Обеспечить, построить, восстановить
1 февраля в Министерстве образования России
обсуждали “Программу мер по восстановлению
системы образования в Чеченской Республике”.
Кому что важнее
В переполненном зале коллегий не осталось
свободных мест. Делегация из Чечни, множество
журналистов, чуть ли не все руководители
министерства, представители министерств
здравоохранения, топливной промышленности и
Министерства по делам национальностей. Приехали
представитель президента в Чеченской Республике
Николай Кошман, председатель Комитета по
образованию и науке Государственной Думы Иван
Мельников. Такое здесь бывает нечасто. Что и
говорить, тема того стоит. Впрочем, бурного и
длительного обсуждения не вышло, слово получили
немногие, принципиальных и существенных
поправок практически не было. С программой
согласились все.
...Возражение, правда, вызвал пункт решения
коллегии: “Программа структурирована также по
наиболее важным направлениям – восстановление
документов об образовании, летний отдых детей”.
Многим показалось, что для людей, которые, по
свидетельству Николая Кошмана, пьют воду из луж и
живут в подвалах, летний отдых и утраченный
аттестат – не самое важное.
– У наших детей – накопившееся за много лет
психическое напряжение, так называемый
поствоенный синдром. Летний отдых – это хорошо,
но этого мало, нам нужны постоянно действующие
центры реабилитации, – медленно говорит
начальник отдела науки, образования и культуры
временной администрации Чеченской Республики
Илесс Сигаури, совсем молодой человек. – Эта
программа несовершенна, но и в таком качестве она
для нас свет в конце тоннеля, ведь мы понимаем,
под какой угрозой наше будущее.
...Из 450 школ в Чечне 267 не работают, а 12 разрушены
полностью. При этом, например, в Гудермесском
районе из 34 школ работает 32, и учатся там в две-три
смены по 1200–1400 человек, а в Урус-Мартановском
районе из 40 школ не работает ни одна. В Шалинском
районе – почти так же.
Только сохраните наши вузы
В Чечне было три вуза – государственный
университет, Грозненский нефтяной институт и
государственный педагогический институт.
Предложение не восстанавливать все три, а
готовить учителей на факультетах университета
вызвало обеспокоенные выступления
представителей Чечни:
– Наша беда не в том, что у нас много вузов. Беда в
том, что у нас их слишком мало, – говорили они. – В
этом слишком низком среднем уровне
образованности чеченского народа – одна из
причин того, что произошло. В 1989 году республика
занимала последнее место на Кавказе по числу лиц
с высшим образованием на 1000 человек. Поэтому не
может, не должно быть речи о слиянии вузов.
В конце концов так и решили: восстанавливать три
вуза в Аргуне, где есть электроэнергия и вода.
Кроме того, на медицинском факультете
университета будут готовить врачей. (Все это
время их готовили в российских институтах: в 1999
году, например, для абитуриентов из Чечни было
предусмотрено 45 мест.)
Предполагается с февраля по июль провести учет
детей школьного возраста; с сентября по декабрь
– временное лицензирование школ (ни одно
образовательное учреждение, как сказали
представители Чечни, не выдержит лицензионных
требований, но нельзя оставлять их закрытыми до
лучших времен); к маю подготовить тексты
экзаменационного материала для итоговой
аттестации выпускников, в феврале обеспечить
экзаменационными билетами, в апреле–мае решить
вопросы обмена и восстановления аттестатов; к
марту разработать программы ускоренного
обучения детей, не учившихся в школе больше
одного года; к августу обеспечить детей
учебниками, а школы пособиями, картами,
оборудованием для кабинетов физики, химии,
биологии, для спортивных залов, с
1 сентября открыть классы ускоренного, вечернего,
заочного обучения. В июне подучить чеченских
учителей в институтах повышения квалификации
Ставрополя и Ростова. Восстановление и ремонт
школьных зданий запланированы на 2000–2001 годы.
Что надо успеть за один год
В разделе “Восстановление системы специального
образования” на этот и следующий годы
запланированы ремонт и восстановление зданий
детского дома и школы-интерната № 2 для
детей-сирот в Грозном, школ-интернатов в
Урус-Мартане и Ножай-Юрте, специального
учебно-воспитательного учреждения в Старой
Сунже, капитальный ремонт зданий коррекционных
образовательных учреждений для детей с
отклонениями в развитии – трех республиканских
школ-интернатов в Грозном.
Начнется строительство Центра
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям и Центра реабилитации детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата и
детей – инвалидов войны.
Во II–IV кварталах этого года в НОУ “Центр защиты
от стресса” в Махачкале будет организована
реабилитация пострадавших детей, поставлено
медицинское и реабилитационно-оздоровительное
оборудование. По программе “Дети России” в III–IV
кварталах этого года в детские дома и
школы-интернаты поставят станки и швейные
машинки.
На факультете специальной педагогики
Дагестанского педагогического университета
откроется учебная группа для граждан Чеченской
Республики сверх установленного плана и на
условиях внеконкурсного приема. Будут
восстанавливаться библиотечные фонды учебной и
методической литературы для всех уровней
образования. Организуется целевое изготовление
и поставка звукоусиливающего оборудования и
оборудования для детей с нарушениями зрения и
опорно-двигательного аппарата...
Скорее всего на программу, как всегда, дано в
сотни раз меньше того, что необходимо
(1 млрд 161 млн руб.).
Сами бомбим – и сами строим. Сами разрушаем – и
сами же восстанавливаем. Воюем на деньги, которых
нет, и на эти же отсутствующие деньги лечим и
ремонтируем. Об этом невозможно не думать, читая
программу. Но не лечить и не ремонтировать
нельзя.
– Мы, взрослые, можем быть, виноваты в том, что
произошло. Но дети уж точно ни в чем не виноваты,
– говорит министр образования Владимир
Филиппов. – Нельзя думать о том, что это
происходит где-то там, далеко, нужно представить,
что это наши дети – неграмотные, без лекарств,
без книг, без помощи.
Эту программу, по заверению министра
образования, поставили на еженедельный контроль.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|