День за днем
Кострома
В детстве трудности не вызывают желания
их преодолевать. Просто ждешь, когда они
исчезнут. Поэтому, наверное, дети так легко верят
в легенды.
Много лет назад среди двоечников Москвы ходила
легенда, что где-то есть школа, в которой легко
учиться и хорошие оценки может получить каждый. И
двоечники не задавались вопросом, почему в этой
школе оценки ставят по-другому. Просто мечтали.
Каково же было мое удивление, когда уже в
университете я встретил студентов,
подтвердивших этот слух. Оказывается, такая
школа в Москве действительно была. Перейдя в нее,
многие слабые ученики в старших классах
становились хорошистами и отличниками. А ведь в
те времена при поступлении в вуз учитывался
средний балл школьного аттестата, так что
волшебное превращение двоек в четверки
существенно увеличивало шансы бывших двоечников
на продолжение образования.
В этой истории много удивительного. Во-первых,
удивление вызывают сами двоечники, которые
хотели продолжать учиться и после школы. Быть
может, они были не такие уж и двоечники? Во-вторых,
удивление вызывает школа, которая пользовалась
иными принципами оценки. Или в той школе учителя
просто выстраивали иные отношения с
учениками-двоечниками, снимали с них ярлык
неудачников?
Так или иначе в университете эти бывшие
двоечники были не худшими студентами.
...Алевтина Васильевна Золотова – коренная
костромичка. Сорок лет в одной школе, из них
пятнадцать – директором. И хотя школа Алевтины
Васильевны не в Москве, а в Костроме, здесь тоже
постоянно происходят истории, подобные
описанной выше. И все потому, что к ней приходят
те, кто по тем или иным причинам чувствует себя
неуютно в обычной школе или вообще не находит
себе там места.
Что делать, если вы не попали в десятый класс по
успеваемости, не смогли устроиться в техникум, а
учебу хотели бы продолжать? Что делать, если вы не
можете вписаться в режим обычной школы по
состоянию здоровья? Что делать, если вы не можете
посещать занятия в школе, потому что нужно
работать и обеспечивать себя и семью? Что делать,
наконец, если вы еще очень молодая, но уже мама и
вам приходится учиться и растить своего малыша
одновременно? Что делать, если по тем или иным
причинам (болезнь, работа и даже служба в армии)
вы пропустили несколько лет в школе, а теперь
готовы взяться за учебу вновь? И наконец, что
делать, если вы семи пядей во лбу, уже знаете, чего
хотите от жизни, и настолько готовы действовать,
что не можете просиживать каждый день по
нескольку часов за партой обычной школы? Но и вам
нужен школьный аттестат.
На все эти вопросы школа Алевтины Васильевны
пытается дать ответ. Но что же это за школа, в
которой могут учиться ученики с такими разными
потребностями?
По сути, школа уникальная, хотя об этом мало кто
догадывается. И почти не будет преувеличением
сказать, что здесь возможно все. Можно учиться
днем, а можно – по вечерам. Более того, по желанию
можно выбрать такой план обучения, чтобы
приходить в школу то утром, то вечером, если
работа вне школы сменная. Здесь можно учиться
очно, а можно заочно. Задания, консультации,
контрольные и так далее. В общем, все условия для
тех, кто умеет учиться сам. Кроме того, возможно
обучение по программам разной интенсивности –
либо за три, либо за два года.
Вы скажете, прямо чудо какое-то!
Совсем не чудо. Таких школ в стране когда-то было
много. Теперь их стало модно закрывать, хотя,
по-моему, в идее таких школ заложено чрезвычайно
прогрессивное начало – возможность для
старшеклассников самим выбирать форму
взаимоотношения со школой. Теперь мы все
приходим к пониманию необходимости
существования такого выбора. Особенно это
проявляется при обсуждении предстоящей
двенадцатилетки. Часто можно услышать голоса,
что для некоторых учеников и десятилетка –
тюрьма. Они по-другому выстраивают свою жизнь.
Для них старшая школа должна быть совсем иной.
В Костроме, как и в Ярославле, мы с Матвеем школу
не выбирали. Просто ехали по улице Советской,
пока не увидели на левой стороне здание, похожее
на старую, добротную школу.
Поднялись на второй этаж в кабинет директора
Алевтины Васильевны Золотовой. Уже в коридорах
стало ясно, что школа небольшая и какая-то
необычная.
Едва представившись, мы с Матвеем сразу заявили,
что хотели бы на все посмотреть, а если можно, то и
побывать на уроках в начальной школе и в старшей.
Алевтина Васильевна ласково улыбнулась и
сообщила нам, что никаких начальных классов в
школе нет.
– Это что – гимназия? Лицей? – переспросили мы,
удивленно оглядывая очень чистый, но явно не
вяжущийся с представлениями о коммерческом
заведении кабинет.
– Нет, прямо наоборот. Эта школа не для элиты, а
для тех, кому нужна реальная помощь. Для тех, кому
неоткуда ждать помощи, кроме как от нас. Это то,
что раньше называли ШРМ – школой рабочей
молодежи. Теперь это ВСШ – муниципальная средняя
общеобразовательная вечерняя сменная школа № 1
города Костромы. Здесь учатся ребята от 14 до 18
лет, но бывают и старше. Программа отличается от
обычных школ. У учеников есть возможность более
свободно распоряжаться своим временем. А от
учителей требуется невероятное мастерство.
Да, в школе работают 16 учителей, и все с высшим
образованием, аттестованы на высшую и первую
категории. Семь отличников образования.
Большинство учителей с опытом работы именно в
такой школе. Хотя есть и молодые кадры. Но, по
словам Алевтины Васильевны, здесь очень важен
жизненный опыт, ведь многие ученики познали
взрослую жизнь, а вместе с ней и отчаяние раньше,
чем их сверстники...
И все-таки в кабинете на стенах – рисунки детей, а
в школе – рабочая тишина. Мы побывали на
нескольких уроках: физика, химия... Серьезные
обсуждения, серьезные темы занятий,
сосредоточенная работа. В расписании нет ОБЖ,
физкультуры, мировой и художественной культуры.
Да, чем-то приходится жертвовать, чтобы
сэкономить время для других предметов. Но
иностранные языки, весь джентльменский набор –
английский, немецкий и французский – это святое.
Причем их ведут одни из лучших учителей в городе.
В общем, все по-настоящему. Все для учеников.
Когда в Костроме учителя бастовали из-за
невыплаты зарплаты, школа Алевтины Васильевны
городскую забастовку поддержала, но на работу
все вышли, потому что “наших учеников оставлять
нельзя. Хоть есть деньги, хоть их нет”.
А судьбы у детей, закончивших ВСШ № 1 города
Костромы, разные, как и у выпускников любой
другой школы. Но если, например, ученик вашей
школы сейчас учится в Лионском университете во
Франции, то очень может быть, что его соседом на
лекции окажется выпускник именно ВСШ № 1 города
Костромы. И возможно, что преподавателем
математики у них окажется ученый из Московского
университета, спасенный когда-то для мировой
науки той легендарной московской вечерней
школой, которая превращала двоечников в
отличников…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|