Хорошее отношение к «толстякам»,
или Что стоит прочитать в прошлогодних
журналах
Сокращение подписки на толстые журналы – факт
сегодняшней жизни. Некоторые наблюдатели
поспешили с выводом, что традиционная форма
журнала изжила себя, именно поэтому подписка
падает и «толстяки» умирают. Инерция отхода все
еще действует, подталкивая прежних читателей к
риторическому вопросу: да разве появилось в
журналах что-то заслуживающее настоящего
внимания? Подразумевается – нет... В
действительности, конечно, появилось.
Критики говорят о том, что современная русская
литература находится в жесточайшем кризисе. С
этим можно и согласиться, с одной оговоркой.
Кризис – не тупик, не пропасть. В критике
современников всегда есть близорукая
несправедливость, которая исправляется только
ретроспективно. Великолепный расцвет русской
поэзии и прозы, получивший название Серебряного
века, большинством современников тоже
воспринимался как острый кризис и даже
«литературный распад». Кризис – явление высокое,
закономерное и оптимистичное. Кризис (от
греческого krisis – точка поворота) вообще есть
форма существования культуры. Если современная
литература отмечена знаком поворота, значит, она
жива, она экспериментирует, она думает.
Прошедший год богат интереснейшими
творческими удачами прозаиков. В первых номерах
«Нового мира» был напечатан роман Михаила Бутова
«Свобода», отмеченный в конце года Букеровской
премией. В январском номере «Знамени» появилось
интригующее повествование Эргали Гера «Дар
слова: Сказки по телефону», соединившее элементы
триллера, криминального, социально-философского
и любовного романа. Серьезного обдумывания
требует роман Андрея Дмитриева «Закрытая книга»,
в котором важнейшее место занимает остро
поставленная и увлекательно решенная проблема
учителя и учительства. Появились яркие работы
дебютантов. «Новый мир» (№ 5) опубликовал
отмеченную зрелым мастерством повесть
двадцатипятилетнего Андрея Савельева «Ученик
Эйзенштейна». Трудно не заметить и сочинение
Александры Васильевой «Моя Марусечка» («Знамя»,
№ 4) – щемящюю, прозрачную повесть о судьбе
старухи, сохранившей во всех испытаниях века
простоту сердца.
Конец года тоже ознаменовался публикациями,
которые грех пропустить. В «Культурной газете»
«ПС» уже рецензировался роман Ирины Полянской
«Читающая вода» («Новый мир», № 10–11), ждет
отдельного разговора загадочное и захватывающее
повествование Михаила Шишкина «Взятие Измаила»
(«Знамя», № 10–12). Декабрьский номер «Октября»
соединил под своей обложкой поразительно разные
и равно увлекательные, играющие произведения –
киносказку Ролана Быкова «Дочь болотного царя» и
роман Николая Климонтовича «Последняя газета».
Юбилейная разработка пушкинской темы в толстых
журналах была проведена с настоящей научной
глубиной и вместе с тем захватывающе интересно.
Невозможно оставить без внимания статьи «Что
такое хорошо и что такое плохо по Пушкину»
И.Милославского («Знамя», № 4), «Пушкин и Гете»
С.Аверинцева («Новый мир», № 6), цикл философских
комментариев парадоксального Бориса Парамонова
в «Звезде». Итоги празднованию пушкинского
юбилея в средствах массовой информации
остроумно подвел Андрей Зорин в статье «После
бала случайно...» («Неприкосновенный запас», № 5):
«Пушкин получился веселым, домашним, ярким,
нарядным, избыточным, назойливым. Из тех
Пушкиных, которых видела Россия, этот далеко не
худший. Если мы хотим, чтобы следующий был лучше,
надо поработать. Прежде всего – над собой. Пушкин
за нас этого не сделает».
Чистая публицистика, самый популярный жанр
десятилетней давности, уступила место
эссеистике, которая сейчас переживает яркий
расцвет и если не привлекает такого же внимания,
как публицистика десять лет назад, то это отнюдь
не катастрофа. Тот период, когда читать было
интереснее, чем жить, прошел, и вряд ли следует об
этом жалеть.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|