Дайте сельской школе
показать, на что она способна!
Здесь, в Красноярском крае, от нее
ожидают экономического чуда.
И, похоже, это ожидание не так наивно, как может
показаться на первый взгляд
Как бы ни стремились управленцы и ученые
придумать общие законы развития российских школ,
какие бы национальные доктрины и единые
стандарты ни придумывали, вряд ли в них будет
решено годами живущее противоречие между
городской и сельской школой. И село, и сельское
учебное заведение всегда будут иметь свою
особенную специфику. Слава Богу, мы наконец
поняли, что ликвидировать разрыв между городом и
деревней – дело скорее вредное, чем полезное.
Особенности сельской школы, напротив, надо
увидеть и умело воспользоваться ими.
...Любопытно, что этноним “аба” несколько сотен
лет назад для жителей некоторых территорий,
расположенных ныне в Красноярском крае, означал
“батюшка”, “отец”. Сейчас в крае есть район –
Абанский. То есть при прямом переводе –
отеческий.
Как и во многих сельских территориях, в
Абанском районе все происходящее
обуславливается социальными, экономическими и
культурными особенностями села. В районе два
замечательных озера, угольный разрез. Здесь
производят молоко, мясо и другие качественные,
экологически чистые продукты. Как же должны
действовать школы, чтобы стать максимально
полезными району, чем могут быть наполнены их
образовательные программы?
Понятно, что образование связано с конкретными
условиями жизни местного населения. Например,
здесь, в Абанском районе, давно пытаются наладить
санаторный бизнес, поскольку озеро Плахинское
богато уникальными лечебными грязями. Однако
должным образом обслуживать отдыхающих пока не
удается. Нет профессионалов. Что, если так
сориентировать образовательные программы школ,
чтобы выпускники понимали эти проблемы и
сознательно учились бы профессионально
организовывать туристический бизнес?
Или другая проблема: Филимоновский молочный
комбинат, на который поступает молоко района и
который выпускает прекрасное масло, не может его
продать – слишком много на рынках Красноярска
дешевых подделок. Неграмотная маркетинговая
политика во всей полноте отражается на
социальном благополучии жителей района. И
опять-таки нет людей, которые могли бы этим
заниматься: не только производить, но и
продавать. Как считает директор одной из школ,
Лариса Колесень, “научить будущих жителей села
рекламировать и управлять – также необходимая
составляющая образовательных программ школ”.
Не менее серьезно стоит подумать о том, как
обустроить уклад школьной жизни сельской школы.
Мы знаем, что в селах до 70% детей из семей
безработных. Это значит, что ребятишки
фактически не видят образцы нормальной
профессиональной деятельности: не видят
приходящих после трудового дня родителей, не
могут поговорить об их работе, постоянно ощущают
царящую в семье депрессию и безысходность. Кто,
как не школа, должен им помочь?
Несколько директоров школ Абанского района
объединились и решили создать проект
“Образовательно-досугово-производительный
комплекс”. Согласно этому проекту
образовательные программы нескольких сельских
школ должны предполагать не только и не столько
освоение учебных предметов, сколько
производственную деятельность детей, которая
поможет им ощутить себя вовлеченными в
конкретный профессиональный труд: выращивание,
обработку и продажу сельскохозяйственных
продуктов. Не менее важно организовать досуг
детей, точнее, предоставить им возможность
игровой деятельности, занятий творчеством, а
может быть, и спроектировать свое личное будущее.
Если сельская школа намерена готовить
социально активных граждан, то и устроена она
должна быть как активный социальный институт,
берущий на себя не только школьные задачи.
Директора Никольской и Долгомостовской школ
считают, что “школа может реально взять на себя
ответственность за всю социально-культурную
жизнь села, поскольку в специфику школы
изначально заложена культура”. Уже сейчас
учителям приходится участвовать в работе клуба.
Да и любое другое важное сельское событие не
обходится без участия школы. Ведь у нее на это
есть самый главный ресурс – идея образовывать
людей, то есть придавать достойный образ их
повседневной сельской жизни.
Как считает глава администрации Абанского
района Михаил Иванович Кривицкий, “если школа
может своей работой показать, на что она
способна, то она готова стать в селе центром
социальной и культурной жизни”.
Нельзя забывать и про дополнительное
образование на селе. Директор Центра
дополнительного образования Ирина Смирнова
полагает, что такое образование часто является
единственно возможным средством для решения
самых важных сегодняшних детских проблем. Ребята
интересуются современной музыкой – надо помочь
им организовать районный музыкальный ансамбль.
Есть стремление научиться работать на
компьютерах, которыми совсем не избалована
сельская школа – почему бы не создать
межшкольный компьютерный класс? Кроме того,
дополнительное образование менее консервативно,
чем школа, позволяет экспериментировать.
Например, после школьных занятий можно
дополнительно заниматься со слабыми детьми по
специальным программам так называемой группы
риска. По мнению Марины Лито, социального
педагога, “организация общения для таких детей,
отстраненных от всего остального общества,
просто незаменима”.
И конечно же сельской школе необходима система
управления, обеспечивающая и поддержку, и
понимание, и общественную экспертизу системы
сельского образования. Ведь без такого отношения
все замечательные образовательные проекты так и
останутся неосуществленными.
Ольга Петровна Царева, начальник управления
образования этого района, полагает, что “в
создание программы развития образования района
необходимо вовлечение максимального числа
участников. Нужно, чтобы районная программа
помогла оценить возможности сельского
образования и наметить реальные перспективы и
образования, и района в целом”.
Александр Петрович Грачев, заместитель главы
администрации района, считает, что “идеи
образования должны быть максимально ясными.
Нельзя выходить на общественное обсуждение без
перевода образовательной лексики на язык,
понятный общественному окружению, и не просто
понятный, но и помогающий в решении общественных
проблем”.
***
Когда мы с коллегами ехали в Абанский район,
обсуждали, как все-таки помочь школам в этих
местах найти свой собственный путь развития. Что
сделать, чтобы педагоги смогли подняться над
будничными деревенскими заботами и определили
свою особую роль в преображении родного села.
Ведь, действительно, человеку – маленькому или
большому – свойственно вбирать в себя
окружающий мир, культуру места, где живешь. И
разве не самое важное – творить вместе с детьми
эту культуру, создавать неповторимый образ своей
деревни или поселка, выросшего посреди тайги?
Можно, конечно, мечтать об Интернете,
связывающем с целым миром, или об автомобиле,
который будет возить к городским друзьям. Но
разве в них дело? Село богато по-иному. И надо
учиться это иное видеть, понимать. И надо служить
ему.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|