На уроках матушки Екатерины мы сидели на
галерке
Почему сегодня мы начинаем с таким интересом
оглядываться на события двухсотлетней давности
и сравнивать их с нынешним рубежом веков?
Издатели, сделавшие ставку на наше прошлое,
сегодня не бедствуют. Интерес к истории вообще и
к эпохе Екатерины II в частности стал массовым.
Даже телевидение только за последний год
несколько раз обращалось к теме царствования
великой монархини: на ОРТ о ней рассказывал
Радзинский, премьерой документального сериала
отметился ТВ-Центр, на НТВ показали американскую
картину «Молодая Екатерина» с Джулией Ормонд в
главной роли, которая сыграла и у Никиты
Михалкова в «Сибирском цирюльнике».
Если следовать историческим аналогиям, то нам
ближе Смутное время, чем Золотой век российского
дворянства. Почему же все-таки Екатерина? Об этом
мы беседуем с научным сотрудником Института
российской истории РАН, автором книг и статей по
«галантному веку» Ольгой ЕЛИСЕЕВОЙ.
– После крушения советской системы – как в
государственном, так и культурном аспектах –
общество оказалось не способно себя
идентифицировать. Кто мы? Откуда? Куда идем?
Рухнули старые ориентиры, и возникла острая
необходимость в новых. Иначе обществу не на что
опираться в своем развитии.
Обычно волны интереса к историческим эпохам
либо моделируются искусственно – в форме
социального заказа, либо проявляются
ассоциативно. Так, в 30–50-е годы популярными были
правления Ивана Грозного и Петра I. Великие
потрясения, радикальные реформы, большая кровь
для достижения экономических и политических
целей. Априори оправдывалась та цена, которую
следовало заплатить советскому народу за
«светлое будущее».
В застойные годы обнаружился интерес
образованной публики к движению декабристов.
Попытка горстки смельчаков противопоставить
себя режиму вызывала ясные ассоциации с
окостеневшим госаппаратом, самиздатом и
небольшими диссидентскими организациями.
– Но время Екатерины II ничем не напоминает то, в
котором мы живем...
– Более того, оно во всем противоположно.
Сравните сами: там, в XVIII веке, расширение
территории – у нас сокращение, там высокий
прирост населения – у нас высокая смертность,
при Екатерине доминирование вывоза продукции
над ввозом – сейчас зависимость от иностранных
товаров и инвестиций, там контроль над регионами
– у нас бессилие федеральных властей на
окраинах...
Словом, мы имеем уникальный случай: «спрос на
Екатерину» возник спонтанно на основе смутных
чаяний народа. И если раньше нам требовались
исторические аналогии, то к эпохе Екатерины
тянемся от противного. Нам очень хочется себя
уважать.
Екатерининская эпоха – она ведь еще чем хороша?
Практически ни одного военного поражения, если
не считать эпизод русско-шведской войны, когда
Петербург оказался под обстрелом пушек шведской
эскадры. Но даже это временное и относительное
фиаско стало для той России настоящим шоком:
империя была на подъеме.
– Как вам пришло в голову заняться Екатериной?
Как и когда историки почувствовали и подхватили
эту народную тоску по Золотому веку?
– Не смейтесь: до пяти лет я хотела стать
пограничником, а потом только историком. Правда,
до седьмого класса увлекалась средневековой
Европой. Но однажды услышала фамилию Потемкин (не
знаю, чем уж она меня так поразила) – и в
Московский историко-архивный институт поступала
уже с твердым намерением писать о царствовании
Екатерины.
Надо сказать, что это не поощрялось, хотя уже и
началась перестройка. Бури перестроечные шумели
в прессе, а в коридорах института было тихо. В
самом желании писать про Екатерину – заметьте,
не про секуляризацию церковных земель, не про
крестьян, не про Радищева, не про Новикова, а вот
про саму матушку – в этом видели что-то опасное. В
каком смысле? Ну-у, все занимаются какими-то
серьезными вещами: считают смердов в такой-то
губернии, изучают причины и следствия
Пугачевского восстания. И вдруг находятся люди,
которым почему-то интересны первые лица
государства.
В середине 80-х Натан Яковлевич Эйдельман, наш
советской историк и популяризатор, в Ленинской
библиотеке наткнулся на корректуру историка
начала века Якова Барскова писем Екатерины
Потемкину. Переписал в тетрадочку за минусом
того, что было по-французски, и опубликовал в
журнале «Вопросы истории».
В те же годы над письмами Суворова работал
другой наш интересный публикатор – Вячеслав
Сергеевич Лопатин. Он тоже натолкнулся на
переписку Екатерины с Потемкиным. Сейчас эта
переписка составляет огромный фолиант под
редакцией Лопатина.
– Увы, у массового читателя современная
историческая литература связана совсем с
другими именами – Эдварда Радзинского,
Валентина Лаврова, Анатолия Фоменко... Их
произведения часто не выдерживают научной
критики, но необыкновенно популярны.
– Анатолий Фоменко не историк, а физик и
математик, академик и соавтор ряда книг по новой
хронологии Руси.
– Но он занимается историей.
– Да, я знакома с его работами. Фоменко смещает
датировку, ломает христианскую картину мира, как
это делают апологеты дианетики, валит до кучи
всех пророков – от Магомета до Христа. Но главная
опасность в том, что Фоменко предлагает обществу
вроде бы как раз то, что оно сейчас ищет.
Наша реальная история очень страшная. Врагу
своему не пожелаешь такой истории, с таким
количеством крови и такими трагическими
результатами на конец ХХ века. Страшно с этим
жить. Поэтому совершенно понятно желание людей
спрятать голову в песок. Пусть мы будем
китайцами, древними римлянами, только не самими
собой.
Фоменко предоставляет возможность сказать: «Да
ерунда вся эта история! На самом деле все было не
так. И мы не русские, и татары не татары, и, может
быть, немцы не немцы. Кто знает?» И уже не так
страшно, и себя можно идентифицировать с кем-то
другим.
– Вы лично в книге «История России в мелкий
горошек», изданной в прошлом году, на мой взгляд,
очень остроумно комментируете взгляды
Радзинского.
– Моя задача не в том, чтобы победить таких вот
популяризаторов. В конце концов Радзинский
сделал себе имя еще в советское время. Моя задача
скромнее – напоминать обществу о его реальной
истории. От того, как мы меняем прошлое через
представление о нем, меняется наше будущее. Ну
представьте себе будущее по Радзинскому или
Фоменко! Как жить дальше, если не на что
опереться? Если целому народу не за что себя
уважать?
– Некоторые народы воспринимают свою историю
только со знаком плюс и, заметьте, комфортно себя
при этом чувствуют. Кто-то из наших
писателей-эмигрантов говорил, что американский
обыватель искренне считает, что во Второй
мировой войне победили Соединенные Штаты
(особенно после фильма Спилберга «Спасение
рядового Райана»), а до роли Советского Союза ему
совершенно нет дела. Не перенять ли и нам
подобные принципы самосознания?
– Но ведь все прекрасно помнят, чем обернулись
1941–1943 годы для «непобедимой и легендарной»
Красной Армии, воспитанной на мифологии
гражданской войны.
Германия после денацификации тоже очень не
хотела смотреть на свое недавнее прошлое. В конце
50-х там возникло колоссальное движение под
лозунгом «Молодежь Германии обвиняет своих
родителей». Представьте: люди пережили войну,
нацизм, вырастили своих детей... А те им говорят:
знать вас не хотим, потому что вы молча ждали,
когда придут союзники и освободят вас от фашизма.
Боязнь прошлого чревата болезненными
социальными гримасами. Мой приятель поехал в
Мюнхен и решил почитать в оригинале Ремарка.
Обошел несколько книжных магазинов – нет
Ремарка! И только потом продавец, наш бывший
соотечественник, объяснил, что в Германии его
почти не издают. “Почему? – изумился мой
приятель. – Его же в России на русском полно!”
Ремарк, оказывается, напоминает немцам о не
лучших их временах.
Представьте, если у нас вдруг перестанут
печатать Достоевского...
– Академик Сахаров говорил, что крот истории
роет в темноте. И тем не менее порадуют ли ученые
нас какими-нибудь открытиями, скажем, в области
изучения все той же екатерининской эпохи?
– История не журналистика, здесь новостей нет.
А если и есть, то с большой бородой.
При изучении, например, ранее неизвестных
документов Потемкина недавно выяснилось, что у
второго раздела Польши была альтернатива – уния,
то есть объединение Польши и России как
самостоятельных государств, что-то вроде
конфедерации. Но победи в 1793 году светлейший
князь, а не прусская партия при дворе, и
европейская история могла бы пойти совсем по
другому пути. Россия наверняка была бы втянута в
серию войн с Австрией и Пруссией. Екатерина
выбрала из двух зол меньшее, скормив
потенциальным противникам солидные куски
польского пирога.
Наконец, мы все больше убеждаемся в том, что
Екатерина не так уж виновна в смерти
собственного мужа, как считалось до сих пор.
Убийство Петра III в тот момент Екатерине было
крайне невыгодно. Юридически вопрос власти для
нее уже был решен: она получила отречение в свою
пользу. Но у трона существовали различные и очень
влиятельные политические группировки. Одни
хотели «на царство» матушку Екатерину, другие –
Павла Петровича. Столица походила на
развороченный муравейник. Для того чтобы вызвать
новый бунт, хватило бы искры.
На волне недовольства можно было легко
задвинуть Екатерину и выдвинуть наследника.
Считается, что записки Екатерины рисуют Петра
очень черными красками. Но читаешь и начинаешь
замечать, что Екатерина многого не договаривает.
Однажды она выбежала из комнаты на вопли и вой
своей собачки, которую когда-то подарил ей Петр.
Слуга держал собачку за ошейник, а муж лупил ее
ручкой хлыста. Великая княгиня бросается спасать
любимца. И дальше в мемуарах идет такая фраза: «Я
старалась не плакать, зная, что просьбы и слезы
только еще больше его разжигают». Если он так с
собачками поступает, то что же станет делать с
людьми, когда будет императором?
Но опять подчеркну: при убийстве мужа желанную
власть она могла потерять. А власть была для
Екатерины единственной возможностью
самореализации.
– Когда-то президентская администрация
заказывала Историческому архиву в
Санкт-Петербурге справку о борьбе с
преступностью в царской России. Хотела, наверное,
перенять положительный опыт. Похоже, неудачно. А
к вашим коллегам государственные мужи
обращаются за помощью?
– Комфракция Государственной Думы время от
времени пользуется услугами некоторых наших
сотрудников. А больше, пожалуй, никто к нам из
политиков или чиновников не обращался...
– Неужели у великой императрицы нынешним
реформаторам нечему поучиться?
– Вы знаете, пожалуй, есть. У этой эпохи по
меньшей мере два интересных урока: как провести
переворот и удержаться, как провести реформы и не
перевернуть страну. Хотя считается, что
Екатерина только первую половину царствования
занималась переустройством государства, а после
пугачевщины все начинания свернула.
На самом деле ничего подобного. Просто сначала
она взялась за реформы, которые годились для
любого европейского государства, поэтому и были
отмечены Европой: расширение гражданских свобод,
формирование основ капиталистического уклада. А
реформы второй половины обуславливались сугубо
национальными особенностями. Но без решения
проблем, скажем, казачества или отношений с
нерусскими народностями империя в дальнейшем
просто рухнула бы, сгорела в огне
межнациональных противоречий.
Со времен Петра I на окраины бежали огромные
массы люмпенизированного населения. Екатерина
называла их «роптунами по справедливости»,
потому что все их требования были справедливы. И
когда казакам-разбойникам начали давать землю,
льготы и принимать на государственную службу,
они потихоньку стали превращаться в цепных псов
самодержавия.
Катастрофически разрастающемуся люмпенскому
слою, склонному к социальным волнениям, нынешняя
власть в отличие от Екатерины Великой, на мой
взгляд, не уделяет должного внимания.
– Видимо, на уроках матушки Екатерины наши
правители сидели на галерке.
– Видимо, так.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|