Взрослый масштаб детского самоуправления
Демократия не приходит в школу по
приказу
Самое трудное – найти президента
...Сначала думали, что кандидата в президенты не
будет вовсе. Никто не хотел брать на себя
ответственность в этой сложной, нестабильной
ситуации, тем более без видимых перспектив
улучшения экономического положения. Но потом
зарегистрировался один наиболее вероятный
претендент на президентский пост. Трудно назвать
его преемником, но то, что он будет абсолютно
лояльным к бывшей верховной власти, – это всем
очевидно. По правилам, мы пока не можем подробно
обсуждать достоинства ни этого кандидата, ни
других. Да наша газета никогда и не стремилась к
активному участию в политических, тем более в
предвыборных баталиях. Но здесь случай особый, в
чем уважаемый читатель сможет убедиться чуть
ниже.
Нам, например, точно стало известно из
источников администрации, что другой кандидат,
имеющий очень высокий рейтинг среди избирателей,
тем не менее не смог собрать достаточное
количество подписей для регистрации кандидата в
президенты – подвела несобранность, слабая
организация. Но вскоре зарегистрировались еще
двое, и теперь уже окончательно стало ясно, что
выборы состоятся, и центральный исполнительный
комитет стал активно действовать: печатать
списки избирателей, бланки для голосования,
готовить состав избирательных комиссий, урны,
помещения.
К моменту подписания этого номера нашей газеты
результаты первого тура голосования будут уже
известны.
Не удивляйтесь, речь идет не о президентских
выборах в России, а о выборах президента
московской школы №1716 “Эврика-Огонек”. 4 февраля
там состоятся выборы, и появится первый
президент школы, у которого будут реальные
полномочия и рычаги управления школьной жизнью.
Школьный уклад и содержание образования
...Детское школьное самоуправление приобретает
недетские масштабы. Удивительная вещь: прошедшая
свой десятилетний круг российская демократия,
измучившая себя и людей, превратившаяся на своем
излете к началу XXI века в торжество предвыборных
технологий и фактически вернувшая нас в
авторитарное патерналистское прошлое, усилиями
учителей и интересом учеников к другому
жизненному укладу оказалась в школе в качестве
содержания образования.
Однажды на заседании комитета семидесяти мне
пришлось обсуждать и даже отстаивать тему уклада
школьной жизни и необходимость образовательных
программ не учебного типа, не академических. Одна
из сотрудниц министерства недоуменно спросила:
“А как это возможно?”
Действительно, сознание методиста по
математике, русскому языку или географии
устроено так, что для него содержание
образования – это учебный предмет или его
комбинации – интегрированные курсы или
возникновение нового предмета. По-другому
представить себе обновление содержания
образования невозможно. Но тогда вообще
невозможно себе представить обновление
содержания образования. Потому что, если мы будем
оставаться в рамках учебного предмета как
единственной формы содержания образования, мы
должны отказаться от идеи обновления, от замысла
реформирования содержания образования, в
конечном итоге – от идеологии развития и
вернуться к идеологии оптимизации,
усовершенствования, повышения эффективности
прежнего принципа действия. А на сегодняшний
день обновлением содержания образования
по-прежнему занимаются и в Академии образования,
и в министерских кабинетах в основном
методисты-предметники. Хорошо, что они не
занимаются созданием образовательной области
“демократия”... А уклад школьной жизни все-таки
вошел в концепцию 12-летней школы, и кто знает,
может быть, именно это и станет отправной точкой
изменения содержания школьного образования.
Демократия пришла в школу как содержание
образования, как знание, как опыт. Пришла через
свои каналы, не по приказу и не согласно
методическим рекомендациям.
Но чрезвычайно важно, что это содержание
образования, это знание пришли в школу не как
часть Базисного учебного плана или
регионально-национального компонента, не как
программа по учебному курсу “Демократия” и уж
конечно не в виде государственного
образовательного стандарта, а в результате
деятельности незапрограммированной и
появляющейся из сотрудничества детей и взрослых,
выработавших общий план действий, а не просто
учебные задания, контрольные и тесты.
Любопытная вещь: деятели церкви пытаются
сделать религиозное содержание частью
основного, а не факультативного школьного
содержания образования. Создана даже
специальная религиозно-светская комиссия по
этому поводу, на традиционных Рождественских
чтениях все докладчики говорили о важности
религиозного образования. В религиозных
журналах только об этом и пишут. Но все усилия
почти впустую, потому что их вектор имеет
неверное направление.
Пока религия будет насаждаться в качестве
учебного предмета или в других недеятельностных,
заорганизованных формах, слишком далеких от
реальной духовной жизни человека, в душах
учеников будет зреть стойкое неприятие религии.
Это проверено веками преподавания Закона
Божиего в русской школе.
Так что добиваться введения религиозного
предмета в Базисный учебный план – значит
проявлять полный педагогический
непрофессионализм.
То же – с половым просвещением.
То же – с информатикой.
То же – с экономикой.
То же и с демократией.
Более того, демократия пришла в школу отнюдь не
как отражение сегодняшней нашей жизни. Помните
знаменитый лозунг, что школа – это зеркало
общества и что в ней нет ничего такого, чего нет в
обществе?
Оказалось ведь, что в обществе демократия
сходит на нет, а в школьной жизни только
зарождается. Все это говорит о том, что наше
представление о содержании образования, о том,
как оно попадает в школу, в каких формах там
живет, по крайней мере не совсем верно и уж точно
нуждается в изменениях.
...Недавно один из экономистов, экспертов
Мирового банка, заметил, что Мировой банк не
будет поддерживать проекты, направленные на
изменение содержания образования. Мировой банк
будет поддерживать только
организационно-структурные изменения и подобные
вещи.
Ну что же, Мировой банк не будет, а школа
“Эврика-Огонек”, будет поддерживать усилия
своих учеников по изменению содержания
образования.
Нам остается только подождать, чтобы убедиться
в том, чья политика дальновиднее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|