Еще одна история Отечества
Отечественная история: Учебник для вузов
/Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Ю.П.Кожаев;
Под ред. проф. Ш.М.Мунчаева. –
М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999
С самого начала учебник “Отечественная
история” выгодно отличается от многих своих
“коллег” по профилю. Во введении вместо ныне
модных и одновременно безрезультатных заверений
авторов в своей плюралистичности и
многополярности взглядов дается то, с чего в
принципе и должно начинаться любое учебное
пособие по истории, – методология. Раскрывается
и подчеркивается значимость познавательной и
интеллектуально развивающей,
практическо-политической, мировоззренческой
функций истории. В книге выделяются принципы
научного исследования: объективность, историзм,
социальный подход к изучению истории,
всесторонность рассмотрения проблемы.
Обозначены предмет изучения и источники по
истории России.
Первая глава учебника посвящена анализу
особенностей исторического пути России на всем
его протяжении. На основе специфических черт
генезиса Древнерусского государства, у истоков
которого стояли варяги, на Руси издавна
сложилась глубокая пропасть между правителями и
управляемыми. Заметный “варяжский след” придал
русской государственности как бы наружную,
внешнюю форму. Естественно, что за века
ассимиляция свела на нет этот национальный
фактор, однако психологические корни отчуждения,
помноженные на социальную дифференциацию,
сохранились навсегда.
А в чем коренится особый, деспотический
характер власти на Руси? Почему даже
прогрессивные реформы (например, преобразования
первой четверти XVIII века) проводились
исключительно сверху, “железом и кровью”?
Вероятно, одна из разгадок таится в том, что
процесс централизации на Руси шел на базе
превалирования политических факторов (внешняя
опасность) над социально-экономическими
предпосылками.
К особенностям “Отечественной истории” под
редакцией Мунчаева нужно отнести наличие в ней
глав, освещающих историю Москвы как
стержнеобразующий элемент нашего государства, а
также аспекты межнациональной политики
(преимущественно в советский период).
Остальные одиннадцать глав учебника
охватывают наиболее важные проблемы
отечественной истории – от расселения древних
славян на землях Восточно-Европейской равнины и
до настоящего времени. Основными вехами являются
образование Древнерусского государства, расцвет
Киевской Руси, период феодальной
раздробленности, создание централизованного
Русского государства (Российской империи),
советский этап отечественной истории,
современная Россия.
В учебном пособии присутствует проблемный
метод изложения материала, на основе которого
все смутные события и белые пятна становятся
исторически обусловлены. Проблема как ядро
подачи фактических сведений – это и самое верное
приобщение учащихся к самостоятельному,
нешаблонному мышлению.
Не может не радовать объективность,
политическая непредвзятость создателей
“Отечественной истории”. Если вопрос о роли
Лжедмитрия I недостаточно исследован, то авторы
не делают скоропалительных схематичных выводов,
а дают читателям возможность познакомиться с
различными точками зрения, имеющими место в
исторической литературе. Если понятие “застой”
относительно, то оно и не абсолютизируется на
страницах учебника. Такая позиция отнюдь не
синоним идейной расплывчатости и туманности, при
которых белое подчас именуется черным, и
наоборот. Единственным, на мой взгляд, серьезным
недостатком книги является отсутствие в ней
истории культуры.
Настоящий учебник, написанный ясно и доступно,
может быть рекомендован не только студентам, но и
старшеклассникам (главным образом для
дополнительного, углубленного изучения истории).
Особо хочется привлечь внимание будущих
абитуриентов. Каждый раздел “Отечественной
истории” заканчивается кругом
повторительно-обобщающих вопросов. В конце
учебника даны основные темы, понятия, факты по
всему курсу. Приводится обширный список
литературы и источников, часть из которых
представлена непосредственно в главах. Четкость,
краткость, последовательность, присущие данной
книге, становятся незаменимыми в процессе
подготовки к вступительным вузовским экзаменам,
когда школьникам приходится перекапывать горы
печатных страниц.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|