Этим и отличается демократия от
демократического централизма. Примитивное
представление о демократии как о власти
большинства обязательно приводит к
авторитарности. Единственная практика
политической жизни, которая гарантирует
выживаемость, – это когда большинство принимает
решения, в которых учитываются интересы всех.
Поэтому боязнь иметь свой голос, боязнь остаться
в меньшинстве подталкивает общество к несвободе
– назад к тоталитаризму.
...Мы не призываем наших читателей голосовать за
того или иного кандидата, но мы призываем
руководствоваться в своем выборе собственными
обдуманными предпочтениями, а не мнением
начальства или большинства.
Мы хотим, чтобы учительство оставалось частью
интеллигенции, сохранило свой характер, свою
индивидуальность, ведь лишь благодаря этим
качествам мы можем давать образование своим
ученикам. И лишь так можем реально повлиять на
будущее нашей страны.
А если мы эти качества утратим, реставрация
диктатуры станет неизбежной, и начнется она со
школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|