Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Федеральная система тестирования

ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ

Работа над проектом выполнена на базе Межведомственного аналитического центра социальных инноваций при Министерстве образования РФ рабочей группой в составе: Г.С.Ковалева, С.В.Сацевич, А.О.Татур, М.Б.Челышкова, А.Г.Шмелев. Общее руководство и частную консультативную помощь рабочей группе оказывали заместители министра образования В.Д.Шадриков, А.Ф.Киселев, А.М.Кондаков. Проект составлен на базе результатов экспертного опросника. В экспертную группу, выполнившую экспертный опросник, вошли ведущие специалисты по тестированию, представители министерства и регионов: И.А.Дьяконов, И.Н. Елисеев, В.Б. Иванов, К.А. Краснянская, М.Р. Леонтьева,
Т.Г. Михалева, Н.Н. Найденова,
Н.М. Розина, В.С. Рыхлов, С.В.Сацевич, А.М. Семов, В.А.Хлебников.
Проект публикуется по инициативе рабочей группы, со значительными сокращениями – лишь основные положения. Полный текст проекта занял бы слишком много места в газете. Полный текст экспертного опросника опубликован в нашем ежегодном приложении “Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Телетестинг-2000”. Цена приложения –
25 рублей, и оно высылается наложенным платежом по запросу. Редакция “Первого сентября” приглашает педагогическую общественность к обсуждению настоящего проекта.

I. Введение

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.
В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений. В качестве элементов новой системы можно указать ряд структур. При МПГУ создан Минобразования России Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ, который проводит централизованное тестирование. Приказами Минобразования РФ образованы Координационный совет по развитию тестирования в России и Научно-методический совет по проблемам тестирования.
Научные и практические исследования по тестированию в области образования проводятся в РАО (Центр оценки качества образования ИОСО), МГУ (Центр “Гуманитарные технологии”), в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов МО (кафедра педагогических измерений) и в других организациях. При Минобразования создан Центр тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. Наиболее известные региональные структуры: Лаборатория аттестационных технологий МИПКРО (г. Москва); Лаборатория изучения образовательных систем ЦРАО (г. Санкт-Петербург); Центр тестирования Вологодского ИПКиППК, ряд вузовских центров и др.
К сожалению, имеющиеся структуры, как правило, не имеют достаточного обеспечения либо финансового и материально-технического, либо научно-методического и кадрового, либо всего перечисленного одновременно для эффективного проведения тестирования и научных исследований в данной области. Отсутствует единый механизм обеспечения качества их работы, соответствующий современным требованиям.
Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества. Страны ведут систематические научные исследования в области педагогических измерений. Признанными научными школами по теории и практике тестирования считаются ETS (США), Институт педагогических измерений в Нидерландах CITO и Австралийский центр исследований в области образования ACER. Зарубежная тестологическая школа значительно опередила российскую школу, которая переживает в настоящее время второе рождение после запрета, вызванного постановлением ЦК ВКП(б) в 1936 году. В России имеются и специфические обстоятельства, обусловливающие особую значимость и актуальность создания общенациональной системы тестирования. Речь идет о том, что разразившийся в 90-е годы открытый экономический кризис, болезненная ломка общественного строя и официальной идеологии, кризис государственного управления всеми отраслями общественного производства – все эти негативные процессы, выразившиеся, в частности, в катастрофическом недостатке бюджетного финансирования образования, привели к росту различных злоупотреблений в оценке знаний и прежде всего в организации вступительных экзаменов в вузы. На этом фоне система тестирования в России призвана выполнить значимую социально-политическую функцию – восстановления социальной справедливости в области образования путем обеспечения независимой и объективной оценки реального уровня образовательных достижений.

II. Основные положения

Федеральная система тестирования (ФСТ) создается с целью совершенствования контроля и управления качеством образования в России, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом информацией об уровне образовательных достижений.
Создание Федеральной системы тестирования в образовании будет способствовать достижению следующих общезначимых целей:
– обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
– обеспечению единого образовательного пространства;
– повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
– развитию государственной аттестационной службы;
– принятию обоснованных управленческих решений.
Можно указать следующих основных пользователей информации, поставляемой ФСТ: обучающиеся и их родители; вузы, для которых важно привлекать абитуриентов и обеспечить высокий уровень качества подготовки выпускников; педагогические коллективы школ и преподаватели вузов; органы управления образованием; работодатели, которые понимают, что качество подготовки персонала в значительной мере обеспечивает успех дела.

III. Принципы формирования и функционирования Федеральной системы тестирования

1) Принцип научно обоснованной стандартизации
2) Принцип гласности
3) Принцип легитимности
4) Принцип равных прав и возможностей
5) Принцип профессиональной тайны
6) Принцип конфиденциальности
7) Принцип преемственности
8) Принцип развития.

IV. Задачи Федеральной системы тестирования

1. Создание Национального фонда тестов, тестовых методик и программного обеспечения.
Формирование системы тестов для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции педагогического контроля и диагностики.
Оценка уровня образовательных достижений выпускников образовательных учреждений и экстернов для их итоговой аттестации.
Оценка уровня подготовки абитуриентов с целью их конкурсного приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Проведение фундаментальных и прикладных исследований, необходимых для развития системы тестирования.
Организация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных использовать и развивать тестовые технологии.
Расширение возможностей доступа к бесплатному высшему образованию для способных выпускников школ, проживающих в регионах, удаленных от крупнейших и наиболее авторитетных вузов страны.
Оказание дополнительных образовательных услуг организациям и гражданам страны в форме тестирования.
Создание информационной службы по тестированию.
Создание механизмов обеспечения качества инструментария и технологий тестирования.
Пропаганда и внедрение методов объективного измерения в практику образования.

V. Структура Федеральной системы тестирования

Cхема предполагаемого организационного строения Федеральной системы тестирования приводится на рис. 1. Общее руководство ФСТ осуществляет Министерство образования в лице одного из заместителей министра образования России и департамента управления качеством образования. Политику в области тестирования министерство проводит через Координационный совет по развитию тестирования в России, Научно-методический совет по проблемам тестирования (НМС) и Координационный совет по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов.
Федеральный центр тестирования, находящийся в ведении Министерства образования, является организацией, которая обеспечивает разработку тестовых материалов и организацию централизованного тестирования в Российской Федерации в соответствии с Положением и Концепцией централизованного тестирования, одобренных НМС и утвержденных Минобразования РФ. Централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится в целях совершенствования приема в высшие и средние специальные учебные заведения на основе обеспечения преемственности между образовательными программами общего среднего и профессионального образования.
Координационный совет Минобразования России по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов является государственно-общественным органом Министерства образования Российской Федерации, действующим в целях эффективной организации и контроля процесса сертификации качества педагогических тестовых материалов. В результате деятельности по сертификации создается Фонд сертифицированных тестовых материалов. Административное управление этим фондом передается Федеральному центру тестирования. Все вопросы, связанные с использованием материалов фонда, решаются Координационным советом по развитию тестирования.
Научно-методическое обеспечение и поисковые разработки ФСТ осуществляются различными специализированными службами и координируются НМС, по рекомендации которого лучшие образцы передаются для внедрения в практику тестирования. Фонд развития тестирования создается для обеспечения развития ФСТ: поддержки и стимулирования инновационных исследований и разработок по тестовой проблематике, развития региональных структур системы тестирования и системы подготовки и переподготовки кадров в области педагогических измерений. В рамках деятельности фонда обеспечивается селекция и накопление тестовых технологий на основе их расширенной апробации в рамках региональных экспериментальных площадок. Фонд является исполнительным органом НМС и реализует все намеченные им программы на конкурсной основе. Для создания единой информационной сети ФСТ при фонде создается Общенациональная библиотека тестов, тестовых заданий и методической литературы.
В структуру Федеральной системы тестирования включена сеть центров, которые создаются для решения конкретных задач, встающих в образовательной практике, а также сеть специализированных центров, ориентированных на особые группы потребителей. Прежде всего это центры тестирования различных вузов, центры для выявления профессиональной пригодности и определения профессиональной ориентации. Центры тестирования для иностранных граждан, Центры тестирования для людей с особенностями физиологического и психического развития и др. Общая координация работ таких центров возлагается на Координационный совет по развитию тестирования в России.
Каждое из описанных направлений имеет разветвленную структуру на региональном уровне.

VI. Место Федеральной системы тестирования в системе оценки качества образования в России

Федеральная система тестирования займет одно из центральных мест в системе оценки качества образования страны. Выполняя свои основные задачи, она призвана внести существенный вклад в совершенствование методов контроля за качеством образования.
Результаты тестирования наряду с другими формами оценки образовательных достижений, осуществляемой образовательными учреждениями, могут быть использованы при аттестации обучающихся на всех уровнях общего и профессионального образования, аттестации образовательных учреждений и конкурсном отборе в профессиональные образовательные учреждения. Только сбалансированный комплексный подход даст полноценную оценку достигнутых результатов обучения и позволит сравнить уровень достижений обучаемых с поставленными учебными целями. Создаваемая независимая система тестирования не отменяет и не заменяет сложившиеся методы традиционного контроля. Она дополняет традиционную систему контроля, способствуя повышению объективности, обоснованности и сопоставимости результатов.
Оценка качества образования на всех уровнях образования не сводится только к оценке качества обучения. О качестве образования судят также по индикаторам состояния образовательной системы, которые характеризуют контингент обучающихся, программы обучения, педагогический процесс, оснащение образовательных учреждений, педагогические кадры, затраты на образование и многое другое. Поэтому система оценки качества образования должна включать и другие структурные элементы, обеспечивающие комплексный сбор информации (Государственная аттестационная служба, Служба лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, Служба аттестации педагогических и управленческих кадров, Служба образовательного мониторинга и др.).

VII. Механизмы обеспечения эффективности Федеральной системы тестирования

Для обеспечения объективности получаемой информации каждый элемент структуры Федеральной системы тестирования должен осуществлять внутренний контроль за качеством собираемых данных и качеством информации, предоставляемой в результате тестирования. Научно-методическую экспертизу за качеством используемого инструментария, обработкой и представлением результатов тестирования должны осуществлять ведущие специалисты в области теории и практики педагогических измерений. Именно развитая система внутреннего контроля и внешней общественно-профессиональной экспертизы инструментария, технологий и механизмов функционирования системы тестирования будет способствовать обеспечению ее качественной работы на федеральном и региональном уровнях.

VIII. Финансовое обеспечение Федеральной системы тестирования

В идеальных условиях Федеральная система тестирования должна опираться главным образом на государственное бюджетное финансирование, так как это позволит обеспечить как общую централизацию системы, так и, что более важно, соблюдение прав граждан России на получение основных образовательных услуг бесплатно. Но существующие экономические трудности и достаточно высокая себестоимость производства стандартизированных тестов вынуждают принять концепцию смешанного финансирования ФСТ – привлечения средств как из госбюджета, так и от потребителей тестирования как дополнительной платной образовательной услуги. Последнее ставит тестирование в значительной степени под контроль главных потребителей образовательных услуг – обучающихся и их родителей.
Доходные статьи бюджета ФСТ складываются из:
1) прямого госбюджетного финансирования. Госбюджетные средства призваны прежде всего оказать поддержку созданию новых региональных центров тестирования, поддержку работ по сертификации и тех научно-методических разработок и проектов, которые не могут развиваться на основе самоокупаемости. Исследовательские проекты получают финансирование на конкурсной основе.
2) отчислений из хозрасчетного дохода от проведения платного тестирования, а также от распространения литературы и программных средств по тестированию. 10% перечисляются в общий бюджет ФСТ. Этому правилу должны следовать как федеральные, так и региональные организации, осуществляющие платные мероприятия в рамках ФСТ.
3) спонсорской помощи и добровольных пожертвований предприятий и организаций.
Бюджет опорной производственной структуры – Федерального центра тестирования – в настоящих социально-экономических условиях должен формироваться также на смешанной основе.
В настоящей концепции освещаются лишь общие принципы финансового обеспечения ФСТ, конкретные механизмы должны быть детализированы в Программе реализации концепции.

IX. Основные этапы становления Федеральной системы тестирования

В процессе становления Федеральной системы тестирования можно выделить несколько этапов.
Важное достижение начального этапа – это создание Минобразования РФ ряда специализированных структур, заложивших основы системного подхода к развитию тестирования в России, а именно – Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ, Координационного совета по развитию тестирования в России, Научно-методического совета по проблемам тестирования. Сформировались отдельные элементы системы, появилось осознание необходимости интеграции в рамках системы на единой концептуально-методологической основе. Конец первого этапа можно соотнести с разработкой концептуальных подходов к созданию Федеральной системы тестирования в образовании. Сейчас ФСТ фактически находится на рубеже второго этапа.
Этап системного развития должен начаться с разработки Программы по реализации концепции Федеральной системы тестирования. Ко второму этапу относятся: создание и развитие основных элементов ФСТ, разработка ее нормативно-правовой базы, развитие научных исследований в области педагогических измерений, создание развернутой сети подготовки кадров с высшим профессиональным образованием в области педагогических измерений, отработка механизма регулирования качества тестов Федеральной системы тестирования путем создания системы сертификации педагогических тестовых материалов, селекции и накопления тестовых технологий, поддержка региональных инновационных разработок на конкурсной основе, дальнейшее развитие технической и программно-инструментальной оснащенности процессов создания и применения тестов.
Для апробации новых тестовых, в частности, компьютерных технологий и новых тестовых заданий Научно-методический совет по проблемам тестирования содействует созданию сети региональных экспериментальных площадок. Данные, которые получаются в ходе апробации новых тестовых технологий, используются для сравнения с результатами централизованного тестирования, что позволяет оценить как валидность новых методов, так и достоверность старых, в частности, добросовестность исполнителей. Наличие резервных и параллельных каналов сбора тестовой информации создает стимул для динамичного развития всей системы тестирования, гарантию от застоя и возможных злоупотреблений.   
Этап интеграции – усиливаются сложившиеся ранее отдельные направления взаимодействия между структурами централизованного тестирования, специализированными центрами тестирования различного уровня по сфере охвата интересов населения, различными диагностическими центрами учебных заведений и отдельными структурами органов управления образованием в рамках Федеральной системы тестирования в образовании.
На третьем этапе Федеральная система тестирования становится полновесной составляющей системы оценки качества образования в России.

X. О Программе реализации концепции Федеральной системы тестирования

Разработка программы предполагает анализ состояния, проблем и условий реализации основных положений концепции, создание механизмов реализации, определение критериев и показателей эффективности деятельности структурных элементов Федеральной системы тестирования, их структурирование и дифференциацию по сферам и уровням деятельности, определение стратегических направлений интеграции отдельных элементов системы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru