Праздник единицы
Несчастье, которое нужно было
придумать
Что удивительно – так это спокойное, мирное,
ровное течение жизни. Наслышавшись, начитавшись
о кризисах первого школьного года, о
перевернутом мировосприятии семилетки,
вспоминая и сравнивая и свой первый класс, и
ситуации детей моих знакомых, я констатирую – не
без странного разочарования, – что у нас ничего
этого нет и в помине. Ребенок вошел в очень
теплую, мягкую воду – ее температура почти равна
температуре окружающей среды. Никакого озноба.
Никаких перепадов. Никакой ломки.
Более того, ребенку не хватает потрясений. Вот
уж не думала, что у него существует дефицит
адреналина, негативных эмоций и он довольно-таки
хитроумно начинает их моделировать. Первый урок
английского – надутые губы, печальный взгляд:
тройка. “Тройка на первом же уроке? – Я тихо
закипаю. – За что?” “Я клеточки неаккуратно
нарисовала”. – “Но вам же не ставят отметок”.
Оказывается, ставят. Ну ладно: начинаю
рассуждать о прелести – круглости цифры “три”,
в демагогическом пафосе дохожу до троицы и
троичной символики.
Ребенок обрывает меня: “Разве ты не понимаешь,
что это горе?”
“Это счастье”, – упорствую я.
Она не верит. Она тяжело вздыхает, как
солдатская мать. Она смотрит на пирожное с
виноватым сомнением: не заслужила я, ох не
заслужила.
После следующего урока – через неделю –
совершенно трагические глаза: единица. Какую-то
минуту я подавленно молчу – и делаю
катастрофические выводы. Очнувшись, изображаю
восторг и потираю руки: ура, сейчас мы это дело
отметим! Пошли в магазин за тортиком. Какое
счастье – целая единица, не каждому ребенку так
везет, какое роскошное событие! Так нас учил
Симон Львович...
“Мама! – Она смотрит на меня, как терпеливый
психопатолог – на не в меру разыгравшегося
пациента. – Ты у меня ужасно легкомысленная.
Единица – это уже не горе. Это катастрофа. Я буду
страдать!” Последние слова – категорическим
голосом. Она уходит в комнату необыкновенно
важная, ложится на кровать и сосредоточенно
смотрит в потолок.
С невероятными реверансами подхожу я к
учительнице, консультирующей в этой школе (она
часто заходит в редакцию), и, мекая и экая, излагаю
сюжет: стоит ли поговорить с англичанкой или
лучше с классным руководителем, может быть,
единица – это все-таки чрезмерно для второго в
жизни урока, это перебор, не находите ли вы, мне не
хотелось бы качать права, но все же, все же... Та в
изумлении.
Мы вместе думаем, что делать: поговорить,
подождать? Решаем подождать. А потом у дочери
случается день рождения.
Праздник праздником, но пепел таки Клааса –
куда от него, и я, пытаясь быть хитроумной, очень
издалека завязываю разговор о своем, о девичьем,
с ее одноклассницей. И тихо так выруливаю от
мальчиков- романчиков-альбомчиков на уроки
английского: какие там оценки и что там вообще
происходит? Дочь вдруг начинает нервничать. “А
нам не ставят оценок вообще, – говорит вдруг
Маша. – И на других уроках не ставят, и на
инглише”. “Ага, – говорю я бодро, – ну конечно
же”. И чувствую себя клиентом Мавроди в августе
девяносто шестого года.
Гости расходятся. Спрашиваю у дочери, известно
ли ей слово суровое “клевета”. Она вздыхает: я об
этом не подумала – и виновато улыбается. Прошу ее
подумать – в следующий раз. Рассказываю о жанре
“комедии положений”, о нагромождении нелепых,
абсурдных, неприятных для всех последствий плохо
продуманного розыгрыша и о совсем не комедийном
чувстве неловкости и стыда, в пяти минутах от
которого мы с ней оказались. Да, говорит она, я
поступила неумно и опрометчиво, признаю.
Кровоточащий вопрос “почему?” я оставляю на
завтра.
Но однажды разговор возобновляется, и она
объясняет так, как может: я просто представила,
как это будет... Самое любопытное, что ее
интересовала в этой конструкции не моя реакция:
она привыкла и, наверное, уже смирилась с тем, что
ждать от меня, в сущности, нечего, кроме
предсказуемо-скучной доброжелательности.
Цветаева вспоминается: “Дурная мать! – моя
дурная слава...” – параллель неправильная, но все
мы тоже дурные, хоть и в другом смысле. Ребенок
почувствовал, что ему не хватает какого-то нерва,
некоего напряжения в пространстве,
промежуточном между школой и домом, и захотел,
как выражается знакомый психолог,
“вздраматизнуть”, закинуть шаткий мостик – и
посмотреть с него вниз: опасно ли падать?
Падать оказалось не страшно. И я, честно говоря,
не знаю, хорошо ли это, верно ли... Для пресловутой
“ранней социализации” (вот еще одна священная
корова современной педагогики!) уж точно
нехорошо. Детские экзистенции интровертны, мы не
смеем лезть в эти бездны, мы просто открыты для
помощи и поддержки, но, может быть, ребенок хочет
попробовать другой тип отношений? С остротой, как
говорится, ощущений.
Что ж, он просто маленький, и школа у него
добрая. Но я знаю, что и это не спасет, – каждое
дитя пройдет через свои хиросимы рано или поздно,
и мы не сразу заметим ожоги. И все же так хочется,
чтобы не сейчас, не сразу, не в этой, нежнейшей из
всех его эпох...
Однажды в редакции мы обсуждали своих детей.
И пришли к выводу, что у нас,
“первосентябрьских”, все не как у людей.
Дети так себе учатся, избалованные, нахальные,
инфантильные, ленивые, много о себе понимающие.
Неправильные дети. Мы с ними носимся как с
писаной торбой, в рот смотрим подобострастно, ну
разве что шнурки не гладим. Хотя если попросят –
погладим. Прогибаемся перед ними. Вот учителя их
ругают, мы говорим: да, конечно, вы абсолютно
правы, это ужас какой-то, а домой придем – целуем
в затылок: ты дитя мое! В общем – разврат и
растление.
Однако, несмотря на все наши порочные усилия,
они так и не становятся моральными уродами. В
старших классах берутся за ум, сами пытаются
заработать себе на подготовительные курсы,
стараются, поступают в приличные вузы, а если не
поступают – то спокойно идут работать, например,
курьерами. И никакого потребительства. Носят, что
дадим. Едят, что положим. Почему-то не хамят. И так
далее. И получается: воспитанные, умные,
просвещенные, исключительно самостоятельные
дети. Вот такой парадокс.
Но, может быть, именно презрев нашу благостную
компромиссность, махнув рукой на нас,
педагогически безнадежных родителей, они
начинают самостоятельно вырабатывать
психологический иммунитет к разным свинцовым,
так сказать, мерзостям. Моделируют негативные
потрясения и с отвагой законченных инфантилов
вносят их в реальность. Ох, как искрит иногда в
наших квартирах!
Зато на улице, в школе, в жизни искрит несколько
меньше и ожоги не так уж сильны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|