День за днем
Об этом человеке я много слышал и читал еще до
встречи – не где-нибудь, а в нашей газете. И когда
он показался мне давно знакомым, я подумал, что
дело именно в этом. Но чуть позже понял: причина
вовсе не в известности директора нижегородской
школы № 186, а в его глазах. Очень знакомое
выражение глаз. С детства знакомое. За такие
глаза не раз попадало моему другу-однокласснику
от учителей. Но игра стоила свеч. Он навсегда
остался героем моего детства.
Для описания этого взгляда, искрящегося от
идеи, точнее – от затеи, идеально подходят два
слова – помягче и пожестче. Объясню оба, чтобы не
пустить по ложному следу тех, кому еще не
довелось познакомиться с Михаилом Васильевичем
Буровым лично. Помягче – такое выражение глаз
называется озорным, пожестче – хулиганистым.
Именно с таким выражением глаз становятся
героями у детей. Именно такое выражение глаз, я
уверен, и должно быть у настоящего педагога.
И вот озорной и соответствующий
возможно-невозможному антуражу своей школы
ведет Буров нас с Матвеем вперед по школьным
коридорам к своей мечте о том, какой должна быть
школа вообще.
Коридоры на каждом этаже по кругу: на внешней
стороне – классы, в центре на высоту первых двух
этажей – спортзал, а на высоту третьего и
четвертого – библиотека с колоннами и
широченной, уходящей вправо и влево лестницей. На
этой лестнице можно сидеть и читать, как,
например, в хорошую погоду на лестнице перед
музеем “Метрополитен” в Нью-Йорке и вообще на
любой другой знаменитой лестнице.
Директор весело рассказывает о школе, а мы с
Матвеем не можем оторваться от открывающегося
через внутренние арочные окна вида на играющих в
мяч где-то там внизу или перебирающих книги
где-то там наверху.
А теперь постараюсь передать смысл нашего
диалога.
– Зачем детей мучить русским языком? – говорит
Буров, преподаватель русского. – Я сразу понял,
что на восемьдесят процентов эти все детские
мучения в школе – глупость. Я захотел школу, в
которой от всего этого можно освободиться и
ученикам, и учителям. Вот мы и сделали школу, в
которой старшеклассники сами выбирают себе
жизнь, а мы их готовим лучше любых репетиторов.
– А если выбор неправильный?
– В каком смысле? Любой выбор – это действие с
какой-то собственной мотивацией. И в этом смысле
сам выбор – это уже правильно.
– Но если ребенок передумал? Хотел нечто
гуманитарное, а потом вдруг потянуло на физику. А
он ее уже запустил.
– Это действительно случается. Не часто, но
случается. Тогда мы не жалеем сил, не упрекаем за
несознательность, а беремся и всем миром
подтягиваем то, что ученику нужно сейчас. То же
самое и в начальных классах. Родители выбирают
модель обучения из четырех, существующих в школе.
Если почему-то не понравится, то ничего
страшного. Переводим в параллельный класс с
другой моделью. А вся разница ложится на плечи
учителя, которому предстоит потрудиться. Но это
входит в идею нашей школы. Изменяться,
передумывать, желать чего-то другого, нового –
все это входит в понятие роста ребенка.
– Но ведь всего учесть невозможно. Это будет не
школа, а сумасшедший дом.
– Ну, значит, у нас и есть сумасшедший дом, –
говорит Буров, входя в библиотеку. – Зато какой
красивый!
И действительно красивый.
– Вот центр школы. Вот настоящий храм. Я
счастлив, что удалось сделать школу, в которой
все вокруг библиотеки во всех смыслах. Я хочу
одного, – бравирует Буров, – нормы. А вы видели
учебники, по которым приходится учиться? Это же
абсурд. Но нам он теперь не страшен. Вот если
завтра отменят все федеральные комплекты или
даже вообще все учебники, мне кажется, у нас в
школе даже не заметят. Мы давно уже работаем с
первоисточниками. Все пути к знаниям наших детей,
включая постоянную работу над проектами,
проходят через эти полки. – Буров прикасается к
корешкам книг. – Вот на что ничего не жалко – ни
пространства, ни денег, ни разговоров, ни
сотрудников…
– А как же базисный план? – не унимаемся мы.
– У меня есть и базисный план, и любой другой
для тех, кому он нужен. Я так и говорю: что вам
нужно? отчет? план? классный журнал? Будет вам и
отчет, и план, и классный журнал. И делаю все это.
Но делаю сам. А на детей всю эту заморочь не
перекладываю.
Мы входим в просторную комнату, заполненную
компьютерами.
– Бухгалтерия, – разводит руками Буров в ответ
на мой вопросительный взгляд. – Нужно работать,
считать, находить средства. Абсолютная
прозрачность – прямой путь к увеличению
внебюджетного и любого другого финансирования.
– Все равно непонятно, как это все получается.
– Вот и вы за свое. Вместо того чтобы спросить,
как здесь детям, вы спрашиваете, как это
получается – не получается.
Помощники Бурова подыгрывают ему. Александр
Михайлович Пищик, замдиректора по идеологии,
мягко объясняет нам, что всем, и в том числе школе,
нужен миф. Рассказывает о многолетних
размышлениях, спорах вокруг образования в
Нижнем.
– Но вы же белые вороны. Вас заклюют.
– Нет, нас уже давно должны были заклевать. Но
дело не в этом. Дело в предельной ясности позиции.
Вот у меня в руках Закон “Об образовании”. Вот у
меня совет школы с активными родителями. Вот зам
по идеологии. Вот замечательная помощница София
Джунисбековна Лопатина, зам по учебной части. Вот
у меня потрясающие дети…
Ну конечно, дети же видят кураж своего
директора. Дети чувствуют, что озорство разлито
по всему пространству школы. Здесь много
необычного, нетривиального, но во всем – жажда
осмысленности, которой так часто не хватает в
организационно сложных структурах, к которым,
несомненно, принадлежит и школа.
И вот эта исключительность, как печать
самоопределения школы, у которой даже название
необыкновенное – Нижегородская авторская
академическая школа № 186, – здесь чувствуется
повсюду. Даже в столовой пекут что-то такое, что,
во-первых, очень вкусно, во-вторых, предельно
полезно, в-третьих, дешево и, наконец, в-четвертых,
нигде больше нет, так что приезжают издалека
специально, чтобы попробовать еще раз.
Озорство родственно бесстрашию. И решается
директор-нарушитель на то, чтобы пригласить
Александра Михайловича Лобка и создать в школе
Центр вероятностного образования – по полной
программе, с выделением отдельного, специально
оборудованного пространства. И берется за
эксперимент, при котором старшеклассники и
младшие дети учатся в одном образовательном
пространстве, несмотря на массу дополнительных
усилий и неудобств, которые приходится для этого
преодолевать…
Я обожаю Тома Сойера с Гекльберри Финном Марка
Твена. Обожаю не только за бесконечное озорство,
а за то, что положенное в основу нарушение всех
правил – побег раба (страшное нарушение!) – на
самом деле никаким нарушением не было, потому
что, как выясняется, раб уже и так был свободен.
Герои романа и мы вместе с ними переживаем бунт,
переживаем озорство, хулиганим… без нарушения
закона. Словно закон нам подыгрывает в поиске
справедливой жизни.
Дай Бог, чтобы все наши законы вот так же
подыграли и “бунту” Бурова, и его школе...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|