Задача школъного администратора -–
работатъ для детей и учителей, а не боротъся с
ними
В Нью-Йорке ищут нового начальника управления
образования. Я писал о прежнем начальнике
полтора года назад, когда на него возлагали
большие надежды – настолько большие, что
зарплату ему дали выше, чем у президента
Клинтона. Это обсуждалось тогда в местных
газетах: начальник нью-йоркского управления
образования обогнал по зарплате не только мэра,
но и самого президента! Люди удивлялись, но
соглашались, что у него исключительно важная и
трудная работа.
Нью-Йорк
– огромный город, здесь больше тысячи
государственных школ, больше миллиона учеников,
школьный годовой бюджет исчисляется миллиардами
долларов. Но не в размере только дело. Белое
население здесь уже давно составляет
меньшинство, а в школах – тем более.
Нигде в Америке нет столько недавних
эмигрантов, чьи дети плохо знают английский и не
успели привыкнуть к новой жизни. В городе много
бедных районов, неполных семей, малограмотных и
многодетных родителей. Попробуй научить детей
читать, если их словарный запас ограничен почти
как у Эллочки-людоедки сотнями, а то и десятками
слов.
Но именно такая задача стояла перед канцлером
Кру – его официальный титул не “начальник”, а
“канцлер”. Он энергично взялся за дело. Ученики
начальной школы плохо читают и считают – канцлер
объявил: к третьему классу все должны уметь
читать и считать, иначе оставим на второй год.
Большинство нью-йоркских школьников проваливают
стандартные тесты по разным предметам – сделаем
успех на тестах условием для получения
аттестата.
Неудивительно, что такие драконовские меры
предлагают городские бюрократы и политики, мало
понимающие в школьном деле. Удивительно то, что и
сам канцлер, педагог по образованию и опыту,
верил в их эффективность. Ему казалось, что он
взмахнет дирижерской палочкой – и городской
педагогический оркестр слаженно заиграет
энергичную мелодию. Вскоре выяснилось, что почти
каждого музыканта в этом оркестре надо сперва
научить играть.
Канцлеру Кру понадобилось четыре года, чтобы
увидеть утопичность своих планов. Эти планы
выражались словами Цезаря: пришел, увидел,
победил. Но результаты тестов, которые были
главной целью канцлера, упорно не улучшались.
Влияние политических и административных
рычагов, которыми он искусно управлял, почти не
доходило до класса, до детей. Он открыл
обязательную Летнюю школу для неуспевающих –
многие дети не явились. Ввел дополнительные
занятия после уроков – многие учителя не
захотели задерживаться после рабочего дня.
А политики уже подступали с новыми планами
школьной приватизациии и ваучеров.
Деморализованный канцлер вступил в спор с
губернатором и мэром. Похоже, он подсознательно
искал повода, чтобы уйти в отставку: пришел,
увидел, отступил. Почти год вся Америка следила
за борьбой между мэром и канцлером. Дело
кончилось тем, что нью-йоркский совет по
образованию проголосовал против продления его
контракта.
Временный его заместитель, назначенный в январе,
дудит в ту же дуду: повышай учебные стандарты.
Правда, с него спрос невелик – через четыре
месяца выберут постоянного. Выбирают из узкой
номенклатуры высших школьных администраторов и
бизнесменов. Ищут очередного Цезаря,
решительного и непреклонного, не замечая самого
главного – ложного пути.
Но так уж устроены бюрократические системы.
Если поставлена непосильная задача, система
будет идти на штурм опять и опять, каждый раз
обвиняя в поражении следующего начальника.
Вместо этого полезно было бы задуматься о самой
задаче. Хорошо учить всех детей – святое дело, но
разве добьешься этого угрозой массового
второгодничества? Для успешной учебы нужна
кропотливая педагогическая работа, а не
административная атака.
Не случайно средняя продолжительность работы
канцлера в Нью-Йорке – два года. В других крупных
городах Америки – чуть больше. Что можно успеть
за это время? Разве что привыкнуть к новому
кабинету.
А ведь школьный администратор может стать не
только крепким кадровиком и завхозом, но и
вдохновителем педагогических перемен. В свое
время мне повезло близко познакомиться с
нынешним начальником управления образования
Киева Борисом Михайловичем Жебровским. Тогда он
был первым заместителем начальника и
одновременно председателем творческого союза
учителей города.
Наш союз был творческим не только по названию.
Помню поздние заседания прямо в кабинете Бориса
Михайловича, горячие споры, сборы учителей,
детей, выпуск газет и журналов. Каждую субботу
хозяин кабинета отправлялся в школу, где он читал
историю старшеклассникам. Может, если бы канцлер
Кру вел уроки в нью-йоркской школе, он лучше бы
видел свою задачу и пути ее решения.
Простая истина: задача школьного
администратора – работать для детей и учителей,
а не бороться с ними. Его цель – не только
управлять, но и вдохновлять школьный мир.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|