Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Страна под названием Север

Особенности образовательной системы “русского Кувейта”

Представьте: за три тысячи километров от столицы вы едете вечером на “Волге” по заснеженной зимней трассе. И слушаете разговор двух сотрудников регионального управления образования.

– В Калифорнии гаишники – просто звери. Не дают нормально разогнаться – тормозят через каждую милю!

– Это что – вот в Техасе…

– Да был я в твоем Техасе, проехал через весь штат – хоть бы кто остановил!

– А в Лас-Вегасе был? Знаешь, сколько я там выиграл на автоматах?..

Через десять минут такой светской беседы вы ощущаете острое чувство собственной неполноценности и жгучее желание попросить уважаемых господ сменить тему.

Но нужно привыкать – вы на Севере…

После знакомства с сельскими школами, расположенными в прекрасных зданиях и оснащенных суперсовременными компьютерами, роскошным Центром искусств для одаренных детей Севера и недавно открывшимся в Сургуте “педагогическим вузом нового поколения” начинает казаться, что вы попали в страну Утопию с молочными реками и кисельными берегами (точнее, газовыми и нефтяными). Меня вернула к реальности Галина Резяпова – начальница Управления образования самого богатого в округе Сургутского района: “У нас очень специфический регион со своими специфическими проблемами”.

Город “белых воротничков”

Столица самого богатого региона России город Ханты-Мансийск начал развиваться лишь в начале 90-х годов, когда округ получил статус самостоятельного субъекта Федерации. Шесть городских школ буквально ломятся от учащихся, в школе № 1 обучение идет в три смены: дефицит ученических мест превышает три тысячи. При этом за последние двадцать лет была построена лишь одна школа, и та три года назад. Сейчас заложены еще два здания. “Пока у нас формировалось правительство, строились преимущественно офисы – теперь дошла очередь и до школ”, – говорит начальник городского Управления образования Вера Куклина.

Вокруг Ханты-Мансийска нет месторождений нефти или газа, в самом городе – никаких промышленных предприятий. По сути дела, сорокатысячное население столицы обслуживают три администрации – округа, города и района. В общем, город “белых воротничков” в чистом виде! 72% выпускников школ поступают в вузы, и практически все, получив диплом, возвращаются в родные пенаты – уровень жизни здесь неизмеримо выше, чем в остальной России. Рынок труда уже переполнен юристами, экономистами, программистами и дипломированными психологами. При этом город ощущает острый дефицит в педагогических кадрах, особенно в учителях физики, математики, иностранных языков. Но молодежь, мягко говоря, не рвется в школы – и ведомству Куклиной приходится латать дыры за счет приезжих из Кургана, Свердловской области, Казахстана, Алтая, чей уровень подготовки часто оставляет желать лучшего.

Не хватает в Ханты-Мансийске и рабочих высокой квалификации – коммунальщиков и энергетиков, которые содержали бы город. Но где вы видели, чтобы “белые воротнички” переквалифицировались в управдомов? Тем более что совсем без работы “своя” молодежь здесь не останется: в городе, где вы если не родня, то друзья, если не друзья, то соседи, если не соседи, то знакомые, вас, в конце концов, пристроят на приличное место – не по специальности, а по знакомству. И вот дипломированные психологи трудятся в военкомате, а дипломированные программисты – в управлении соцзащиты.

Образовательное ведомство пытается хоть частично снять это несоответствие, простраивая в городе цепочки непрерывного профессионального образования. Из-за жуткой переполненности школ организовать профподготовку на их базе не представляется возможным, поэтому начальным – и самым важным – звеном этих цепочек выступают учреждения дополнительного образования и учебно-производственный комбинат.

Работа учреждений дополнительного образования в Ханты-Мансийске строится на том, чтобы не просто чем-то занять школьников в свободное время, но помочь им сориентироваться в выборе профессии и приобрести первоначальные профессиональные навыки, причем такие, которые позволят получить специальность, нужную здесь и сейчас. Так, на городской станции юных натуралистов ребят учат не просто ухаживать за уникальной коллекцией диких орхидей, доставленной непосредственно из лесов Амазонки. Учащиеся серьезно занимаются биологической игротекой, делают на лазерных дисках мультимедийные презентации, рассказывающие о животных, населяющих территорию округа. Выпускники станции получают в УПК свидетельства о начальном профессиональном образовании по специальностям основы агробиологии и фитодизайна, эколог-лаборант, биолог, оператор ЭВМ. Ежегодно 10% воспитанников станции поступают в вузы по профилю.

Городской УПК ведет обучение полутора тысяч школьников 9–11 классов по двадцати пяти (!) специальностям. Эти специальности не берутся с потолка: педагоги изучают рынок труда, потребности города. Совместно с единственным в Ханты-Мансийске профучилищем № 10 организована подготовка по профилям автослесарь-водитель категории ВС, автоэлектрик-водитель категории В, судоводитель маломерного судна, охотник-любитель. Поскольку в Ханты-Мансийске ежегодно проводятся международные соревнования по биатлону, полтора года назад открыли специальности менеджер по туризму и гид-переводчик. Сейчас оргкомитет соревнований просит разрешения задействовать в своей работе все пять групп гидов и менеджеров. 32% выпускников УПК продолжают обучение по своему профилю; если же учитывать и тех, кто выбрал родственную специальность, то получится более половины.

Здесь обломали Ходорковского

Из двадцати двух территорий самого богатого региона России семнадцать дотационны. Причем дотационны не только те районы, где нет месторождений. Так, в занимающем первое место в округе по интенсивности добычи нефти на квадратный километр Нефтеюганском районе лишь во второй половине 1999 года смогли рассчитаться с долгами по ремонту школ и коммунальным услугам. Дело в том, что компания “Юкос”, которой принадлежит практически вся нефть в районе, зарегистрирована в Москве, и значительная доля налоговых платежей идет мимо муниципального бюджета. Более того, компания искусственно занижала цену на нефть, фактически обкрадывая социальную сферу города и района. Здесь до сих пор недобрыми словами поминают главу “Юкоса” Михаила Ходорковского, заявившего, что ему не нужен ни город, ни район, ни социальная сфера, а только тридцать тысяч человек, обслуживающих непосредственно месторождения и самую элементарную инфраструктуру. “Нам пришлось вышибать из них эту потребительскую идеологию”, – рассказывает заместитель главы района по социальным вопросам Юрий Пржеславский.

Делать это было непросто: нефтяной бизнес не зря считается одним из самых грязных. До сих пор не раскрыто убийство мэра Нефтеюганска, равно как и три покушения на его коллегу из Нижневартовска. Однако после того как мировая конъюнктура на “черное золото” изменилась в пользу стран-экспортеров, а администрация округа пригрозила лишить “Юкос” лицензии, цена на нефть все же была поднята, а долги в местный бюджет – выплачены.

По северным меркам Нефтеюганский район – маленький: от райцентра до самого отдаленного поселка Салым всего 300 километров. В восьми поселках живет порядка шестидесяти тысяч человек, семь тысяч детей школьного возраста, двадцать школ, тридцать детских садиков. На образование идет 17% муниципального бюджета – порядка 70 млн рублей. Самая серьезная проблема – отсутствие в районе учреждения профобразования. В самом большом поселке, Пойковском, работает центр образования (бывшая вечерняя школа), который выполняет также функцию УПК для четырех поселковых школ: ребята получают там начальное профессиональное образование по восьми специальностям. Сейчас решается вопрос об открытии филиала этого центра в Салыме, но шесть населенных пунктов так и остаются неприкаянными, в то время как у родителей все меньше возможностей отправить детей учиться “на землю”. В городе Нефтеюганске есть профучилище, но оно не имеет своего общежития, что создает для сельских ребят большие трудности.

Всего по городу и району чуть больше трехсот жителей коренной национальности – хантов. Их значительная часть живет в Пунси – на стойбище рода Каюковых. Раньше дети из стойбища обучались в школе-интернате поселка Чеускино, и каждый год в конце августа в Пунси повторялась одна и та же картина: как только вертолет с директором школы Фаиной Кисаевой на борту приземлялся на территории стойбища, все взрослое население разбегалось, пряча своих детей. Сейчас комитет по образованию нашел соломоново решение: в Пунси был создан филиал чеускинской школы, в котором работает выпускница Герценовского университета Людмила Каюкова, обучающая местных детей грамоте. “Людмила Николаевна там как мама большой семьи: она и готовит школьникам еду, и организует процесс обучения, – улыбается председатель районного комитета образования Анна Филатова. – В прошлом году у нее были даже взрослые ученики!” Сейчас окружной комитет по малочисленным народам Севера подготовил грандиозный проект – выстроить в Пунси факторию, включающую в себя ряд производств, основанных на местных промыслах, и полноценную школу-интернат. Туда же будут свозить и детей из соседних стойбищ, расположенных в радиусе 10–15 км, но уже на территории Сургутского района.

А в интернате Чеускинской школы теперь живут тридцать детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые социальные сироты. Эта школа – самая старая в районе, недавно отметившая свое пятидесятилетие. Здание уже порядком обветшало, сейчас строится новое; возможно, после этого школа получит статус муниципального детского дома: количество детей, нуждающихся в государственной опеке, значительно превышает “пропускные возможности” интерната. В Чеускино нет иных учреждений культуры, кроме школы: здесь проходят встречи собаководов, охотников, рыбаков и лодочников, поминки и свадьбы, проводы в армию и выступления приезжих артистов. Дополнительных средств школе зарабатывать не удается: овощей с собственного участка хватает на два месяца, платежеспособность населения крайне низкая – едва-едва начал восстанавливаться животноводческий совхоз. Четвертая часть из более чем двухсот учащихся питаются бесплатно. В вузы поступают единицы, половина выпускников устраиваются на работу – в коммерческую палатку, на базаре, разнорабочими в совхозе. “Мои выпускницы закончили в Тюмени колледж, выучились на бухгалтера – и сидят тут без работы”, – рассказывает директор Фаина Тулегеновна.

Адаптация по-сургутски

Город Сургут и Сургутский район – самые благополучные территории в Ханты-Мансийском округе. Объясняется это не только обилием запасов нефти, но и тем, что объединение “Сургутнефтегаз” – единственная компания, зарегистрированная в округе и не подконтрольная московским структурам. Неудивительно, что бюджет образования Сургутского района составляет свыше 350, а города Сургута – порядка 600 млн рублей. При этом в обеих территориях – по 80 учреждений образования.

Наибольшую тревогу у образовательных ведомств как города, так и района, вызывают те дети, которые не смогли найти себя в общеобразовательных школах и фактически оказались отторгнутыми системой образования. Количество таких ребят постоянно растет, а их возраст – снижается. На фоне медленно, но верно растущей молодежной преступности и стремительно прогрессирующей наркомании – Сургут уже сейчас занимает “почетное” второе место в России после Калининграда – эта тенденция выглядит особенно угрожающей. Поиск способов решения этой общей проблемы в городе и районе ведется в разных направлениях.

Начальник Управления образования Сургутского района Галина Резяпова видит выход в создании специальных центров социальной адаптации подростков на основе взаимодействия вечерней школы и УПК. Один из таких центров создан пять лет назад в поселке Белый Яр. Воспитанники вечерней сменной школы (с 8 по 11 класс) получают профессию на базе поселкового УПК. На выбор предложено девять специальностей, причем каждый учащийся может овладеть двумя: в учебном плане вечерней школы на трудовое обучение отведено 12 часов в неделю. Показателем качества работы школы служит тот факт, что постоянно растет количество ее учащихся, занимающихся на “интеллектуальных” профилях – пользователь персонального компьютера, секретарь-референт: ведь многих из этих ребят в восьмом классе учителям приходилось заново учить читать и писать! Теперь в вечернюю школу – настоящий конкурс, и ее директору Владимиру Филиппову приходится буквально отбиваться от желающих: приезжают дети из города, просятся даже пятиклассники! Из 56 выпускников 1999 года 10 продолжили учебу в училищах и техникумах, 4 – в вузах.

В Сургуте тоже есть вечерние школы. Однако специфика образовательной ситуации города заключается в том, что здесь больше, чем в районе, продвинутых учебных заведений – лицеи, гимназии, школы-лаборатории. Побочный результат деятельности этих учреждений – отбракованные дети с комплексом аутсайдера, а подчас и нарушениями здоровья. Поэтому пять лет назад средняя школа № 8 начала работать по “адаптивной модели”.

Суть в следующем: школа открыла двери для всех детей, кто не смог учиться в расположенных вокруг нее пяти продвинутых учебных заведениях с громкими названиями. Одновременно здесь начали внедрять в учебный процесс валеологию – причем не просто как дополнительный предмет в расписании, но и как принцип организации всей школьной жизни. В штатном расписании появились должности врача, психолога, массажиста. Вся школа вместе с директором Алевтиной Вершининой плавает в бассейне, ходит на лыжах. Самый любимый предмет здесь – физкультура. Теперь процент учащихся, имеющих первую группу по здоровью, здесь выше, чем в среднем по городу; треть ребят вообще не болеют.

Еще одна задача, тесно связанная с проблемой адаптации, – создание системы воспитательной работы, учитывающей региональные особенности. Таких особенностей несколько: это и нарушенная связь поколений (большинство детей воспитывались только родителями – бабушки, дедушки и другие родственники остались “на земле”), и неразвитость в большинстве населенных пунктов инфраструктуры досуга (детям в буквальном смысле нечем себя занять во внеурочное время), и удаленность от очагов культуры (рост уровня материального благосостояния заметно опережает культурное развитие), и психология мигранта, временно проживающего на данной территории. Нельзя забывать и о многонациональном составе населения округа, о необходимости учитывать этнокультурную составляющую, не говоря уже о культуре коренных народов. Не случайно окружная конференция по проблемам воспитания состоялась именно в Сургуте, и именно Сургутский пединститут получил статус главного разработчика региональной концепции воспитания.

Когда верхи могут и хотят (вместо заключения)

Еще мексиканцы выяснили, что богатые, оказывается, иногда тоже плачут. И у “русского Кувейта” немало своих проблем. Но все увиденное и услышанное убеждает в одном: образованию здесь действительно придается большое значение, и прежде всего – “наверху”. Губернатор Александр Филипенко пользуется у людей большим и, кажется, заслуженным авторитетом – случай, не столь уж типичный для большинства регионов, до сих пор оправдывающих поговорку про две напасти: “внизу власть тьмы, вверху тьма власти”. Мне с гордостью показывали деревянный домик, выкрашенный в зеленый цвет: “Здесь живет наш губернатор!” Не знаю, что там внутри, но снаружи действительно очень скромно, вместо охранника с помповым ружьем – злая собака. Тоже, кстати, показатель уровня культуры, весьма редкий в новых русских реалиях…

Сергей ПОЛЯКОВ
Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Москва

P.S. Автор благодарен Иосифу САРКИСЯНУ за помощь и моральную поддержку.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru