Все оттенки антрепризы
Актеры из разных театров встречаются
под крышей одной пьесы
Десять, от силы пятнадцать реплик, и вы едва ли
не безошибочно сможете угадать, как сложатся
отношения персонажей и что ждет одного из них в
финале спектакля.
Сказав так, мы вроде бы сказали, что спектакль
“Железный класс” ничего особенного публике не
сулит. Ворчун Бокко всю дорогу проворчал, а
симпатичный меланхолик Палья симпатичным и
остался. Они старики, а что старики могут, чего от
них ждать?
В театральной критике бытует понятие “сюжет
роли”. Кто критические статьи читал, с понятием
этим скорее всего сталкивался и знает, что речь
идет об искусстве актера. Об особых отношениях
исполнителя с пьесой или спектаклем. Не
обязательно спорных, конфликтных, но обязательно
своих, личных, связанных с желанием сказать залу
нечто большее, чем предлагает автор и
постановщик.
Итальянец Альдо Никколаи и россиянин Николай
Чиндяйкин отнеслись к “Железному классу” как к
комедии. С добродушным юмором (старики всегда
чуть нелепы), с легкой грустью (что ни говори, а
смерть у порога), но не более того. Наверное, так
бы и получилось и могло получиться симпатично,
если бы не Николай Волков и Сергей Юрский.
Как они, актеры разных московских театров,
сошлись вместе, другой вопрос. И для сегодняшней
нашей сцены отнюдь не праздный, но сначала об
этих двоих, сумевших потихонечку-полегонечку,
как говорится, на мягких лапах подобраться к
нашему сердцу.
Не хочу, да и не имею права (нет оснований)
говорить о волевом преобразовании пьесы, о
превращении комедии в мелодраму, драму или
притчу. Актерам предстояло рассказать житейскую,
во все времена бытующую историю о неизбежном
одиночестве старых людей, теряющих на жизненном
пути близких и сверстников. Юрский и Волков
играют по тексту, умудряясь в то же время
выразить то личное, что не укладывается в рамки
даже очень хорошо сыгранной роли.
На этот раз хочу и смею сказать, что они играют и
про себя, приоткрывают и себя тоже. Свои прожитые
годы (куда от них денешься), свои несбывшиеся
желания (кто из актеров сыграл все, что хотел и
мог), свои разочарования и утраты, с которыми чем
дальше, тем труднее справиться. “Как мы дышим,
так и пишем”, – шутил не шутил Окуджава. Дышим
воздухом жизни и сочиняем, вытаскивая на свет
Божий то, что, возможно, хотелось бы скрыть от
своих и чужих глаз.
Сергей Юрский, блистательный мастер
иронического жеста, любящий этот жест и охотно к
нему прибегающий, на этот раз придерживает себя
даже тогда, когда пьеса к броскому жесту
подводит. Вот он рассказывает Палье о своих
взрослых отпрысках, не без вызова замечая, что
они без устали бегают и плавают, едят черт знает
что, глотают таблетки, а ради чего? “Чтобы дожить
до старости, а мы до нее и так дожили”.
Услышав неожиданную сентенцию, публика смеется,
и актер не против того, чтобы она смеялась, но
больше всего он хочет, чтобы эффектная фраза
помнилась не только как фраза. Бравада –
единственное средство защиты от вторжения на
суверенную территорию родных чужаков. Он
защищает ее с упрямством ребенка, не понимающего,
за что его ставят в угол, и не желающего смириться
с несправедливым наказанием.
Детскость, наивность – они возвращаются с
годами, и не беда, если в них мало мудрости.
“Грех” этот герою Юрского зал охотно прощает.
Позвольте еще одну цитату, на этот раз из
современного фольклора. Хитроумный наш
современник, дабы смягчить пресс власти,
присоветовал художникам финт, в какой-то мере их
охраняющий. “Пусть слова будут ваши (власти. –
Н.Л.), а порядок слов мой”. У Николая Волкова
порядок точно его, и он до удивления подходит
человеку, которого он представляет. Если больше
думать об исполнителе, нежели о герое (а иначе не
получается), остается только радоваться, что он
наградил Палью чувством собственного
достоинства. Достоинством человека и
талантливого художника.
Теперь о том, о чем было упомянуто в самом начале.
Юрский, Волков, Ольга Волкова (ее появление на
сцене мимолетно) сошлись не под крышей
Театра-дома, а благодаря компании “Арт-престиж
XXI”. Короче – антрепризы, что в переводе с
французского означает “предприятие”.
Спектакли любой антрепризы кочуют из Вологды в
Керчь и дальше, дальше, как когда-то кочевали
герои Островского, только теперь в Керчи и
Вологде есть свои постоянные труппы, и чтобы
звезды оказались на высоте, им надлежит не
уронить свое реноме, оправдав любовь и немалые
затраты публики.
Когда антреприза вступила в свои права (надо ли
напоминать или можно так догадаться, что в России
антреприза существовала и были предприятия
известнейшие, к деятельности которых театры
присматривались), восторгам не было конца.
Справедливо полагали, что глубинка увидит тех,
кого ей так хотелось увидеть. Полагали, что и для
актеров участие в предприятии станет не только
ощутимым дополнением к бюджету, но и
возможностью сыграть роли, которые не удавалось
сыграть на родной сцене. Полагали, хотя из
суеверия боялись афишировать, что у талантливых
людей, которые сошлись вместе, могут возникнуть
перспективные для театра идеи.
Что сбылось? Хотелось бы сказать – все, но не
получается. Об увлекательных идеях пока придется
помолчать; спектаклей с безусловным знаком плюс
можно пересчитать по пальцам; но ездят, ездят по
городам и весям, даря людям радость, А.Фрейндлих и
И.Чурикова, Н.Гундарева и Л.Ахеджакова,
О.Басилашвили и В.Гафт, А.Джигарханян и другие
достойные их коллеги...
На несомненном признании антрепризы (а в том, что
она должна существовать у большинства
театральных людей, сомнения нет) хотелось бы
закончить, если бы она с неким странным упорством
не расшатывала своего основания. Мы ведь что
хотим? Чтобы и слава, и деньги, и без особых
усилий. Оттого и пьесы выбираем не столько
талантливые, сколько беспроигрышные. И от
оформления требуем не выдумки и вкуса, а
малогабаритности, как будто одно противоречит
другому. Удручающий пример – недавно сыгранный
“Мастер-класс”, в котором словно нарочно
сошлось все, что может подкинуть очко тем, кто
ничего хорошего в антрепризе не видит.
Холодно-расчетливая пьеса Терренса МакНелли,
“самого модного американского драматурга 90-х
годов”, самоуверенно-небрежная режиссура
Виктора Шамирова – как Хлестаков с Пушкиным на
дружеской ноге, так Шамиров с героиней спектакля
– великой певицей Марией Каллас и тем более с
молодыми певцами, приглашенными для участия в
спектакле и брошенными Шамировым на волю волн.
Добавьте к этому убогий, словно из плохого клуба,
подбор декораций. В центре всего – Татьяна
Васильева. Замечательная Татьяна Васильева, так
было привычно думать, но вдруг потерявшая
оправданную сценическую смелость и
притягательность.
Остается добавить, что на одном из первых
спектаклей московский народ “на люстрах не
висел”. Что будет дальше, зависит от звездного
имени актрисы, а не от художественного
результата и умения антрепренера. Именно в этом и
есть камень преткновения, о который антреприза
не столь уж редко спотыкается.
На снимке: С.ЮРСКИЙ, Н.ВОЛКОВ
в спектакле “Железный класс”
Фото М.ГУТЕРМАНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|