Выпустим дисциплину на свободу!
Мы привыкли думать, что школа
немыслима без контроля взрослых над детьми, а
оказывается...
Читатели этой рубрики, вероятно, уже поняли, что
речь каждый раз идет о том, как в обычных,
повседневных ситуациях раскрываются настоящие
пружины детской жизни. Авторы словно бы
подсаживаются на корточках рядом с играющим или
работающим ребенком, чтобы стать одного с ним
роста, чтобы легче было видеть и понимать его. В
прошлых публикациях мы говорили об искусстве
терпения, об организации особой среды жизни
детей, которая воспитывала бы их без участия
взрослых, о появлении у ребенка потребности в
рефлексии и порядке. Сегодняшняя тема – свобода
и дисциплина. Обычно говорят: школа у нас жесткая,
зато и дисциплина железная. А у вас свободная –
значит, расхлябанная. Можно ли сделать так, чтобы
свобода и дисциплина уживались в одних и тех же
стенах?
Филипп и Андрюшка
Он стоит у стены, застегнутый на все пуговицы
строгого пиджачка. Вокруг шмыгает ребятня: кто-то
пробежал по длинному коридору в библиотеку со
стопкой толстенных энциклопедий, кто-то пишет
статью для газеты, кто-то решает задачки с
дробями. А он стоит и ничего не может понять:
бабушка говорила, что пойдут в новую школу, там
ему будет хорошо. Странная какая-то школа: все
кругом явно учатся, а учительницы в классе нет –
вышла оформлять его бумаги. У них-то было не так.
Учитель за дверь – и сейчас же все что угодно,
только не учеба. А когда учитель возвращался, все
опять были страшно прилежны. Недоумение
увеличилось, когда он сел за парту рядом с
белобрысым мальчишкой.
– Ты чего сидишь ничего не делаешь?
– А мне не сказали…
– Как это не сказали? А у нас никто и не говорит,
все сами выбирают работу.
Так он узнал, что попал в свободную школу.
Почти год потребовался мальчику на то, чтобы
разгадать смысл этого странного словосочетания
“свободная школа”. Сначала он решил, что можно
делать все что угодно, и играл целыми днями, пока
другие вовсю учились. Но довольно быстро
сообразил, что происходит что-то не то. Потом он
решил проверить прочность существовавших в
школе немногочисленных запретов. И тут опять
недоумение: почему-то никто не ругает, а все
стараются терпеливо объяснить, почему надо
делать так, а не по-другому. А однажды утром он,
глядя на других, сказал учительнице: “Я тоже хочу
написать исследование про реактивные самолеты!”
“Пожалуйста, в библиотеке есть справочник,
который может тебе пригодиться”.
Мера взрослых вещей
Как ни странно, но вопрос действительно стоит
именно так. Для нормального роста и развития, а
значит, для жизни ребенка свобода необходима так
же, как любовь, свежий воздух и молоко. Если
ребенку не предоставлять свободу, он в самом деле
может умереть. Не физически, так духовно. Или
оттаивать долго-долго, как герой рассказанной
истории.
В младенчестве малышу прежде всего необходима
свобода движения, в раннем детстве к ней
добавляется еще и свобода деятельности с
различными предметами, а в школе – свобода
выбирать учебные задачи и принимать собственные
решения. Всем известно, что ребенок вырастает
слишком неуверенным в себе и замкнутым, если
чрезмерно занятые родители держали его часто в
манеже, не позволяя пускаться в
исследовательские путешествия по дому. Конечно,
ему давали множество ярких игрушек, они до поры
занимали его внимание. Но однажды наступало
время, когда главной и любимой игрушкой у каждого
человека становится собственный дом, который
надо проползти вдоль и поперек, буквально
попробовать на зуб. Для большинства взрослых это
время – настоящее испытание их педагогических
представлений. Трудно оставаться гуманистом,
когда чашки летят со стола на пол. И ведь дело
даже не в любимом сервизе – малыш может
пораниться. И его поскорее отправляют в детскую,
в лучшем случае дарят набор пластмассовой
посуды, чтобы он мог заниматься с ней. И уж
конечно не все мамы позволят своим трехлетним
дочерям мыть эти самые чашки, а папы дадут
мальчишкам-трехлеткам гвозди и молотки. Хотя как
раз именно этого им сейчас хочется больше всего.
Им это просто необходимо, потому что наступил
такой период в развитии – копировать жизнь
взрослых. Обычно эта проблема решается просто,
благо игрушечная индустрия в большом количестве
выпускает всевозможные муляжи предметов.
Считается, что именно они и позволят ребенку
решить эти задачи. Но дело-то ведь не в простом
копировании. Дело все в том, что ребенок
по-прежнему хочет быть свободным, теперь
свободным не только в исследовании пространства,
но и свободным от беспомощности перед взрослыми
вещами, это пространство наполняющими. Он хочет
научиться всему, что умеют родители:
самостоятельно и быстро одеваться, наливать сок
в чашку, не проливая на стол, резать огурцы для
салата, подметать пол, прибивать крючки в
коридоре. А потом, годам к семи, ему уже и этого
будет мало.
Научившись читать, писать и считать, он хотел бы
теперь сам решать, что читать и сколько, что
писать и когда, как считать и где. Лучшими местами
в мире ему представляются библиотека, небольшой
магазинчик и иллюстрированный журнал. Он хотел
бы проводить время не только в школе, но и на
улице – ведь там можно тоже научиться интересным
вещам. И тут снова взрослому приходится
проверять свои педагогические пристрастия: либо
сидеть рядом и делать вместе бесконечные уроки,
либо предоставить свободу выбора и оказывать
своевременную поддержку.
Все что угодно?
Что же, разрешать все что угодно? Пусть не ходит в
школу, если не хочет, пусть читает все подряд,
пусть дружит с кем попало? Конечно, нет. Свобода и
безалаберность – разные вещи. Для того чтобы
свобода выбора была действительно настоящей и
педагогически эффективной, надо постараться
устроить детскую жизнь так, чтобы было из чего
выбирать.
Ведь ребенок на самом деле жаждет учиться,
особенно в начальной школе, только он хочет
чувствовать, что это его учеба, его выбор, его
жизнь, а не мамина или учительницы. Как устроить
такое специальное пространство свободной
детской жизни, мы писали уже не раз, поэтому не
будем останавливаться на этом подробно. В мире
существовало и существует множество таких
свободных школ – школы Саммерхилл, Монтессори,
Дальтон-план, Френе. При некоторых методических
различиях у них есть одно важное общее – вместо
уроков большую часть времени дети заняты
свободной работой, учебой по своему выбору и
силам, в которой взрослый играет роль советчика и
партнера.
И тут здравомыслящий взрослый опять, как в эпоху
младенчества и раннего детства, тревожится: а как
же ответственность, как же ребенок поймет, что на
свете не все бывает, как хочется, как он научится
себя ограничивать, как, наконец, он освоит
положенные программы? Самое удивительное, что
ответственности и самоконтроля у выпускников
свободных школ гораздо больше, чем у любых
других. Потому что, когда никто не контролирует
тебя, ты вынужден контролировать себя сам.
Правда, такое понимание возникает не сразу –
через несколько лет. А пока ученики еще
маленькие, им в этом помогают среда и уклад жизни
школы. Особенных воспитательных речей со стороны
учителя не требуется. Правда, при одном условии:
если он продумал эту среду до мелочей. Тогда
бессловесные вещи и течение времени воспитывают
в ребенке те самые вожделенные качества. Стоящие
на полках изящные коробочки, кувшины и колбы
приглашают обращаться с ними исключительно
аккуратно – жалко разбивать такую красоту.
Каждый предмет, каждая книга, находящаяся в
классе в единственном экземпляре, зовут: выбери
меня! Но в то же время напоминают: если уже кто-то
другой меня выбрал, тебе придется подождать. И,
кстати, не забудь убрать меня на место! Или вот
мебель: хочешь – переставляй, как тебе удобно,
только другим не мешай. А можешь и вовсе
растянуться на коврике на полу. Думается, этот
яркий зеленый коврик – изобретение мадам
Монтессори – займет когда-нибудь почетную полку
в музее педагогических инноваций, когда такой
кто-нибудь откроет. Как просто – кусочек шерсти,
а столько педагогических задач разом решается!
Тут тебе и свобода перемещения – располагайся
где хочешь. Тут тебе и ответственность – коврик
надо чистить и убирать обратно в стойку. Но
главное – это ежедневные уроки уважения чужой
свободы. Все с первого дня знают, что на коврик,
расстеленный на полу, без разрешения хозяина
нельзя заходить, это как зримые границы чужой
территории. И все старательно его обходят, даже
если очень торопятся. Так из ежедневных
свободных действий возникает спонтанная
дисциплина.
Ценность своего решения
Такая чисто внешняя дисциплина, когда порядок
возникает как бы сам собой, – начальная стадия.
Потом дети годам к девяти обнаруживают
потребность в дополнительном словесном
регулировании порядка. Обычно это совпадает с
тем периодом в их развитии, который связан с
тяготением ко всевозможным правилам и законам.
Они хотят уже не просто выбирать каждое утро, чем
сегодня заняться. Им нравится составлять заранее
планы работы (как папа в своем ежедневнике!),
обсуждать с учителем свои возможности и
результаты; незаметно подступает эпоха
дневников, в которых слова, события и поступки
подвергаются оценке. Им нравится устанавливать
законы собственной жизни, например, регулировать
порядок во время занятий. И девятилетние дети
придумали игру в хранителей тишины. Идея,
конечно, не нова. Еще в начале века Мария
Монтессори устраивала так называемые уроки
тишины для очень маленьких деток, лет трех –
пяти, когда в течение нескольких минут они сидели
неподвижно в полной тишине с закрытыми глазами.
Но главным тут был, бесспорно, взрослый, дети еще
только учились владеть собой. С девятилетками
история другая. Они сами хотели тишины, потому
что трудно сосредоточиться на делении в столбик,
когда вокруг шумят. И тогда общим решением всего
класса все замолкали на время, пока на доске было
написано слово “тишина”. Каждый день кто-нибудь
писал мелом, сколько удалось продержаться.
Заметьте, не учитель задавал рамки, а ребята сами
выясняли, сколько они смогут. Для них в этом
самосовершенствовании был почти спортивный
интерес – смотрите, сегодня мы работали в тишине
дольше, чем вчера! Что так увлекало их? Свобода
собственного решения, свобода бросить в любой
момент. Но почему-то не бросали. Ведь интересно,
где крайняя точка терпения. Однажды абсолютная
тишина в классе продержалась полтора часа.
Учитель приходил и уходил, глухо стучали о крышки
столов передвигаемые учебные материалы, советы и
помощь предлагались исключительно шепотом.
Полтора часа тишины в классе совершенно
здоровых, непоседливых восьми-девятилеток. Это и
была та самая дисциплина активного свободного
действия, а не пассивная дисциплина подчинения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|