Мы больше не можем платить за чужие ошибки
Концепция двенадцатилетки объявлена
универсальным рецептом для спасения школы, и
все-таки ни один из ее создателей не решается
скрепить этот рецепт своей подписью...
Концепция структуры и содержания общего
среднего образования в 12-летней школе – это итог
годовой работы Российской академии образования.
За ее теоретическими постулатами стоят такие
авторитеты педагогической науки, как президент
РАО Н.Д.Никандров, вице-президент РАО В.А.Поляков,
академик-секретарь Отделения общего среднего
образования РАО В.С.Леднев, директор Института
общего среднего образования РАО Ю.И.Дик. Правда,
ни один из них публично не хочет брать на себя
авторство, что вполне объяснимо. У академиков нет
ни малейшего желания критически посмотреть на
себя самих в зеркало, провести в своей среде
инвентаризацию и посмотреть, какие рекомендации
РАО пошли на пользу образованию, а какие – во
вред. Проанализировать, какая цена была
заплачена не за чужие, а за свои собственные
ошибки.
Мы тщетно будем искать в Концепции структуры и
содержания общего среднего образования анализ
причин системного кризиса, поразившего общее
среднее образование, как и ответов на вопросы об
уровне и систематичности оплаты труда
работников общего образования, о развале
основных фондов школ, о сокращении защищенных
статей бюджета. Они трактуются либо как внешние
для отрасли, либо оказываются несвоевременными и
не отражающими сути происходящего. Не относятся
к проблематике структуры и содержания общего
образования и развал социально-образующей среды
во многих регионах страны, и рост преступности
среди несовершеннолетних, и рост суицида среди
школьников…
Если сконцентрировать основные постулаты
концепции, то лейтмотив будет выглядеть так:
необходимо перейти на обязательную 10-летнюю и
полную 12-летнюю среднюю школу, чтобы повысить
уровень образования детей, сохранив при этом их
здоровье. Автоматически это преобразование
решит вопрос конкурентоспособности
отечественного образования, явится ведущим
фактором преодоления демографических и
социально-экономических проблем развития
страны.
Но, следуя этой логике, невозможно объяснить,
почему Закон Российской Федерации “Об
образовании” остановился на уровне субъектов
Российской Федерации, почему 99,9% российских школ
так и не получили юридическую и
финансово-экономическую самостоятельность,
почему депутаты Государственной Думы второго
созыва и законодательных собраний регионов так и
не создали правового пространства для внедрения
финансово-экономических механизмов, призванных
обеспечить нужный баланс между сервисностью
системы современного общего образования
(удовлетворение потребностей, интересов
личности, социальных слоев и др.) и
необходимостью соблюдения национальных
интересов страны, как и многоканальность
финансирования образовательных учреждений?
Почему, наконец, Закон Российской Федерации “Об
образовании” по сегодняшний день не сопряжен ни
с Конституцией Российской Федерации, ни со
статьями Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федерального закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации”, КЗоТа, не подкреплен
положениями о собственности
общеобразовательного учреждения, о
налогообложении общеобразовательного
учреждения, о нормах оплаты труда в
общеобразовательном учреждении, о порядке
регулирования трудовых отношений в
общеобразовательном учреждении, что делает его в
лучшем случае декларацией о намерениях, но никак
не федеральным законом?
Уже отчаявшись в ожидании принципиальных
решений со стороны федеральных органов, власти
некоторых территорий начинают брать на себя
инициативу в решении принципиальных вопросов
функционирования системы общего образования. К
примеру, глава администрации территориального
управления Выборгского административного
района Санкт-Петербурга А.Я.Коган и главы
администраций муниципальных образований
“Выборгский район Ленинградской области”
В.Кириллов, “Город Обнинск” М.Шубин, “Жуковский
район Калужской области” В.Чурин,
“Шувалово-Озерки г. Санкт-Петербурга” А.Нешитов
подготовили комплексную программу, цель которой
– создание современной законодательной и
нормативной базы, обеспечивающей автономность
образовательных учреждений. Сложившаяся
межрегиональная программа – это преодоление
отраслевого и даже внутриведомственного подхода
к развитию общего образования, который
противоречит не только принципам, заложенным в
действующем Законе Российской Федерации “Об
образовании” (в частности целостности
образовательного процесса), но и тенденциям
развития как информационно-образовательных
потоков, так и социально-адаптивной
образовательной среды, проявляющейся во всем
многообразии рынка образовательных услуг.
Кроме того, кто из чиновников вспомнил об
интересах ребенка, обусловленных его
социально-психическим развитием? А ведь именно в
этом истоки его устремленности к познанию,
открытости к проявлению таланта и гениальности.
Но без этого мы никогда не вернем подлинный смысл
общего образования.
Александр МАЛЫШЕВСКИЙ,
доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|