Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Мария ГАНЬКИНА

Как избежать очереди...
перед учительским столом

Энциклопедия дидактических приколов

В коридоре, перед дверью в кабинет литературы:
– Сдал?.. Скока?.. Повезло!..
– Какая муха ее укусила?.. Что я, дурак больше половины учить?.. Завтра после уроков пересдавать...
– А я сегодня рисковать не буду – вдруг она тоже до конца будет слушать? Попробую завтра на перемене к ней подкатить – там времени мало...
– Вот... Сейчас уже лучше... Еще задушевней можешь?..
– Ты чего?.. Решилась?.. Круто!.. Так очередь занимай, чего ждешь!..
– Кто последний?..

В соседней школе у меня есть знакомые восьмиклассники, которые деловито зарабатывают стихами халявные оценки по литературе. Только это у них теперь называется не мелодекламацией, а задушевным голосом. Чего изволите? Трагизму побольше? Пожалуйста! Светлой грусти? Нет проблем! Каков спрос – таковы и предложения. И никаких красных пятен на шее.
Я не спешу упрекать их в цинизме. Я скорее рада за них. Ведь когда на уроке слушаешь в который раз «Белеет парус одинокий» и вынужден при этом хранить на лице вдумчивое выражение или после уроков стоишь в очереди перед кабинетом литературы и вот сейчас тебя вызовут на ковер, то в конце концов надо же как-то выживать! И выживать помогает игра. Пусть такая. Даже не игра, а скорее игривость... А что при этом с литературой? С великим и могучим? Увы... Но не надо забывать, что правила такой игры диктует все же учитель.
Впрочем, ему, учителю, тоже, наверно, тоскливо слушать много раз один и тот же текст. Если только он не упивается абсолютной безнаказанностью своего суда: «Ты хорошо прочитал. Пять. А ты – невыразительно. Три».
Тем не менее учить стихи надо. Эрудиция, развитие памяти, литературного вкуса, экзамен в вуз... Это понятно. Что же делать? Как и себя, учителя, не мучить, и учеников озадачить, и литературный текст не убить?

Прикол 1
Вглядись в морскую даль


Я начала с малого – с формулировки домашнего задания. Не всем одну и ту же строфу «Руслана и Людмилы» выучить, а кто какую хочет – любимую, например. Или самую понятную (непонятную). Последовательность же чтения строф ученики на уроке выясняли сами, по тексту.
Потом решила пойти дальше и предложить выучить наизусть любое стихотворение поэта, чье творчество изучается в данный момент. Пусть даже на первых порах большинство учеников выберет самое короткое, например: «О, закрой свои бледные ноги!» Валерия Брюсова (в нем всего одна строчка – вот эта).
Но это их выбор! И есть надежда, что к этим строчкам они уже не отнесутся отчужденно. Так же как и слушатели: ведь так или иначе, а каждый человек в классе выбрал именно эти, а не какие-нибудь другие строки. Интересно почему? Вдруг Женька читает то же, что выучил я... Интересно почему?
Но как же быть со стихотворениями, которые входят в программу выпускных и вступительных экзаменов? – об этом не думать я тоже не могла. Их как минимум надо помнить, не говоря уже о том, что анализировать и понимать. Например, все тот же «Парус» Лермонтова.
А если предложить ученику читать стихотворение так, как будто он в самом деле видит этот белеющий в море парус? Рассказывая, чтец начинает всматриваться в морскую даль. Видит он парус или у него не получается – это можно обсудить. И, опираясь на мнение зрителей поставить оценку. За что? А за то, что все вместе сочтут нужным. За то, что чтец отбарабанил «Парус» без запинки? Или за то, что он действительно «увидел» этот парус? Озадачивая чтеца, мы тем самым озадачиваем и зрителя, слушателя. Он не сидит сложа руки, а тоже занят делом.

Прикол 2
Скромное обаяние домашних заданий


Толком еще не зная, как вовлечь ребят в дело вокруг текста, я задала скромненькое такое домашнее задание: очередное программное стихотворение переписать в тетрадь по литературе точь-в-точь, как в книжке (пусть, думаю, пишут – оно не вредно). На следующий день в начале урока предложила соседям по парте поменяться тетрадками и за минутку оценить точность работы соседа-переписчика...
Минута прошла. Гляжу – а они все шебуршатся там что-то, пальцами в тетрадку тычут. «Что, – вслух озаботилась я, – неужели ошибок поналяпали?» Нет, грамматических ошибок обнаружено не было, в том-то все и дело! Разговоры о точности переписывания шли совсем в другой плоскости.
– Вот это слово должно заканчиваться под третьей буквой верхнего слова. А у тебя – под первой!
– Заглавные буквы всего в два раза больше строчных. А у тебя – в три-четыре!
– Где в стихах ты видел, чтобы слова переносили на другую строчку?!
Кто-то требовал даже не засчитывать вовсе эти работы, поскольку они выполнены не печатными буквами...
А тут еще выяснилось, что в одном издании в конце третьей строчки второй строфы тире есть, а в другом издании нету. Интересно! Полезли в комментарии.
Пританцовывая на перемене после урока, Катя вдруг автоматически выдала две первые строфы и обалдела. Мальчики присвистнули...
Когда очередь дошла до следующего «программного», я обнаглела и после задания на точное списывание задала на дом сделать из стихотворения дырявый текст, с тем чтобы сосед по парте мог его потом «заштопать» (о дырявом тексте см. в “ПС” № 28 за 1999 г.)

Прикол 3
Карнавальное шествие


А вот как началось кружение вокруг басен Крылова. Команды по очереди озвучивали шумами ту или иную басню, а остальные отгадывали, какую именно. Например, «Слона и Моську» можно было распознать по шуму толпы, топанью Слона или тявканью Моськи.
Сочиняли смешные подражания. Реконструировали нехрестоматийные басни по тексту морали. Наугад открывали басню и зачитывали только мораль, а потом по группам сочиняли версии – чья окажется ближе к Крылову?
Работали с иллюстрациями. Сначала с книжными. Рассматривая в разных изданиях иллюстрации к одному и тому же тексту, выясняли, что каждый художник, оказывается, рисует какую-то свою историю. Детали его рисунка могут подтверждать текст, уточнять его. А могут ему противоречить! Это открытие заставляет все пристальнее вглядываться в текст, и глаз начинает различать множество новых подробностей той или иной истории. И тогда возле собственных иллюстраций (а их рисовать лучше в парах или в малых группах), при помощи скотча вывешенных на стенку класса для обсуждения, возникают разговоры. Разговоры о самых, казалось бы, незначительных вещах, о какой-нибудь мелочи. Но именно эти разговоры могут привести каждого ученика к рождению собственной истории.
Пробовали читать весь текст одной и той же басни от лица разных персонажей. Например, «Слона и Моську» читали от лица зеваки из толпы, Моськи и Шавки – истории получались на удивление разные!
Каллиграфия, которой тогда заболели не только девчонки, но и мальчишки, тоже помогала работе с образом. Ведь переписчику, чтобы сочинить определенный почерк, создать собственный каллиграфический ряд, надо было выдумать образ рассказчика.
На театралке (так у нас называются уроки театра) ребятам предлагалось инсценировать фразу – одну и ту же. Каждая команда оправдывала ее по-своему – демонстрировала обстоятельства, в которых, по мнению команды, могла бы прозвучать эта фраза. Соответственно в каждой из этих инсценировок у одного и того же текста подтексты оказывались разными.

Прикол 4
Подсказы телом разрешены


Вам не случалось разучивать стихотворение (правило, определение, теорему) прямо на уроке?
Четыре группы примерно по пять человек, в каждой группе на столе – текст стихотворения, отксеренный или в книжке. Учитель дает три минуты (три пишем, пять в уме), чтобы группы могли прочесть стихотворение раз-другой и кое о чем договориться.
Затем в каждой группе кидается жребий. Тот, на кого он пал, должен (о ужас!) рассказать стихотворение наизусть. От того, насколько точно он расскажет, зависит оценка всей группы. А слушатели-оценщики – соседняя группа. Группы в парах еще одной жеребьевкой (попросту – считалочкой) устанавливают, какая группа выступает первой, а какая оценивает (не беспокойтесь, потом они поменяются ролями).
Одна парочка групп ищет себе место в классе, чтобы не мешать другой парочке. И вот чтец, запомнив в лучшем случае десятую часть стихотворения, да и то через пень колоду, выходит на лобное место, набирается духу, вздыхает поглубже и начинает-таки (о чудо!) рассказывать стихотворение. Как же это возможно?
Хитрость в том, что группа имеет право подсказывать своему чтецу. Подсказывать как угодно, но только не написанием слов (ни на бумажках, ни в воздухе пальцем) и не проговариванием их (одними губами в том числе). И, конечно, никаких подсказов звуками. Только телом. Можно махать руками, изображать все что угодно. Но, чур, не сходя с места, возле своего стула. Таковы правила. Если участники группы за те три минутки (а пять в уме) успели договориться между собой о каких-то условных знаках, жестах по тексту стихотворения, то это, конечно, упрощает дело. Подсказывают все кто во что горазд. Ну а на кого смотреть чтецу – это дело его личных пристрастий. Оценщики же, в свою очередь, смотрят в оба (тоже, видимо, предварительно договорившись, кто за кем), чтобы правила подсказов блюлись неукоснительно, и за каждое нарушение начисляют штрафные очки.
Вот таким манером пятиклассники учили наизусть «Меркнут знаки Зодиака» Заболоцкого. Длинное стихотворение, если помните. И чтецу надо прочесть его по возможности плавно, не рвя текст на куски (это тоже учитывается оценщиками при выставлении отметки). При таком разучивании, конечно, хохота много – «толстозадые русалки» одни чего стоят!..
Тексты?! Текстом могут пользоваться все, кроме, разумеется, чтеца. Но текст – один на группу. Приходится ухватывать взглядом и изображать сразу целые куски текста. И не только чтец, стоящий на лобном месте, невольно запоминает стихотворение, но и те, кто ему подсказывает.
Когда телом пытаешься выражать смысл слов, словосочетаний, предложений – тут всплывает какое-то другое понимание, вдруг какие-то слова открываются с неожиданной стороны. По себе знаю – тоже показывала телом, как «спит растение картошка» и «дремлет рыба камбала». Вообще посмотреть со стороны на то, что происходит в классе, – дурдом. Одни психи молча и с энтузиазмом кривляются, а на них пристально смотрят два других психа да еще при этом одновременно что-то поют (чтобы, не порвав фразы, успеть понять очередную подсказку одногруппников, чтецам приходится тянуть гласные и, таким образом, почти что петь) тоненькими инопланетными голосами...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru