Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Ирина ПРУСС

Мифотворцы ХХ века: мифы освобождения

Несколько мифов были образованы парадоксальным соединением очень давних ценностей кровной, этнической или религиозной общности с новейшей верой во всевластие политических средств решения проблем, включая самые радикальные, то есть политическое насилие и войну – насилие вооруженное, оправданное политически.
Это мифы необходимости активного национального и религиозного (или обоих вместе) самоутверждения.

C именем Адольфа ГИТЛЕРА (1879–1945) оказался неразрывно связанным имевший, впрочем, множество источников, в том числе и чрезвычайно глубоких, миф фашизма – миф необходимости политического и военного утверждения ценностей и интересов расы. Даже не нации, которая все-таки очень во многом – общность культуры, смыслов, образа и принципов жизни, а именно вещей сугубо плотских: крови, почвы, физического строения тела. Как и в некоторых других мифах столетия (фрейдистском, марксистском), «дух» здесь оказывается прямым следствием телесных, физически конкретных и измеряемых источников, причем эти источники для него – единственные. И доходящее до мистицизма поклонение вождю, и культ тоталитарного государства с оправданием исходящего от него насилия, и признание необходимости порабощения или уничтожения «низших» рас, как ни странно, при внимательном рассмотрении обнаруживает в самой глубокой своей основе все то же пронизывающее весь ХХ век стремление к обретению «подлинного» существования! Только здесь оно мыслится как обретение человеком, освобождающимся от всего ложного, органического единства с исторической судьбой той кровной общности, к которой он принадлежит, – народа, отождествляемого, в свою очередь, с государством.
* * *
Другой вариант соединения идеи общности – на этот раз религиозной и в этом смысле как будто наднациональной и надэтнической (хотя связи здесь на самом деле более сложны) – был в этом веке и предложен, и очень во многом осуществлен так называемым исламским фундаментализмом. Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (ок.1902 – 1989) скорее один из героев, авторитетных фигур этого мифа, чем в строгом смысле его создатель. В исламистском мифе обрело новый, действенный облик изначальное, чуть ли не архетипическое чувство единства и тождества религии и жизни. Теперь оно не только понималось буквально: его предполагалось, более того, просто требовалось осуществить политическими средствами. Поэтому и оказалось возможным такое, только в ХХ веке мыслимое событие, как исламская революция 1979 года в Иране (Хомейни был в числе ее важнейших вдохновителей). Революцией, типичным для ХХ века способом социального реагирования, двигало стремление вернуться (архаичнейший миф изначального как истинного – более истинного, чем все последующее; миф обновления через возвращение) к тому, чтобы страной управляли – в полном соответствии с Божественной волей – религиозные ученые, а жизнь строилась бы на основе норм шариата. Здесь тоже, как видим, человек освобождается от неподлинного (искаженной или недостаточной религиозности; следования западному образу жизни и зависимости от западных товаров) путем возвращения к своей истинной и единственной сущности.
* * *
Третий вариант решения неполитических по сути проблем политическими средствами – как бы он ни контрастировал с двумя предыдущими (придание экзистенциальным вопросам и смыслам политического звучания), – это политический сионизм, основателем которого стал Теодор ГЕРЦЛЬ (1860–1904). В нем соединился характерный для двух последних веков европейской истории миф политического устройства жизни, о суверенном государстве как самой адекватной форме существования нации с древнейшим, глубинным мифом еврейского этнического и религиозного (в их неразрывности) самосознания, с мифом еврейской национальной судьбы. Сказался здесь и миф возвращения: еврейское государство предполагалось создать (а главное – ведь действительно создали!) на изначальной его территории – в Палестине. Эти представления не просто уживались, но ухитрились образовать устойчивое единство с типичными либеральными (обладавшими в массовом восприятии силой мифа!) идеями социального прогресса, прав человека, возможности и необходимости устроить жизнь по рациональному плану, с использованием достижений науки и техники. И, несомненно, здесь присутствовал мотив освобождения – все теми же политическими, рационально продуманными средствами – от неподлинности: от рассеяния евреев, от их ассимиляции, от ложного самосознания, от угнетенности, от страхов.
Наблюдательный читатель заметит, что наиболее действенными из новейших мифообразований оказываются те, в которых соединяются, усиливая друг друга в новом единстве, несколько разных, доселе, казалось бы, не связанных между собою мифов. Заметит он и то, что лежащие в глубине этих мифов интуиции очень родственны той, о которой мы говорили в связи с Марксом. Никоим образом не стоит, однако, думать, будто они порождены влиянием марксизма. Все глубже и сложнее: они восходят к общему с ним корню – к тому своеобразному типу мирочувствования, который сложился в Европе к ХIХ веку. Рассмотрение этой интересной темы, правда, завело бы нас сейчас слишком далеко в сторону, поэтому ограничимся пока только обозначением этого.
Заметим под конец, что двое из трех наших нынешних героев – Гитлер и Герцль – духовно связаны с Веной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru