Кто хозяин у частной школы?
Казалось бы, ответ прост: тот, кто ее создал
и содержит. Но на самом деле все ее существование
зависит от воли чиновника
Год спустя...
Год назад в Стерлитамаке закрыли частную школу
“Вита”.
Закрывали ее долго, мучительно, с огромным
скандалом и затяжным конфликтом.
Прошел год, и мы попросили бывшего директора
“Виты” Елену Бродскую вернуться к тем событиям
и объяснить нам и себе, что же тогда произошло.
...Они приходили неожиданно. В первый раз
нагрянули, когда арестовывали наши школьные
документы, складывали их в большие коробки из-под
игрушек. Неожиданно появились во второй раз и
перевернули вверх дном учительскую и
медицинский кабинет (?!). Вдруг появились поздно
вечером у дверей четырех квартир наших
сотрудников в начале 1999 года. Слова “следствие”,
“подозреваемый”, “обыск” приводили в ужас
наших близких, изумляли приглашенных в качестве
понятых соседей. Мы же начинали привыкать к этим
терминам: к плохому, как к хорошему, привыкаешь
быстро.
Люди в камуфляже, деловито общаясь по рации,
рылись в наших личных вещах, выдвигали ящики,
заглядывали в самые пыльные углы – искали
подтверждение “преступной деятельности”
“Виты”. Искали, но не находили.
Они не давали себе продыху недели напролет:
допросы, опросы, прослушивание телефонов,
бесконечные вызовы по делу и без дела
сотрудников школы, родителей, учащихся.
Соответственно этике своей профессиональной
деятельности они вели себя по-разному: то
упивались вежливостью, то откровенно запугивали.
Параллельно с ними – органами ОБЭП – в целях
выявления “преступной деятельности” и следов
наших финансовых афер плечом к плечу трудились
налоговая инспекция, КРУ и прокуратура.
Одновременно шли фронтальные проверки по линии
ГУНО и министерства.
Надо отдать должное мужественным родителям
учащихся “Виты”. Они не только продолжали
обучать в опальной школе своих детей, но и
метались по коридорам ГУНО, ездили в
Министерство образования, даже обратились в
администрацию президента. Сначала высокие
чиновники обещали во всем разобраться, потом
перестали смотреть им в глаза. Это еще аукнется
нашим родителям позже, когда в январе 1999 года
витовцев откажутся принимать в городские школы.
Обращались в разные инстанции без особого успеха
и мы. Но куда мы, собственно, могли обратиться? В
адрес тех самых организаций, которые грозили нам
судом, следствием, тюрьмой, если не... Если не что?
Это мы поняли позднее. А тогда на любое наше
обращение отвечали категорически: “Сначала
докажите!”
Последней каплей, приведшей упирающуюся в своей
правоте “Виту” к закрытию, явилось лишение
старшего звена школы государственной
аккредитации в связи с отсутствием химической
лаборатории. (Это при том, что ни в одной
аккредитованной частной школе республики ее нет
и в помине. Откуда химической лаборатории
взяться в помещении, ранее принадлежавшем
детскому саду?) Впрочем, если бы она у “Виты” в то
время и была, непременно выяснилось бы
отсутствие чего-нибудь другого.
Никто не заставлял нас закрывать школу. Я заявляю
это с полной ответственностью. Это мы сделали
сами в здравом уме и памяти. Продолжать обучать
детей в таких условиях дальше было уже
невозможно. Не из-за истерзанных педагогов. Из-за
детей. Школа с каждым днем все больше напоминала
полигон для военных действий, на котором
взрослые играли в “Зарницу”, не соблюдая
никаких правил, забывая о детях.
14 января 1999 года мы закрыли “Виту”, а 15-го
получили документ о присвоении нам статуса
“Экспериментальная площадка РФ”. Посмертно.
“Виты” уже не было.
Можно назвать множество причин, почему погибла
“Вита”. И постоянное отсутствие денежных
средств, и тщательно организованная травля,
солидно подкрепленная пасквилями уволенных
когда-то учителей, но главная причина видится
все-таки в другом. Из девяти частных школ, что
открылись в 1993 году в республике, выжили только
шесть. Не верю, что статистика по Федерации в
целом выглядит более оптимистично: эпоха частных
школ катится к закату.
Явившись в начале 90-х частью предвыборной
платформы экс-президента РФ, не станет ли
негосударственное образование теперь одним из
несостоявшихся эпизодов многострадальной
школьной реформы? Или перестройки нашей жизни в
целом? У нас нет заблуждений относительно
общественного мнения, мы и не рассчитывали на
массовую поддержку. Но у нас была и есть четкая и
простая программа определенной группы людей. Мы
хотели, чтобы это была школа какой-то части
общества. Той части, которая может выразить свои
образовательные потребности и интересы. Свои,
частные. Но оказалось – это невозможно. А если
это не так, то почему у частников так мало
защитников? И почему им открыто противостоят
“государственные” люди?
После закрытия школы следствие вяло тянулось еще
полгода, дважды прерываясь в связи с
“отсутствием состава преступления”. И наконец
мягко сошло на нет. Видимо, перестав быть
сотрудниками частной школы, мы автоматически
стали честными людьми и законопослушными
гражданами. У нас ведь теперь нет частного
интереса к образованию. Точнее, интерес-то
остался, а вот возможность его реализовать
исчезла.
Несколько слов о главных участниках событий,
которые были описаны выше. Бывшие воспитанники
“Виты” учатся в городских школах, кто-то из них
адаптировался в новых условиях, а кто-то не может
этого сделать до сих пор. Особенно те ребята,
которые обучались в частной школе с 1-го класса.
Педагоги за истекший год обрели с грехом пополам
новые рабочие места. Бывшего директора “Виты”,
то есть меня, в городе уже нет: забрав детей, я
переселилась в другой город, где опять учу
ребятишек.
Наш главный бухгалтер, обладающий железным
характером и такой же силой воли (благодаря этим
ее качествам и высокой профессиональной
грамотности “Вите” удалось перед следствием
отстоять свое честное имя), продолжает борьбу за
справедливость. Недавно она позвонила мне со
словами: “Ты как хочешь, а я буду продолжать. Даже
если мы ничего не выиграем, они должны открыто
признать свою вину”.
А в это время в Павловске
Год назад в Павловске, под Петербургом, открылась
частная школа “Надежда” им. А.Горчакова.
Открыл ее предприниматель Сергей Гутцайт.
Павловск – это та часть Царского Села, которая по
каким-то причинам отошла от Пушкина. Школу Сергей
Эдидович открыл в доме, который до революции был
дачей А.Брюллова, брата знаменитого художника.
Наверху этого дома сохранился маленький
планетарий, потому что брат Карла Брюллова был
астрономом. Да и сам дом какой-то сказочный,
таинственный – масса маленьких комнаток,
винтовая лестница, недалеко – крепость Бип. В
школе учатся 18 мальчиков – только мальчики.
Потому что идея Сергея Гутцайта была в том, чтобы
возродить Царскосельский лицей, возродить то
образование, которое формирует у человека
государственное мышление.
Мальчики живут в школе. Ни в чем не нуждаются.
Обычно в таких случаях говорят: обучение в школе
бесплатное. Но мы ж понимаем, что когда говорят
“бесплатное”, то это лишь означает, что не
называют того, кто за все платит. Ничего
бесплатного, особенно образования, как известно,
не бывает. В “Надежде” за все платит С.Гутцайт.
Живут мальчики по двое в очень уютных комнатах, в
каждой комнате – туалет и душ. Шесть учителей,
все очень талантливы, правда, я был только на
уроках истории и математики, но потом долго сидел
с учителями и Сергеем Эдидовичем, пил чай и
обсуждал, какой быть дальше этой школе.
Дело в том, что лицеистов набирали каждые три
года, а не каждый год, и в школе Надежда” хотели
бы повторить этот опыт. Но, с другой стороны,
понимают, что время иное и общение со
сверстниками необходимо.
Вообще хотя основатель школы говорит, что далек
от педагогики, ведет он школу мастерски.
Например, доплачивает учителям за то, что
посещают уроки друг друга. Он и сам сидит на
уроках, при этом страшно мешает учителям, потому
что все время вмешивается и даже спорит с
учителями прямо на уроке. Школа в его понимании –
это такая семья, где добрые отношения и в гости
приходят интересные люди.
– Если дать мне волю – я детей испорчу, – говорит
Сергей Гутцайт. В день моего приезда у них после
занятий был еще каток, потом театр, а после театра
– ужин в ресторане. Десятилетние мальчики ходят
в ресторан ужинать, чтобы уметь ходить в
ресторан. После театра.
А еще они хотят повесить расписание на семь лет
вперед, а еще строить шхуну и еще, чтобы была не
только библиотека, но и маленькая комната,
например, та, где стоит пианино, чтобы там каждый
мальчик мог один сидеть и читать. Потому что
людям одиночество необходимо так же, как и
общение с другими.
...А узнал я об этой школе на январском совещании
работников образования в Кремле. Так случилось,
что у меня была возможность задать Валентине
Ивановне Матвиенко несколько вопросов. Конечно,
я не мог не спросить о том, какой она видит школу
будущего.
И вот ее ответ:
– Какой бы я хотела видеть школу завтрашнего дня?
Недавно я побывала в одной негосударственной
экспериментальной школе в городе Павловске под
Петербургом. Ее решил создать один меценат на
свои средства. Это школа для мальчиков наподобие
пушкинского лицея. Я познакомилась с содержанием
работы этой школы, и вы знаете, настолько приятно
было видеть этих ребят, раскрепощенных, свободно
мыслящих, широко эрудированных. В этой школе, ее
имя “Надежда”, образование сочетается с очень
разными воспитательными возможностями. Вот если
бы таких экспериментальных площадок, таких
изюминок у нас было больше, то и вся наша школа
была бы другой...
Но эти две истории, одна из которых
разочаровывает, а другая обнадеживает,
наталкивают на размышление: почему каждый раз
судьба нестандартной школы реально зависит не от
законодательства, а от самоуправства чиновников
и людей, вообще далеких от школьных проблем?
Сегодня мы продолжаем эту тему в статье Ирины
Невежиной, которую вы можете прочитать на
третьей странице нашей газеты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|