Историк старомосковского быта о Смутном
времени
|
Забелин И.Е.
Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное
время.
Предисл. Д.Володихина.
М.: Аграф, 1999.
|
Исследование Смуты, выполненное
автором книг “Домашний быт русского народа” и
“История Москвы”, не переиздавалось с 1917 года. С
тех пор этот драматический период русской
истории удостоился не одной монографии и
многочисленных публикаций документов. С точки
зрения фактического материала “Минин и
Пожарский”, наверное, в чем-то устарел. Но и
сегодня книга интересна прежде всего тем, что,
читая ее, погружаешься в атмосферу Московской
Руси начала XVII века. Забелин превосходно
стилизует язык той поры, так что “Минин и
Пожарский” читается как настоящий исторический
роман. Иван Егорович подчеркивал, что Смута –
“это не революция, не перестановка старых
порядков по-новому… Всесторонним банкротом
оказался не народ, а само правительство, сама
правящая и владеющая власть… в общем составе
своих представителей…” Эти слова о России
начала XVII столетия вполне применимы и к России
конца ХХ. Но вот окончание этой фразы, увы, к нашей
стране сегодня не имеет никакого отношения:
“…Между тем как народ-то именно обнаружил такое
богатство нравственных сил и такую прочность
своих исторических и гражданских устоев, какой в
нем и предполагать было невозможно”. Сейчас о
нравственных силах народной души и крепости
гражданских устоев народного сознания говорить,
к сожалению, не приходится, и новых Мининых и
Пожарских на горизонте что-то не видно.
Забелин был уверен, что “нижегородский подвиг
в нашей истории – дело великое, величайшее из
всех наших исторических дел, потому что оно
создано исключительно руками и жертвами самого
сироты-народа, у которого все другие сословия
явились только помогателями”. Вместе с тем в
пику Костомарову, стремившемуся оттенить
малопривлекательные черты исторических
деятелей, он несколько идеализирует
предводителей нижегородского ополчения.
Например, Забелин утверждал, что князь Пожарский
“не за личные цели стоял и не целям какой-либо
партии служил; он стоял за общее земское дело
(почти что за республику! – Б.С.) и служил ему
чисто, прямо и честно”. Между тем такие голубые
идеалисты вряд ли вообще существовали в XVII, равно
как и в ХХ столетии, тем более во главе такой
вольницы, как казаки и ополченцы. В то же время
Забелин убедительно говорит о чисто военных
достижениях Пожарского, и в этой части его книга
не устарела и сегодня.
Минина историк характеризует как человека,
который был избран в земские старосты (судные
начальники) потому, что “не был способен делать
подлоги и обманы, хотя бы и с хорошею целью. Он
занимал свою должность по выбору народа, а не по
назначению правительства, в чем есть великая
разница, и трудно представить себе, чтобы народ
добровольно посадил себе на хребты человека
сомнительных достоинств, когда при выборе людей
в подобные должности всегда народом же ставились
и неизменные условия, чтобы человек был добр (в
общем обширном смысле), разумен, душою прям”. К
несчастью, опыт истории показывает, что народ
слишком часто ошибался в своем выборе и сажал
“себе на хребты” отъявленных мерзавцев. Пример
Гитлера здесь лишь один из многих. Кстати,
наивно-демократические убеждения Забелина
вполне сочетались у него с искренним
монархизмом.
Одна из глав книги называется “Шаткость
научных оснований в истории” и посвящена
полемике с Костомаровым, отстаивавшим принципы
научной критики источников. Забелин отстаивал то
мнение, что в Смуте виноваты лишь бояре и дворяне,
но не народ, который в лице нижегородского
ополчения и спас в конце концов Русь от погибели.
Он сокрушался, что “сущую правду из уст самой
личности о собственном ее геройстве история
принимает всегда с большим сомнением и
осторожностью и ни в каком случае не поместит ее
в передний угол своего повествования ввиду
свидетельств, отрицающих такую правду или вовсе
о ней не ведающих”. Здесь мы сталкиваемся с
вечной проблемой недостатка или
противоречивости показаний источников, особенно
о событиях, отделенных от нас многими столетиями,
или, наоборот, относительно недавних и все еще
являющихся предметом идеологической и
политической борьбы. Но этот принципиальный
вопрос точности исторической науки не был
разрешен ни во времена Забелина и Костомарова, ни
сегодня. Очень часто существующие факты удается
уложить в несколько противоположных друг другу
версий. Поэтому до сих пор история остается не
только наукой, но и искусством, ремеслом. В этом
последнем качестве ее прежде всего и
представляют труды Забелина.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|