Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Артем Соловейчик

День за днем

Кострома

В детстве трудности не вызывают желания их преодолевать. Просто ждешь, когда они исчезнут. Поэтому, наверное, дети так легко верят в легенды.
Много лет назад среди двоечников Москвы ходила легенда, что где-то есть школа, в которой легко учиться и хорошие оценки может получить каждый. И двоечники не задавались вопросом, почему в этой школе оценки ставят по-другому. Просто мечтали.
Каково же было мое удивление, когда уже в университете я встретил студентов, подтвердивших этот слух. Оказывается, такая школа в Москве действительно была. Перейдя в нее, многие слабые ученики в старших классах становились хорошистами и отличниками. А ведь в те времена при поступлении в вуз учитывался средний балл школьного аттестата, так что волшебное превращение двоек в четверки существенно увеличивало шансы бывших двоечников на продолжение образования.
В этой истории много удивительного. Во-первых, удивление вызывают сами двоечники, которые хотели продолжать учиться и после школы. Быть может, они были не такие уж и двоечники? Во-вторых, удивление вызывает школа, которая пользовалась иными принципами оценки. Или в той школе учителя просто выстраивали иные отношения с учениками-двоечниками, снимали с них ярлык неудачников?
Так или иначе в университете эти бывшие двоечники были не худшими студентами.

...Алевтина Васильевна Золотова – коренная костромичка. Сорок лет в одной школе, из них пятнадцать – директором. И хотя школа Алевтины Васильевны не в Москве, а в Костроме, здесь тоже постоянно происходят истории, подобные описанной выше. И все потому, что к ней приходят те, кто по тем или иным причинам чувствует себя неуютно в обычной школе или вообще не находит себе там места.
Что делать, если вы не попали в десятый класс по успеваемости, не смогли устроиться в техникум, а учебу хотели бы продолжать? Что делать, если вы не можете вписаться в режим обычной школы по состоянию здоровья? Что делать, если вы не можете посещать занятия в школе, потому что нужно работать и обеспечивать себя и семью? Что делать, наконец, если вы еще очень молодая, но уже мама и вам приходится учиться и растить своего малыша одновременно? Что делать, если по тем или иным причинам (болезнь, работа и даже служба в армии) вы пропустили несколько лет в школе, а теперь готовы взяться за учебу вновь? И наконец, что делать, если вы семи пядей во лбу, уже знаете, чего хотите от жизни, и настолько готовы действовать, что не можете просиживать каждый день по нескольку часов за партой обычной школы? Но и вам нужен школьный аттестат.
На все эти вопросы школа Алевтины Васильевны пытается дать ответ. Но что же это за школа, в которой могут учиться ученики с такими разными потребностями?
По сути, школа уникальная, хотя об этом мало кто догадывается. И почти не будет преувеличением сказать, что здесь возможно все. Можно учиться днем, а можно – по вечерам. Более того, по желанию можно выбрать такой план обучения, чтобы приходить в школу то утром, то вечером, если работа вне школы сменная. Здесь можно учиться очно, а можно заочно. Задания, консультации, контрольные и так далее. В общем, все условия для тех, кто умеет учиться сам. Кроме того, возможно обучение по программам разной интенсивности – либо за три, либо за два года.
Вы скажете, прямо чудо какое-то!
Совсем не чудо. Таких школ в стране когда-то было много. Теперь их стало модно закрывать, хотя, по-моему, в идее таких школ заложено чрезвычайно прогрессивное начало – возможность для старшеклассников самим выбирать форму взаимоотношения со школой. Теперь мы все приходим к пониманию необходимости существования такого выбора. Особенно это проявляется при обсуждении предстоящей двенадцатилетки. Часто можно услышать голоса, что для некоторых учеников и десятилетка – тюрьма. Они по-другому выстраивают свою жизнь. Для них старшая школа должна быть совсем иной.

В Костроме, как и в Ярославле, мы с Матвеем школу не выбирали. Просто ехали по улице Советской, пока не увидели на левой стороне здание, похожее на старую, добротную школу.
Поднялись на второй этаж в кабинет директора Алевтины Васильевны Золотовой. Уже в коридорах стало ясно, что школа небольшая и какая-то необычная.
Едва представившись, мы с Матвеем сразу заявили, что хотели бы на все посмотреть, а если можно, то и побывать на уроках в начальной школе и в старшей.
Алевтина Васильевна ласково улыбнулась и сообщила нам, что никаких начальных классов в школе нет.
– Это что – гимназия? Лицей? – переспросили мы, удивленно оглядывая очень чистый, но явно не вяжущийся с представлениями о коммерческом заведении кабинет.
– Нет, прямо наоборот. Эта школа не для элиты, а для тех, кому нужна реальная помощь. Для тех, кому неоткуда ждать помощи, кроме как от нас. Это то, что раньше называли ШРМ – школой рабочей молодежи. Теперь это ВСШ – муниципальная средняя общеобразовательная вечерняя сменная школа № 1 города Костромы. Здесь учатся ребята от 14 до 18 лет, но бывают и старше. Программа отличается от обычных школ. У учеников есть возможность более свободно распоряжаться своим временем. А от учителей требуется невероятное мастерство.
Да, в школе работают 16 учителей, и все с высшим образованием, аттестованы на высшую и первую категории. Семь отличников образования. Большинство учителей с опытом работы именно в такой школе. Хотя есть и молодые кадры. Но, по словам Алевтины Васильевны, здесь очень важен жизненный опыт, ведь многие ученики познали взрослую жизнь, а вместе с ней и отчаяние раньше, чем их сверстники...

И все-таки в кабинете на стенах – рисунки детей, а в школе – рабочая тишина. Мы побывали на нескольких уроках: физика, химия... Серьезные обсуждения, серьезные темы занятий, сосредоточенная работа. В расписании нет ОБЖ, физкультуры, мировой и художественной культуры. Да, чем-то приходится жертвовать, чтобы сэкономить время для других предметов. Но иностранные языки, весь джентльменский набор – английский, немецкий и французский – это святое. Причем их ведут одни из лучших учителей в городе.
В общем, все по-настоящему. Все для учеников.

Когда в Костроме учителя бастовали из-за невыплаты зарплаты, школа Алевтины Васильевны городскую забастовку поддержала, но на работу все вышли, потому что “наших учеников оставлять нельзя. Хоть есть деньги, хоть их нет”.

А судьбы у детей, закончивших ВСШ № 1 города Костромы, разные, как и у выпускников любой другой школы. Но если, например, ученик вашей школы сейчас учится в Лионском университете во Франции, то очень может быть, что его соседом на лекции окажется выпускник именно ВСШ № 1 города Костромы. И возможно, что преподавателем математики у них окажется ученый из Московского университета, спасенный когда-то для мировой науки той легендарной московской вечерней школой, которая превращала двоечников в отличников…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru